Может ли привычка запоминать именно таким образом стать непосредственной причиной неуспеваемости учеников?




Ученик систематически готовил заданное в школе, а на уроках часто получал двойки. Он не раз заявлял, что ему трудно

запоминать. Добросовестно, но механически заучив дома определения, он так воспроизводил его на уроке: «Первое слово забыл …

на «с» … как-то … как-то на «с» называется … Сочетания слов и отдельные … предложения … слова...» и т. д. Сам мальчик так

Помнил способ заучивания им этого определения «Не понимал, но заучивал, читал несколько раз и про себя повторял».

Проанализируйте ситуацию.

Какой вид запоминания учебного материала использовал ученик?

Является ли он типичным для младших школьников?

В чем причина его использования учениками начальной школы?

Может ли привычка запоминать именно таким образом стать непосредственной причиной неуспеваемости учеников?

 

Представленная ситуация относится к области воспитания и формирования личности, учебной деятельности и проблеме развития памяти ребенка, а именно запоминание. Проблема в данной ситуации состоит в том, что у ученика проблема с запоминанием, он добросовестно готовит задания, но без понимания сути, приводящие к формальному усвоению знаний.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Память — сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них – запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.

Запоминание - закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

По степени активности протекания выделяют непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) запоминание.

Непроизвольное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило след в коре головного мозга. Мы многое запоминаем каждый день, хотя и не прикладываем к этому каких-либо усилий.

Лучше запоминается то, что связано с деятельностью человека, его целями и потребностями, поэтому даже непроизвольное запоминание имеет избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему.

Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некоторую информацию и использует специальные приемы для запоминания.

Таким образом, для того, чтобы запомнить материал, важно не только его прочитать или прослушать и понять, но и поставить себе цель.

Для эффективного запоминания важно не только поставить общую задачу на запоминание, но и уточнить специальную задачу: запомнить только суть воспринимаемого материала, запомнить только главные мысли и основные факты или запомнить дословно.

Для произвольного запоминания используют специальные мнемические действия, которые составляют суть заучивания - многократного повторения материала до полного его запоминания.

Таким образом, произвольное запоминание - это особая умственная деятельность.

По степени осмысления материала выделяют два вида запоминания: осмысленное (логическое) и неосмысленное (механическое).

Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Например, заучивание исторических дат, таблицы умножения и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности, то есть одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней по времени. Для установления такой связи необходимо многократное повторение материала.

Осмысленное (логическое) запоминаниеосновано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления.
Основные рекомендации.

 

Соблюдайте принцип наглядности. Весь новый материал лучше представить в виде картинки, образа, схемы;

Помогите школьнику разобраться, хорошо или плохо он выучил новое правило (или написал упражнение, прочитал стих).

Заострите внимание на том, как должен выглядеть результат. Допустим, если стихотворение выучено, то оно должно читаться легко, с выражением и без запинки;

Побуждайте интерес к учебе. Используйте игровые и соревновательные элементы;

Сначала понять – потом выучить. Новую информацию (особенно большие параграфы и тексты) всегда прежде всего нужно разобрать на смысловые кусочки, чтобы понять содержание. Обсудите с ребенком все трудные моменты. Так же, по кусочкам, затем заучивайте;

Для закрепления материала в памяти время от времени заставляйте школьника повторить уже выученные правила. Не используйте повторы слишком часто.

 

Как помочь ребёнку запомнить то, что он читает.

 

Когда речь идёт о систематических занятиях, поступайте следующим образом.

1.Удостоверьтесь, что ребёнок всё хорошо понял из прочитанного.

2.Заинтересуйте ребёнка (мотивируйте его работу).

3.Не учите с ребёнком слишком много за один раз.

4. Не разбивайте заучиваемый материал на слишком короткие части. Если не соблюдать это правило, то ребёнок потеряет целостное видение материала и в дальнейшем будет трудно восстановить связь между группами строк.

5. Учите материал в определённый час. Занимаясь с ребёнком в определённый час, вы приучите мозг ребёнка к наилучшему восприятию именно в это время. Это становится своего рода условным рефлексом.

6. Пусть ребёнок часто повторяет материал, который он учил наизусть. Но не повторяйте раньше 5-6 часов после первого изучения (закон Жоста).

 

Таким образом, можно сделать вывод, что с первого дня обучения в школе ребёнок должен многое заучить. Однако он ещё не знает «техники» заучивания, не знает приёмов, облегчающих запоминание, не умеет проверять степень запоминания. Как правило, не зная всего этого, ученик идёт по пути «наименьшего сопротивления», заключающегося в дословном механическом заучивании, исключающем осмысливание логических связей в содержании, в частях материала. Поэтому важной задачей учителя является обучение школьников запоминанию, ознакомление их с приёмами, схемами осмысленного заучивания. Это значительно повышает эффективность запоминания и последующего его воспроизведения. Дети с плохой памятью нередко просто не умеют запоминать и не учитывают условия, необходимые для успешного запоминания.

 

СИТУАЦИЯ 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: