Тип проекта.
По основным сферам деятельности:
1. технические;
2. организационные;
3. экономические;
4. социальные;
5. смешанные.
Класс проект.
По составу и структуре проекта и его предметной области:
1. монопроект;
2. мультипроект;
3. мегапроект.
Масштаб проекта.
По размеру проектов:
1. мелкие;
2. средние;
3. крупные;
4. очень крупные.
Длительность проект.
По продолжительности периода осуществления:
1. краткосрочные проекты (до 3-х лет);
2. среднесрочные проекты (от 3 до 5 лет);
3. долгосрочные проекты (свыше 5 лет).
5. Сложность проекта:
1. простые проекты;
2. сложные проекты;
3. очень сложные проекты.
Вид проекта.
По характеру предметной области:
1. инновационные проекты;
2. организационные проекты;
3. научно-исследовательские проекты;
4. смешанные проекты.
6. Причины составления бизнес-плана.
Существуют четыре основные причины составления бизнес-плана.
Возможность обнаружить проблемы «на бумаге» до того, как они возникли.
Можно спорить с тем, какую из причин составления бизнес-плана поставить на первое место, а какую - на второе или третье. И трудно возражать, если кто-то сочтет, что вторую и третью причины нужно поменять местами. Но совершенно точно: бизнес-план в первую очередь нужен тому, кто задумывает изменения в своем бизнесе, и для того, чтобы взглянуть на себя со стороны. Новое дело - это всегда некоторый прогноз развития событий. Здесь обязательна попытка для самого себя уяснить основные направления бизнеса, его сильные и слабые стороны, прикинуть примерный объем денег.
Один из первых заказов на бизнес-план для кредита привел к отрицательному результату. По всем расчетам получалось: чтобы отдать кредит в реальные сроки, каждая торговая точка должна иметь оборот в размере 3 млн руб., а она имела не более 1 млн руб. Чудес в бизнесе не бывает: поднять оборот втрое - нереально. Кредит брать нельзя. Но заказчик был доволен результатом: "Если бы я не просчитал все и как-то получил бы кредит, - сказал он, - то не смог бы его отдать. Уме если на бумаге не получается, то в жизни еще сложнее. На мне повисли бы 500 000 долл. невозврата. Вот тогда был бы повод расстроиться". Именно составление бизнес-плана заставило его отказаться от рискованной идеи, оказавшейся только поверхностно привлекательной.
|
Таких примеров можно привести очень много. Еще больше примеров, когда деньги привлекаются без всякого плана и расходуются неизвестно на что. Но такие вопросы в данной книге не рассматриваются.
2. Без бизнес-плана практически невозможно привлечение инвестиций.
Термин "бизнес-план" стал модным в 1991-1992 гг. Это было время "отрицательных" банковских ставок: инфляция больше, чем проценты по кредиту, поэтому отдавать нужно "пустые" деньги. В таких условиях получение кредита часто определялось личными взаимоотношениями банкира и заемщика, а не качеством бизнеса. Поэтому в ответ на предложения по разработке бизнес-плана можно было услышать: "Скажите пожалуйста, а есть ли гарантии, что по нему дадут деньги?" Уже тогда правильный ответ звучал так: "Гарантировать можно только то, что без бизнес-плана денег не дадут". И это было сущей правдой. Чем ближе к цивилизованному рынку, гем "абсолютнее" становится это правило.
|
Здесь могут возразить: в объявлениях некоторых банков прямо говорится, что "бизнес-план не нужен". Учтите: это лишь рекламная уловка. На самом деле - либо банки просят заполнить разверну тую анкету, которая называется "кредитная заявка " (это по сути - сокращенный вариант бизнес-плана), либо они хотят, чтобы бизнес-планом занялась "близкая " банку структура.
3. Бизнес-план -это стандартный документ ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.
Как и всякое явление, бизнес-планирование переживает взлеты и падения. Сейчас на Западе уже нет "моды на бизнес-план". Как-то само собой понимается, что у фирмы он должен быть. Обратите внимание на такие строки в средствах массовой информации: "В связи с кризисом в России фирма (да-nee стоит название весьма уважаемой в деловом мире фирмы) должна откорректировать свои бизнес-планы ". Это говорит о том, что на Западе принято иметь тщательно продуманный бизнес-план, систематически корректируемый в соответствии с меняющимися условиями. Его отсутствие является в глазах иностранных партнеров существенным недостатком предприятия, отражающим слабость управления компанией.
Бизнес-план - это элемент имиджа вашего предприятия. Значительно убедительнее выглядит человек, который знает, как будет развиваться его фирма в течение ближайших лет, чем тот, который затрудняется ответить на этот вопрос.
Не удивляйтесь, если зарубежные партнеры попросят разрешения ознакомиться с бизнес-планом вашей фирмы, основными направлениями ее развития на ближайшее время или с другими аналогичными документами. На Западе принято, что такой документ существует, и с ним идет постоянная работа.
|
4. Бизнес-план - это инструмент контроля и управления.
Бизнес-план - это стартовая точка и базис плановой и исполнительской деятельности предприятия, единый источник стратегической информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует на все результаты работы предприятия.
В одной из нижегородских компаний бизнес-планирование начинается от отдельной сделки. На специальном бланке под названием "Бизнес-план сделки "менеджер доказывает, почему товар надо купить у определенного поставщика, просчитывает срок его поступления, прикидывает, когда нужно делать платежи, показывает прибыльность сделки для предприятия. Его обоснования и расчеты очень близки к обоснованию краткосрочного кредита в коммерческом банке (кредита под пополнение оборотного капитала). Только кредит менеджер запрашивает как бы у своего предприятия. На этом бизнес-плане ставится виза руководителя. Она означает фактически только одно: в момент платежей на счетах у предприятия будут деньги. За это отвечает руководитель. После утверждения бизнес-плана идет отслеживание поступления товара и контроль за реализацией. Ежедневно руководитель компании или его заместитель на экране компьютера сравнивают прогноз реализации и ее реальный ход. Если реализация идет в рамках программы, то менеджеру обеспечена максимальная премия. Если отклонения больше определенного процента, то это сигнал к принятию организационных решений.
Это только один пример того, как бизнес-план превращается в действенное средство контроля и управления. Постоянные изменения условий, в которых действует компания, предполагают уточнения и пересмотр бизнес-плана. Это в свою очередь требует выработки механизма привлечения управленческого персонала к работе по постоянному усовершенствованию и пересмотру бизнес-плана.
7. Общая структура бизнес – плана.
1.Титульный лист
2.Задание на выполнение бизнес-плана
3.Содержание бизнес-плана
4.Резюме
5.История развития организации
6.План маркетинга
6.1.Анализ положения дел в отрасли
6.2.Анализ конкуренции
6.3.Анализ рынка сбыта
7.Производственный план
7.1.Техника и технология
7.2.Кадры
7.3.Издержки производства
7.4.Прогноз объема производства и реализации продукции
8.Организационный план
8.1.Организационно-правовая форма
8.2.Организационная структура управления
9.Оценка риска проекта
10.Финансовый план
10.1.Расчет себестоимости единицы продукции
10.2.Счет прибылей и убытков
10.3.Баланс доходов и расходов
10.4.Расчет коэффициентов оценки финансовой деятельности предприятия.
10.5.расчёт эффективности бизнес-проекта
10.6.Прогнозный баланс движения денежных средств
11.План исследований и разработок
12.Список использованных источников
13.Приложения.
8. Содержание титульного листа и резюме бизнес-плана.
Содержание титульного листа бизнес-плана:
Ø Наименование проекта;
Ø Наименование предприятия;
Ø Организационно-правовая форма;
Ø Уставный капитал;
Ø Доля государства в уставном капитале;
Ø Адрес;
Ø Телефон;
Ø Факс;
Ø Руководитель проекта;
Ø Месторасположение производства, в которое вкалываются средства;
Ø Лицо для контактов по проекту (телефон, факс);
Ø Главный бухгалтер (телефон, факс);
Ø Директор по производству (телефон, факс);
Ø Куратор в банке (телефон, факс);
Ø Город;
Ø Дата составления;
Резюме бизнес-плана:
Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел студент.
Структура резюмедолжна состоять из трех частей:
Ø введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта;
Ø основное содержание, сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т. д.;
Ø заключение, суммирует факторы будущего успеха организации.
Для составления резюме чрезвычайно важно правильное представление о его резюме. Резюме должно быть кратким, лучше, если резюме поместится на одной странице.
Резюме – это ключевая часть документа, "продающая" его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством, учитывать специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов.
9. Значение характеристики отрасли и истории развития организации в бизнес-плане.
Характеристика отрасли:
1. Состояние и перспектива развития отрасли;
2. Структура отрасли;
3. Емкость рынка сбыта, тенденции его роста;
4. Факторы, влияющие позитивно или негативно на бизнес;
История развития организации.
1. Когда и кем основана организация;
2. Основные этапы развития;
3. Какие товары и услуги она представляет;
4. Какова роль высшего руководства в развитии бизнеса;
5. Как распределены основные роли в фирме;
6. Приводятся основные технико-экономические показатели.
10. Содержание и значение плана маркетинга в бизнес-плане.
Маркетинг:
1. Процесс установления взаимовыгодных отношений обмена;
2. Вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд посредством обмена;
3. Комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.
4 P продавца | 4 С покупателя |
Продукт | Нужды потребителей |
Цена | Издержки клиента |
Место | Удобство |
Продвижение | Коммуникация |