2.1 Виды государственной службы и её принципы.
Государственная служба РФ подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.
Федеральная государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.[5] Видами федеральной государственной службы являются федеральная государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о системе государственной службы.
Государственная служба субъектов РФ – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий субъектов РФ, а также полномочий государственных органов субъектов и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.[6] К государственной службе субъектов РФ относится только государственная гражданская служба субъекта РФ. Другие виды государственной службы, в том числе военная и правоохранительная служба, службой субъектов РФ быть не могут.
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией, Законом о системе государственной службы, Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами государственных органов.
|
Система государственной службы основывается на определенных принципах ее построения и функционирования:
· на федерализме — принципе, который обеспечивает единство системы ГС и соблюдение конституционной структуры, разграничения функционала и прав между федеральными органами власти и органами власти регионов РФ;
· на принципе законности;
· на равенстве доступа граждан к ГС;
· на первостепенности прав и свобод человека, на обязательном их признании, их защите и соблюдении;
· на взаимосвязи ГС и муниципальной службы;
· на принципе единства правовых и организационных начал ГС, которые законодательно закрепляют единый подход к строению госслужбы;
· на открытости ГС, ее доступности контроля со стороны общества, предоставлении объективных сведений гражданам о деятельности государственных работников;
· на принципе компетентности и профессионализме госслужащих;
· на положении о защите госслужащих от незаконного вмешательства в их деятельность как со стороны государственных структур и должностных лиц, так и со стороны других граждан и предприятий.
2.2 Понятие и виды государственных служащих.
В соответствии с законом, гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.[7] Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
|
Одним из ключевых институтов гражданской службы, определенных Законом о гражданской службе, является институт должности гражданской службы. Прохождение гражданской службы возможно только на должности государственной службы. При освобождении от должности и, не будучи назначенным на другую должность лицо увольняется с гражданской службы.
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений Закона о гражданской службе в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
В Законе о гражданской службе содержится классификация должностей гражданской службы, которые подразделяются на категории и группы.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1. руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
|
2. помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3. специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4. обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.[8]
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
· высшие должности гражданской службы;
· главные должности гражданской службы;
· ведущие должности гражданской службы;
· старшие должности гражданской службы;
· младшие должности гражданской службы.