УРОК 2 ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА
Ход урока
Слайд 1. Начало урока.
1. Организационный момент
Слайд 2 Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас второе занятие. Еще раз вам повторю, что мы будем знакомиться именно с православной культурой. Хотя религия (культ) и культура тесно связаны между собой. Даже слова «культ» и «культура» происходят от одного корня. Пришло оно к нам из латинского языка и образованы от слова cultus, которое обозначает «возделывание, развитие, совершенствование.
Повторение изученного
Давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Я вам показывал слайды…
Слайды 3-12.
Какова была тема прошлого урока?
Слайд 12. Наша Родина – Россия
Тема прошлого урока: «Наша Родина - Россия
Мы говорили с вами о Родине, Отечестве, нашей стране – России.
Слайд 13 На прошлом занятии вы выполняли упражнение №1. Вам необходимо было написать слова ассоциации к словам «Родина», «Отечество», «Россия». Давайте зачитаем то, что вы написали.
Слайд. 14.
Ро́дина — это место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную связь. Говорят еще, что Родина – мать, и мы все, как верные дети испытываем особое чувство любви и долга, которое называется — патриотизм.
. Слайд 15-16. Братья Газдановы
Оте́чество, отчи́зна — родная страна. Понятие отечество, отчизна обозначает страну предков (отцов) человека.
Слайд 17-18.
Российская Федерация — это крупнейшее в мире государство, занимающее 1/8 часть суши и расположенное на северо-востоке Евразии. Это большая и многонациональная страна, территория которой расположилась на двух континентах в Европе и Азии. Россия занимает первое место в мире по размеру территории – более 17 миллионов квадратных километров. Россия — страна с многовековой историей, богатым культурным наследием, духовными и культурными традициями и щедрой природой.
|
Слайд 19. Крещение Руси
Итак, каждый народ имеет свои духовные и культурные традиции. А теперь ответим на два главных вопроса прошлого урока:
• Почему многочисленные народы нашей страны захотели жить вместе и объединились в одно государство?
• Какое событие повлияло на это объединение?
Слайд 20.
Объявление темы урока.
Слайд 21. В 988 году…
В 988 году святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь. Наши предки приняли Православие, которое учило людей любви и добру. С этого времени Православие стало официально государственной религией., и играло важнейшую роль во всех государственных делах и в повседневной жизни народа. Почему так: Спросите вы?
Потому что каждое утро человек вставал перед иконами и молился.
Слайд 21. Молитва утром.
Молился он перед едой, вечером, в продолжении дня перед началом любого важного дела. В воскресение он обязательно шел в храм.
Слайд 22-23. Дети идут в храм.
Там он слышал церковные песнопения, проповедь священника, усваивал основы православной веры, видел иконы и фрески…
Слайды 24-25.
Службы сопровождал звон колоколов.
Слайд 26. Колокола.
Все важнейшие события в жизни человека были связаны с его верой в Бога. Человек рождался – его крестили в церкви.
Слайд 27. Крещение.
По Священным книгам Псалтыри и Апостолу его учили читать и писать. Кстати первая книга, которая была напечатана на Руси в 1563 году первопечатником Иваном Федоровым – это был Апостол.
|
Слайд 28. Книга Апостол.
Апостол – это отдельная книга, в которой заключена часть текста Библии. Эта книга используется при богослужении.
Слайд 29.
Ее читают перед чтением Евангелия. И если Евангелие на Литургии читает священник или дьякон (священнослужители), то Апостол может читать за богослужением мирянин.
Слайд 30.
Когда человек женился – его венчали опять же в церкви.
Слайд 31.
Если человек отправлялся на бой с врагами, то брал благословение.
Слайд 32.
Когда человек умирал – его опять же отпевали в храме, несли на кладбище и хоронили под крестом. А родные, поминая усопшего, служили по его душе панихиды.
Человек всегда носил на груди крест – символ победы добра над злом. И если хотели дать характеристику плохому, безнравственному человеку, то говорили так: «Креста на тебе нет!» Тем самым показывая, что верующий православный человек является образцом нравственности.
Слайд 33.
И примеры нравственного поведения любой верующий черпал, читая главную книгу христиан – Евангелие и жития святых, которые на практике в своей жизни реализовали то, что было написано в Евангелии.
Слайд 34. Евангелие.
Теперь мы понимаем, что окружало, какие предметы, вещи были в жизни наших предков. Что существовало тогда в мире, окружающем человека.
Слайд 35.
Если мы зададимся вопросом: Что окружает человека? То это, конечно же, природа, которую, как говорят верующие люди, создал Творец, и то, что создано самим человеком.
|
Слайды 36-37.
На протяжении тысячи лет Вера в Бога для русского человека была главным стержнем в жизни.. С детства его окружали храмы, церковные песнопения, иконы, колокола, учение Церкви. Религия формировала и определяла основные нравственные ценности человека, на которых строились взаимоотношения между людьми.. А культура отображала эти ценности. Под словом «культура» мы понимаем все созданное человеком. Любой предмет является частью этой культуры. Культура – это результат деятельности человека, и она тесно связана с религией той страны и народа, о которой мы говорим.
Мы живем с вами в России. А культура России исторически, на протяжении последнего тысячелетия, формировалась под воздействием Православия. Поэтому понятно: почему ваши родители и вы захотели изучать прежде всего культуру нашей страны, то, что создано нашими предками.
Собственно, как вы уже поняли, тема нашего сегодняшнего урока: «Православие и культура». Запишем ее в тетрадку на С. 4.
Слайд 38. Тема урока: «Православие и культура»
Мы с вами занимаемся, «Основами Православной Культуры». Вообще, о чем мы будем говорит с Вами в этом году. Давайте посмотрим небольшой видео фильм.
Видео 1 урока 2 4 класс
Основная часть урока
Еще раз вспомним значение слова «культура». Оно произошло от латинского слова cultus, что означает «возделывание», «развитие», совершенствование». Культура – это все, что произведено руками человека. Литература, живопись, архитектура, и другие проявления культурной жизни общества корнями уходят в религию своей страны.
Слайд 42 -43
А атомную бомбу можно назвать созидательной деятельностью культурного человека? Культурой можно назвать только позитивные результаты деятельности человека. Это все созданное человеком и содействующее его благу, его духовному совершенствованию.