Каким образом Платон объяснял то, что душа обладает знанием идей?
А. | идеи возникают путем обобщения чувственного опыта | В. | душа созерцает идеи в период бестелесного существования |
Б. | идеи постигаются благодаря рациональной интуиции | Г. | идеи постигаются благодаря мистической интуиции |
Возникновение скептицизма было связано с философскими исканиями
А. | Протагора Зенона | Б. | В. | Пиррона | Г. | Платона |
4. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии _______ периода
А. | римского | Б. | досократического | В. | эллинистического | Г. | классического |
5. Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит…
А. | умении наслаждаться жизнью | В. | стремлении бороться за справедливый общественный порядок |
Б. | умении мужественно и достойно подчиниться судьбе | Г. | стремлении отказаться от всех общественных обязанностей |
6. Выдающийся мыслитель и ученый Античности, создатель «Ликея»-…
А. | Платон | Б. | Аристотель | В. | Эпикур | Г. | Демокрит |
7. Согласно Пармениду бытие есть …
А. | то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо | В. | божественное творение |
Б. | материальный мир | Г. | иллюзия |
8. Знаменитый тезис Протагора звучит так: «Человек есть…»
А. | существо общественное | В. | неразумное существование (-ничтожество) |
Б. | подобие животному | Г. | мера всех вещей |
9. Перипатетиками называли учеников…
А. | Сократ | Б. | Эпикура | В. | а Платона | Г. | Аристотеля |
10. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:
А. | логики Аристотеля | В. | диалектических мыслей Гераклита |
Б. | релятивизма софистов | Г. | критической позиции скептиков |
11. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:
А. | Сократ | Б. | Платон | В. | Пифагор | Г. | Фалес |
12. Основоположником античного атомизма является:
А. | Сократ | Б. | Демокрит | В. | Гераклит | Г. | Парменид |
Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»
А. | знать все и невозможно | В. | знать что-то вовсе и не нужно |
Б. | знания увеличивают скорбь | Г. | другие не знают и этого |
14. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:
А. | бедных, состоятельных, богатых | В. | философов, воинов, ремесленников |
Б. | дворян, священников, крестьян | Г. | Брахманов, кшатриев и вайшьев |
15. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть…
А. | чувственный образ идеи | В. | конструкция сознания |
Б. | единство материи и формы | Г. | сложное единство мельчайших частиц – атомов |
16. Установите последовательность философских учений античности:
А. | «мир идей» | Б. | «все из воды» | В. | «в основании всего лежит число» | Г. | «воздержание от суждения». |
Какая школа была первой в истории греческой философии?
А. | афинская | Б. | мегарская | В. | элейская | Г. | милетская |
Что такое «софизм»?
А. | мудрость | Б. | доказательство | В. | ложное умозаключение | Г. | рассудительная речь |
Что означает сократовское выражение «майевтика»?
А. | познание | Б. | рассуждение | В. | искусство спора | Г. | родовспоможение |
Выберите имя философа – основателя кинизма?
А. | Диоген | Б. | Пиррон | В. | Антисфен | Г. | Герострат |
Что такое апейрон в учении Анаксимандра?
А. | атом | Б. | бесконечное | В. | бесценное | Г. | материя |
Кому из философов оракул предложил заняться «переоценкой ценностей»?
А. | Антисфену | Б. | Диогену | В. | Сократу | Г. | Эпикуру |
Что является основой всего существующего, согласно учению Эпикура?
А. | идеи и материя | Б. | атомы и пустота | В. | мировой ум | Г. | вода и воздух |
О чем Эпикур говорил, что она для нас ничто и не имеет к нам никакого отношения?
А. | о печали | Б. | о смерти | В. | о совести | Г. | об истине |
Выберите имя философа – основателя киренской школы?
А. | Анаксимандр | Б. | Анаксимен | В. | Антисфен | Г. | Аристипп |
Что является главным принципом и признаком скептицизма (пирронизма)?
А. | релятивизм | Б. | отрицание всего | В. | сомнение во всем | Г. | воздержание от суждений |
Каким образом в философии Аристотеля «первое движущее» («бог»), будучи само неподвижным (неизменным), приводит в движение все сущее?
А. | божество устанавливает закон движения вещей | В. | все стремится к божеству как к цели, любя его совершенство |
Б. | вещи питаются энергией божественной эманации | Г. | идеальная сила постепенно переходит от тонких материй к грубым |
28. По определению Аристотеля, человек есть…
А. | микрокосмос | Б. | творение божье | В. | мера всех вещей | Г. | существо общественное |
Аристотель выделил три правильные и три неправильные формы государства. Какая среди нижеуказанных – «неправильная»?
А. | полития | Б. | монархия | В. | демократия | Г. | аристократия |
30. Высказывание: «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет» принадлежит …
А. | Гераклиту | Б. | Демокриту | В. | Платону | Г. | Зенону |
31. Основателем даосизма в Китае был…
А. | Мо-Цзы | Б. | Лао-Цзы | В. | Конфуций | Г. | Сиддхартха Гаутама |
32. Карма в древнеиндийской философии – это …
А. | закон вечного круговорота бытия | В. | закон воздаяния |
Б. | понятие долга и предназначения | Г. | выход за пределы круга перевоплощений |
33. Буддизм ввёл в качестве исходного понятия в свою философию…
А. | надежду | Б. | любовь | В. | желание | Г. | страдание |
34. Центрально место в философии конфуцианства занимают проблемы…
А. | познания мирового Дао | В. | избавления от страдания |
Б. | этики и социального управления | Г. | круговорота жизни |
35. Часть древнеиндийских Вед, которую многие учёные считают собранием философских текстов…
А. | самхиты | Б. | брахманы | В. | араньяки | Г. | упанишады |
36. Не является категорией индийской философии понятие…
А. | брахман | Б. | карма | В. | дао | Г. | джива |
37. Понятие сансара означает…
А. | освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни | В. | возможность воплотиться в качестве бога как конечную цель и смысл жизни любого индивида |
Б. | вечную череду смертей и новых рождений всего сущего | Г. | колесо как символ формы Вселенной |
38. Недеяние в даосизме – это…
А. | полная бездеятельность | В. | планирование своих действий |
Б. | необходимое вмешательство в происходящее | Г. | внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности |
39. Мокша в древнеиндийской философии – это …
А. | Нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. | В. | Освобождение из круговорота рождений и смертей и всех страданий и ограничений материального существования. |
Б. | Повторное вхождение в плоть и кровь. | Г. | Состояние отсутствия страдания. |
40. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
А. | нирвана | Б. | дао | В. | жэнь | Г. | сансара |
41. Открытие двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» принадлежит…
А. | Протагору | Б. | Аристотелю | В. | Платону | Г. | Пифагору |
42. Заслуга софистов состоит в том, что они…
А. | выдвинули на первый план проблему человека; | В. | выдвинули на первый план проблему поиска архэ; |
Б. | выдвинули на первый план проблему материи; | Г. | открыли Академию. |
43. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», – говорил:
А. | Фалес | Б. | Анаксимандр | В. | Гераклит | Г. | Демокрит |
44. Этот античный философ писал: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»
А. | Аристотель | Б. | Платон | В. | Сократ | Г. | Сенека |
45. Автором знаменитых апорий «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и др. является…
А. | Аристотель | Б. | Сократ | В. | Парменид | Г. | Зенон Элейский |
46. В центре внимания пифагорейцев было то, что как они считали, лежит в основе всего сущего, это:
А. | порядок | Б. | разум | В. | число | Г. | огонь |
47. В своей этической концепции стоики выдвинули:
А. | идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы; | В. | идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь; |
Б. | анархические принципы социальной жизни; | Г. | идеал героя, противостоящего всему миру. |
48. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил:
А. | Сократ | Б. | Платон | В. | Аристотель | Г. | Эпикур |
49. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:
А. | Парменид | Б. | Фалес | В. | Демокрит | Г. | Гераклит |