Изменения в политике США




 

Латинская Америка начинает играть все большую роль в мировой торговле. Доля этого региона в мировом экспорте увеличилась с 3,5 до 5 с лишним процентов, причем половина всего экспорта идет в США.

Однако если брать чисто количественные показатели, то военные расходы стран Латинской Америки выросли с 16 до 26 млрд. долл., т.е. возрос ее удельный вес в мировых военных расходах. Регион становится одним из наиболее притягательных рынков для международных торговцев оружием. И здесь Вашингтон проявил достаточно важную инициативу, снимая те ограничения, которые существовали на протяжении многих лет на поставки новейших вооружений в этот регион.

В «A National Security Strategy for the New Century» (2002 г.), сказано:

«Our hemisphere entered the twenty-first century with an unprecedented opportunity to secure a future of stability and prosperity—building on the fact that every nation in the hemisphere except Cuba is democratic and committed to free market economies…Sub-regional political, economic and security cooperation in North America, the Caribbean, Central America, the Andean region and the Southern Cone have contributed positively to peace and prosperity throughout the hemisphere… U.S. strategy is to secure the benefits of the new climate in the hemisphere while safeguarding the United States and our friends against these threats[21]».

«Наше [западное] полушарие вошло в XXI век с беспрецедентной возможностью установить стабильное и богатое будущее, основанное на том факте, что каждая страна в регионе, кроме Кубы, является демократической и подчиняется законам свободной рыночной экономик. Региональное политическое, экономическое сотрудничество, так же, как и сотрудничество в области региональной безопасности в Северной Америке, Карибском бассейне, Центральной Америке, Андском регионе и Южной Америке уже внесло ощутимый вклад в дело мира и процветания всего региона. Стратегия США направлена на закрепление нового климата в регионе и защиту США и их друзей от этих угроз» (угрозы, упомянутые в документе – борьба с коррупцией и наркотиками).

Администрация США осознает, что сегодня в целях сохранения своих ведущих позиций в регионе к латиноамериканским странам необходимо относиться как к равноправным партнерам. Активность США в насильственном распространении демократии в регионе, не взирая на желания самих этих народов, уменьшается.

Важно, что в США достаточно хорошо понимают истоки антиамериканских настроений как во всем мире, так и в латиноамериканском регионе в частности.[22]

Внимание США сегодня главным образом акцентируется на антинаркотических и контртеррористических направлениях - в Андском регионе, а также развитием свободной торговли. В июне 2002 США и другие члены Организации Американских Государств подписали Межамериканскую Конвенцию против Терроризма.

В торговой сфере США осуществляют различные программы под эгидой Агентства Международного Развития (USAID). Оно активно спонсирует образование, здравоохранение, экологию и прочие отставшие отрасли.

В данный момент США проявляют всё большую обеспокоенность проблемами производства наркотиков в Андской Области. В течение более чем двух десятилетий, американская политика в этом регионе сосредоточились почти исключительно на усилиях по противонаркотическим акциям (то есть, борьба с культивированием листа коки и его преобразованием в кокаин). Отмечается 15% понижение культивирования коки в Колумбии, однако, с 2002 его вновь начали выращивать в Боливии и Перу. Некоторые чиновники Администрации полагают данную помощь бесполезной.

С тех пор, как в январе 1994 заключено Североамериканское Торговое Соглашение (NAFTA) Администрация решила создать подобный же формат в отношении Латинских стран. В ходе многолетних переговоров получилось три проекта, находящиеся сейчас в разной степени готовности.

США-Чили FTA. 11 декабря 2002 после двух лет и 14 раундов переговоров, это соглашение о Свободной Торговле (Free Trade Agreement) является, вероятно, самым быстрым. В соответствии с договорённостью 85% потребительских и промышленных товаров не подлежат таможенному обложению. Также, 75% тарифов на сельскохозяйственные товары и автомобильные налоги должны быть устранены в пределах первых четырёх лет.

США-Мезоамерика FTA. 8 января 2003, Администрация Буша объявила, что Соединенные Штаты начали договариваться о FTA с пятью Центральноамериканскими странами-участниками Общего рынка (SASM) - Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, и Никарагуа. Первый из девяти намеченных раундов переговоров начался 27 января 2003 в Сан-Хосе (Коста-Рике), и обе стороны выразили оптимизм, что соглашение может быть заключено к концу года[23].

Однако, несмотря на все усилия Администрации, регулярные визиты президента США в страны региона (Дж. Буш за 8 лет своего президентства побывал там 9 раз), влияние США падает. В Венесуэле, Боливии, Эквадоре и Никарагуа к власти пришли левые режимы, а правительства большинства других стран Латинской Америки если не поддерживают антиамериканизм открыто, то уж точно не являются союзниками США. Практически все визиты президента Дж. Буша сопровождались крупными акциями протеста.

Новый президент США, Б. Обама обещает открыть новую страницу в отношениях с Латинской Америкой. Так, например, на встрече с лидером Мексики Фелипе Кальдероном в Институте культуры Мексики в Вашингтоне он заявил: «Несмотря на то, что в последние годы отмечались напряженные отношения между США и Латинской Америкой, предстоящие годы моего президентства откроют новую страницу, новую главу сотрудничества с этим регионом[24]»

19 апреля в Порт-оф-Спеин завершился Пятый саммит стран американского континента.

В своей речи на открытии саммита Б. Обама заявил:

«…We can overcome our shared challenges with a sense of common purpose, or we can stay mired in the old debates of the past. For the sake of all our people, we must choose the future.

Too often, the United States has not pursued and sustained engagement with our neighbors. We have been too easily distracted by other priorities, and have failed to see that our own progress is tied directly to progress throughout the Americas. <…> We will renew and sustain a broader partnership between the United States and the hemisphere on behalf of our common prosperity…[25]».

«…Мы можем вместе преодолеть наши общие проблемы или и дальше оставаться под влиянием прошлого. Ради процветания наших народов мы должны выбрать будущее.

Раньше Соединенные Штаты не стремились к установлению и поддержанию прочных связей с нашими соседями. Нас отвлекали другие приоритеты, и мы не понимали, что развитие США напрямую связано с развитием всего Американского континента. Мы будем расширять наши партнерские отношения со странами западного полушария, чтобы добиться процветания для наших стран…».

В целом, вся речь Б. Обамы посвящена вопросам установления прочных связей с латиноамериканскими странами (в том числе с Кубой), в первую очередь для сотрудничества в области безопасности, борьбы с финансовым кризисом.

В преддверии саммита он снял ограничения на поездку американских граждан к родственникам на Кубу и денежные переводы на остров. Его решение получило обширное одобрение латиноамериканских стран. Лидер Кубы Рауль Кастро затем отметил, что Куба готова "на равных правах" наладить диалог с США по вопросам демократии, свободы и прав человека.

Вместе с этим, в американо-венесуэльских отношениях также наметилась тенденция смягчения. Во время саммита президент Уго Чавес провел беседу с Б. Обамой и объявил о возвращении посла в США.

В торгово-экономических отношениях Б. Обама пообещал предоставить 448 млн. долларов странам, серьезно пострадавшим от экономического кризиса, включая латиноамериканские государства, а также создать фонд микрокредитования Западного полушария для оказания помощи местным предприятиям[26].

Касаясь борьбы с наркотранзитом и преступностью, Б. Обама пообещал активизировать работу по ликвидации наркоторговли внутри страны и пресечению контрабанды оружия, а также способствовать обменам и сотрудничеству с Мексикой в этом направлении. Кроме того, Б. Обама также готов выделить 33 млн. долларов для усиления сотрудничества со странами Карибского бассейна в обеспечении общественной безопасности и совместного нанесения ударов по преступности.

Несмотря на то, что во время саммита руководители США и латиноамериканских стран выразили готовность к улучшению двусторонних отношений, по мнению местных экспертов, отношения с латиноамериканскими странами в будущем еще достаточно длительное время не смогут стать приоритетным направлением во внешней политике США, и их невозможно улучшить за один день. Аналитики полагают, что в любое время и по любым вопросам Вашингтон всегда прежде всего учитывает национальные интересы, администрация Обамы не приступит к серьезным переменам в политике в отношении Латинской Америки и продолжит прагматичную политику США в латиноамериканских вопросах. Как сказал Обама 19 апреля на пресс-конференции, проявление дружественного подхода к Уго Чавесу не нанесет вред интересам США, но "между двумя странами по-прежнему существуют огромные разногласия"[27].

 

2.2 Политика стран Латинской Америки в отношении США

 

Отношения с Соединенными Штатами сохраняют свое приоритетное значение для стран латиноамериканского региона. США остаются главным торговым партнером, экспорт товаров из США составляет 150 млрд. долларов в год. США также занимают ведущее место по размерам инвестиций.

Однако можно отметить некоторое противодействие американскому курсу. Прежде всего, оно исходит из Кубы, Венесуэлы и Боливии. Новые политические лидеры отказываются от практики своих предшественников. Известно, что на саммите Организации американских государств (ОАГ) в Аргентине не было поддержано американское предложение о создании зоны свободной торговли в Латинской Америке. В качестве самого яркого примера, можно привести политику президента Венесуэлы У. Чавеса, которая отличается неприкрытым антиамериканизмом. Постоянной темой его выступлений является критика действий США на международной арене, как в отношении стран региона, так и во всем мире. Его выступления обычно носят очень эмоциональный характер, он не стесняется в выражениях, то называя Дж. Буша «дьяволом», то обещая в XXI веке «похоронить Америку»[28]. У.Чавес стремится уменьшить зависимость Венесуэлы от США путем укрепления отношений с другими странами, такими как Китай и Россия, во всех сферах, вплоть до военного сотрудничества, что вызывает обеспокоенность в американской администрации.

Тем не менее, после смены президента в Соединенных Штатах позиция У. Чавеса по отношению к ним изменилась, были возвращены послы и в целом президент Венесуэлы в кулуарах Пятого саммита стран американского континента заявил, что ожидает улучшения отношений между странами[29], но при этом не собирается отказываться от боливарианской модели.

Политика Мексики, напротив, направлена на дальнейшее сближение с США. Сейчас из 300 млрд. долларов товарооборота этой страны 280 приходится на США. "До бога далеко, а США под боком", — говорят в Мексике[30], подчеркивая этим, что благополучие Мексики напрямую зависит от США.

Сегодня, рост американского влияния в одних странах (например, в Колумбии) вызывает ответную реакцию в виде усиленного вооружения ряда латиноамериканских стран. Помимо Венесуэлы, демонстративно закупившей 100 тысяч автоматов АК-103 и АК-104, а также технологии производств ряда вооружений, свой военный бюджет увеличили Бразилия и Уругвай. Военные специалисты латиноамериканских государств усиливают разработку новых военных доктрин, учитывая опыт американских вторжений в Ираке и Афганистане, а также возможность «внутренних конфликтов». Их основой стала концепция «общей безопасности», предусматривающая единые действия по отражению гипотетической «агрессии извне». Подчеркивается, что такая агрессия может быть «крайней попытки вмешательства с целью навязать прежний экономический курс»[31].

Несмотря на имеющиеся разногласия США остаются основным торговым партнером и главным импортером венесуэльской нефти. Ежедневно Венесуэла поставляет в США 1,5 млн. баррелей нефти и покрывает десятую часть ее потребности. В связи с этим можно сказать, что, несмотря на все имеющиеся политические и идеологические разногласия, в экономическом плане страны Латинской Америке в ближайшее время будут продолжать во многом зависеть от США.

 


Заключение

 

Сегодня Латинская Америка развивается быстрыми темпами, несмотря на существующие внутри региона проблемы и увеличивает свое влияние на происходящие в мире процессы. Разумеется, при этом латиноамериканские страны уже не хотят напрямую зависеть от политики другого государства в своем отношении, тем более, если это государство рассматривает страны региона как собственный «сырьевой придаток». Соединенные Штаты Америки, напротив, постепенно утрачивают свое влияние как во всем мире, так и в латиноамериканском регионе в частности. Отчасти в этом виноват разразившийся в последнее время мировой финансовый кризис, увеличение внешнего долга США, внутренние проблемы, с которыми Администрация предыдущего президента, Дж. Буша, не смогла справиться.

Поэтому в последние несколько лет США начинают осознавать необходимость перемен в своей внешней политике по отношению к Латинской Америке, если они и в дальнейшем хотят иметь доступ к природным и потенциальным экономическим богатствам региона. Равноправное сотрудничество, разумеется, в ближайшее время не будет достигнуто, но шаги в этом направлении предпринимаются. США стремятся влиять на процессы, происходящие в регионе, не так явно и настойчиво, как это происходило в предыдущие годы, понимая, что силой они смогут добиться гораздо меньшего, чем дипломатическими путями, поддержкой борьбы с внутренними проблемами стран региона.(такими, как коррупция и производство и поставка наркотиков).

Сегодня в латиноамериканских странах понимают, что построение «социальной экономики», для чего и осуществляется так называемый «левый поворот», усилит позиции региона в мире и поможет превратиться в одного из крупных лидеров нового многополярного мира, стремящегося согласовать собственные интересы с глобальными без ущемления тех или других. Для того, чтобы дистанцироваться в некоторых вопросах от мнения США страны региона стремятся укрепить свои экономические и политические связи с такими странами, как Китай, Россия, Индия, Япония и другими странами. Однако, по тому, с кем латиноамериканские страны пытаются улучшить свои связи, так же можно судить о степени влияния США на страну. Так, например, Венесуэла, где проводится открытая антиамериканская политика, налаживает свои отношения в первую очередь с Россией и Китаем, которые так же известны своими расхождениями с США по многим вопросам.

Однако страны Латинской Америки пока не могут полностью отказаться от помощи, оказываемой США, пусть и на неравноправных условиях. Скорее всего, в ближайшие несколько лет полная независимость стран Латинской Америки от внешней политики США достигнута не будет.

 


Библиографический список

 

1. Алалыкин Д.С. США, внешняя политика в Латинской Америке//https://zhurnal.lib.ru/a/alalykin_d_s/latinus.shtml.

2. Балмасов С. Южная Америка наносит удар по доллару//https://www.pravda.ru/world/restofworld/south-america/17-042009/308493-america-0.

3. Валлерстайн И. Как далеко влево продвинулась Латинская Америка?// https://scepsis.ru/library/id_2102.html.

4. Гвоздарев Б.И. Интеграционные процессы в западном полушарии на современном этапе: позиция США, латиноамериканский аспект и интересы Российской Федерации (научный доклад)// https://iskran.iip.net/russ/works98/gvosdarev.html#Латиноамериканский.

5. За один день невозможно улучшить отношения между США и странами Латинской Америки (21.04.2009)// https://www.russian.xinhuanet.com/russian/2009-04/21/content_862934.htm.

6. Кагарлицкий Б. Латинская Америка: революция ради интеграции?// https://scepsis.ru/library/id_1050.html.

7. Котликов Я. Латинская Америка левеет// https://www.rusamny.com/368/t01(368).htm.

8. Лиховод А. Левый поворот в Латинской Америке// https://cubafriend.narod.ru/Venesuela/Lihovod.htm.

9. Обама пообещал вывести на новый уровень отношения с Латинской Америкой (11.01.2009)// https://www.rian.ru/world/20090113/159053150.html

10. Рудаков А. «Боливарианский социализм»// https://win.ru/raitings/855.phtml.

11. Смирнов Ю. Латинская Америка: интеграция с социалистическим лицом//https://www.novopol.ru/text10464.html.

12. A National Security Strategy for a New Century//https://www.govtrack.us/congress/billtext/xpd?bill=h110-982.

13. Choosing a Better Future in the Americas. President Barack Obama// https://www.whitehouse.gov/the_press_office/Op-ed-by-President-Barack-Obama-Choosing-a-Better-Future-in-the-Americas/

14. Мартынов Б. Цивилизации «восходящие» и «нисходящие»?//Международные процессы. Контуры мирового беспорядка.– Январь–апрель 2009 – Т.7.

15. Международные экономические отношения. – М.: Дрофа, 2000.

16. Нартов Н.А. Геополитика. – М.: ЮНИТИ, 1999.

17. Окунева Л. «Левый поворот» и демократия в Латинской Америке//Международные процессы. Контуры мирового беспорядка. – Январь–апрель 2009 – Т.7.

18. Пащук В.В. Латинская Америка: сражающийся континент. – Киев, 1987.

19. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. – М., 2002.


[1] Пащук В.В. Латинская Америка: сражающийся континент. – Киев, 1987. – С.50.

[2] Мартынов Б. Цивилизации «восходящие» и… «нисходящие»?//Международные процессы. Контуры мирового беспорядка.– Январь–апрель 2009 – Т.7. – С.24.

[3]Нартов Н.А. Геополитика. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С.344.

[4] Международные экономические отношения. – М.: Дрофа, 2000. – С. 318.

[5] Гвоздарев Б.И. Интеграционные процессы в западном полушарии на современном этапе: позиция США, латиноамериканский аспект и интересы Российской Федерации (научный доклад)// https://iskran.iip.net/russ/works98/gvosdarev.html#Латиноамериканский

[6] Международные экономические отношения. – М.: Дрофа, 2000. – С. 320-321.

[7] Гвоздарев Б.И. Интеграционные процессы в западном полушарии на современном этапе: позиция США, латиноамериканский аспект и интересы Российской Федерации (научный доклад)// https://iskran.iip.net/russ/works98/gvosdarev.html#Латиноамериканский

[8] Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. – М., 2002. – С.156-157.

[9] Окунева Л. «Левый поворот» и демократия в Латинской Америке//Международные процессы. Контуры мирового беспорядка. – Январь–апрель 2009 – Т.7 – С. 42.

[10] Котликов Я. Латинская Америка левеет// https://www.rusamny.com/368/t01(368).htm

[11] Окунева Л. «Левый поворот» и демократия в Латинской Америке//Международные процессы. Контуры мирового беспорядка. – Январь–апрель 2009 – Т.7 – С. 44.

[12] Валлерстайн И. Как далеко влево продвинулась Латинская Америка?// https://scepsis.ru/library/id_2102.html

[13] Кагарлицкий Б. Латинская Америка: революция ради интеграции?// https://scepsis.ru/library/id_1050.html

[14] Рудаков А. «Боливарианский социализм»// https://win.ru/raitings/855.phtml

[15] Смирнов Ю. Латинская Америка: интеграция с социалистическим лицом//https://www.novopol.ru/text10464.html

[16] Там же.

[17] Рудаков А. «Боливарианский социализм»// https://win.ru/raitings/855.phtml

[18] Карта мировых центров. Латинская Америка//https://txt.newsru.com/arch/finance/11dec2008/valuta_print.html

[19] Балмасов С. Южная Америка наносит удар по доллару//https://www.pravda.ru/world/restofworld/south-america/17-04-2009/308493-america-0

[20] Карта мировых центров. Латинская Америка//https://txt.newsru.com/arch/finance/11dec2008/valuta_print.html

[21]Цит. по: A National Security Strategy for the New Century// https://www.govtrack.us/congress/billtext/xpd?bill=h110-982

[22] Мартынов Б. Цивилизации «восходящие» и… «нисходящие»?//Международные процессы. Контуры мирового беспорядка.– Январь–апрель 2009 – Т.7 – С. 25-27.

[23] Алалыкин Д.С. США, внешняя политика в Латинской Америке//https://zhurnal.lib.ru/a/alalykin_d_s/latinus.shtml

[24] Обама пообещал вывести на новый уровень отношения с Латинской Америкой (11.01.2009)// https://www.rian.ru/world/20090113/159053150.html

[25] Цит. по: Choosing a Better Future in the Americas.President Barack Obama// https://www.whitehouse.gov/the_press_office/Op-ed-by-President-Barack-Obama-Choosing-a-Better-Future-in-the-Americas/

[26] Обама пообещал вывести на новый уровень отношения с Латинской Америкой (11.01.2009)// https://www.rian.ru/world/20090113/159053150.html

[27] За один день невозможно улучшить отношения между США и странами Латинской Америки (21.04.2009)// https://www.russian.xinhuanet.com/russian/2009-04/21/content_862934.htm

[28] Уго Чавес — Викицитатник//ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1

[29] За один день невозможно улучшить отношения между США и странами Латинской Америки (21.04.2009)// https://www.russian.xinhuanet.com/russian/2009-04/21/content_862934.htm

[30] Фокина К. Почему США теряют Латинскую Америку//https://www.izvestia.ru/politic/article3109933/

[31] Лиховод А. Левый поворот в Латинской Америке// https://cubafriend.narod.ru/Venesuela/Lihovod.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: