Основные виды психопатии




ПСИХОПАТИЯ особенности личности, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада; они относительно стабильны, малообратимы, тотальны и определяют всю психическую структуру личности; патологические личностные особенности выражены настолько значительно, что препятствуют полноценной социальной адаптации. Психопатии не являются психическим заболеванием, а представляют собой аномалию характера

Происхождение психопатии почти всегда связано с совокупностью наслед-ственных, органических и социально-психологических факторов.

Выделяются следующие основные типы психопатий: шизоидный, психастенический, астенический, аффективный, паранойяльный, истерический, возбудимый, эпилептоидный, неустойчивый, а также группа эмоционально тупых личностей.

При сочетании различных психопатических черт речь идет о психопатии мо-заичного круга (смешанный тип). В этих случаях не удается выделить ведущего (осевого) психопатического синдрома.

Шизоидная психопатия. Эту группу психопатий объединяет общая черта — аутистические тенденции, выраженные в большей или меньшей степени

Дети и подростки с формирующейся шизоидной психопатией обычно необщительны, сдержаны в проявлении чувств, погружены в свой мир, лишены сопереживания и созвучности с окружающими, с трудом переносят перемену обстановки и сложившегося уклада жизни. Контакты с окружающими сопряжены для них с чувством неловкости, внутреннего напряжения и, как правило, ограничены узким кругом родных и друзей, в выборе которых такие подростки очень разборчивы. Из-за недостаточности сопереживания и интуиции неформальные контакты чрезвычайно трудны для шизоидов. Их замкнутость обусловлена не столько застенчивостью и робостью, сколько отсутствием внутренней потребности в общении. Уже в дошкольном возрасте шизоиды проявляют отгороженность от сверстников, не хотят участвовать в совместных играх, при этом предпочитают общество взрослых, с которыми часто ведут серьезные беседы, не подетски рассуждают, задают множество вопросов.

Психастеническая (ананкастная) психопатия. Детям и подросткам с псих-астенической психопатией свойственны выраженная застенчивость, склонность к тревожным опасениям, мнительность, неуверенность в себе, боязливость, повышенная впечатлительность. Основными особенностями психастеников являются склонность к сомнениям, отсутствие уверенности в правильности своих суждений, поступков, оценки людей, нерешительность в выборе линии поведения. Психастеники несамостоятельны, зависимы, нуждаются в советах и поддержке, в поисках посторонней помощи могут быть очень настойчивыми и назойливыми. Они склонны к болезненному мудрствованию, стремлению к самоанализу, к абстрактной интеллектуальной работе при отсутствии живости и яркости восприятия окружающего.

Астеническая психопатия. Для детей и подростков с астенической психопатией характерны быстрая истощаемость, повышенная возбудимость, аффективная неустойчивость, впечатлительность, склонность к невротическим реакциям. Астеники склонны к постоянному самокопанию и самонаблюдению, ощущению своей несостоятельности, заниженной самооценке, слабохарактерны. Они тормозимы, робки, обидчивы, не умеют защитить себя. К астенической психопатии относятся и так называемые ипохондрики, фиксированные на своем здоровье, ноющие, жалующиеся, вечно недомогающие.

Аффективная психопатия характеризуется преимущественно аффективны-ми проявлениями личностной аномалии. В эту группу входят личности так называемого циклоидного круга, а также личности с преобладанием повышенного (гипертимия) или пониженного (гипотимия) эмоционального фона

Циклоидная психопатия проявляется, с очевидностью иногда только в пу-бертатном возрасте, эмоциональной неустойчивостью, изменениями настроения, связанными с ситуацией или спонтанными. Отмечаются периоды повышенной двигательной активности, речевого возбуждения, радостности

У многих детей и подростков с циклоидной психопатией обнаруживаются полярные колебания настроения со сменой бодрого, приподнятого настроения и гиперактивности периодами подавленности, апатии или раздражительности со снижением активности.

Депрессивные фазы продолжаются 1-3 недели и сменяются обычным состоянием или состоянием с приподнятым — веселым, радостным, солнечным настроением, с повышением активности и ощущением физической бодрости и силы.

Гипертимная психопатия характеризуется постоянно приподнятым настроением, легкостью общения, способностью уловить общий тон настроения, общительностью, веселостью, добродушием

Такие особенности характера становятся заметными уже в раннем возрасте, --постоянная веселость, чрезмерная подвижность, общительность, отсутствие страха перед посторонними, доверчивость, доброжелательность, любопытство. Мир воспринимается гипертимами в розовых тонах; они не догадываются о своих недостатках, ненадолго обижаются в ответ на критику, но быстро забывают неприятности. Со временем, ближе к пубертатному возрасту, у гипертимов можно заметить достаточно отчетливые колебания настроения: на несколько дней настроение становится гневливым или дурашливым, сопровождается неадекватной смешливостью, клоунадой, суетливостью, нарушением дисциплины на уроках и переменах, критиканством, неуважением к старшим. Такие состояния иногда сменяются периодами субдепрессии с подавленностью, вялостью, снижением жизненного тонуса. Дети неожиданно для окружающих становятся молчаливыми, тихими, медлительными, стараются держаться незаметно, избегать, общения со сверстниками. Субдепрессивные состояния в свою очередь сменяются обычным для подростка настроением или кратковременным периодом возбуждения.

Гипотимная пси хопатия (группа конституционально депрессивных, или “прирожденных пессимистов”) отличается постоянно сниженным субдепрессивным фоном настроения и склонностью к возникновению выраженных депрессивных состояний. При этом гипотимы отличаются вдумчивостью, добросовестностью и исполнительностью.

Паранойяльная психопатия. Паранойяльные психопатические особенности личности редко встречаются в детстве, а в подростковом возрасте проявляются в основном в неразвернутом виде. Особый склад личности при паранойяльной психопатии характеризуется капризностью, раздражительностью, фиксацией на определенных идеях, резонерством, высокой эмоциональной напряженностью, касающейся исключительно значимых переживаний часто при холодности, формальности, чрезмерной требовательности к окружающим. Паранойяльных психопатов отличают узость кругозора, односторонность и ограниченность интересов. Суждения их прямолинейны, незрелы, часто не вполне последовательны. В то же время паранойяльные личности эгоцентричны, склонны к повышенной самооценке, обостренному чувству собственного достоинства, внутренней неудовлетворенности, обиде, чувству непризнанности. Малая пластичность психики ведет к застреванию на одних и тех же мыслях, и эмоциональных реакциях. Они подозрительны, видят в поведении окружающих враждебность, дурные намерения, склонны к образованию сверхценных идей, которые надолго определяют их поведение и образ жизни (жалобщики, фанатики, патологические ревнивцы, ипохондрики, изобретатели и т. п.). Неудачи не останавливают паранойяльного психопата, а все больше и больше мобилизуют на борьбу за справедливость. Отстаивая свои убеждения, они энергичны и упорны до фанатизма. Паранойяльная психопатия формируется в зрелом возрасте, а у подростков отмечается преимущественно в виде упорных сверхценных образований.

Истерическая психопатия. Истерической психопатической личности свойственны следующие основные качества: 1) стремление «казаться лучше», демонстрируя несуществующие или утрируя реальные способности; 2) эгоцентризм со стремлением быть в центре внимания, производить особое впечатление и манипулировать окружающими; 3) незрелость психики (инфантилизм).

Истерическая психопатия наряду с психогенно обусловленными истерическими реакциями (обмороками, параличами, припадками и т. п.) и истерическими формами поведения (экстравагантностью, демонстративностью, театральностью, рисовкой, стремлением быть в центре внимания, склонностью к драматизации, незамеченными «жажда признания») характеризуется также малосодержательностью, примитивностью, незрелостью и несерьезностью суждений. Поведение истериков рассчитано на внешний эффект; для них важнее всего вызвать восхищение, удивление, восторг окружающих, но если все их ухищрения оставляют “аудиторию” равнодушной, то они предпочтут гнев и ненависть окружающих, только бы не остаться Истерики необычайно ранимы во в свой адрес они превращают в бурный конфликт с театральным поведением и позерством. Между тем они непостоянны и поверхностны в своих привязанностях и чувствах, недоброжелательны, любят только самих себя, проявляя крайнее безразличие к потребностям близких. Целенаправленная повседневная деятельность тяготит истерика. (это дети, при малейшем недовольстве бросающиеся с криком на пол, картинно рыдающие, швыряющие в обидчика игрушки, любые попавшиеся под руку предметы, привычно грозящие самоубийством, наносящие себе неопасные повреждения и т. п.). В подростковом возрасте -эгоцентризм, неорганизованность, склонность к легкомысленным поступкам, авантюрам, дилетантской деятельности, праздной жизни с помпезностью, разнообразными увеселениями, слепое следование моде, неспособность к систематическому, целенаправленному труду.

Возбудимая (эксплозивная) психопатия. Психопатии возбудимого типа свойственна необычайно сильная взрывчатая аффективная возбудимость. В детском возрасте возбудимая психопатия выражается в капризности, легкости озлобления, неадекватном крике, обидчивости, а нередко в жестокости и угрюмости. Дети и подростки с патологическими личностными особенностями возбудимого круга склонны к дисфориям, претендуют на лидерство в общении со сверстниками, любят командовать, устанавливать свои порядки, конфликтны и из-за этого чрезвычайно трудны в семье и коллективе. У психопатов возбудимого типа отмечаются приступы гнева, ярости, чрезвычайно сильные аффективные разряды по самым незначительным поводам, которые иногда сопровождаются выраженным двигательным возбуждением и аффективно суженным сознанием. В этих состояниях, особенно в момент алкогольного опьянения, возбудимые психопаты склонны к необдуманным и порой опасным поступкам и действиям. Среди возбудимых психопатов очень часто встречаются лица активные, но не всегда способные к длительной, целенаправленной деятельности, неуступчивые, жестокие, нередко с садистическими наклонностями, расторможением влечений, их извращением и сексуальными эксцессами.В детском возрасте черты возбудимости проявляются в быстром возникнове-нии озлобления, активного протеста с агрессивным поведением, драчливости, требовательности и капризности. В школьные годы реакции активного протеста (драки, уходы, стремление делать назло) становятся особенно выраженными, служа поводом для разнообразных школьных взысканий. Очень часто черты воз-будимости имеют не только конституциональное происхождение, но во многом обусловлены и резидуально-органическим поражением ЦНС. Школьная дизадаптация - невысоких интеллектуальных способностей, истощаемости, чрезмерной утомляемости, неусидчивости и непоследовательности, быстро усваивающие отрицательный социальный опыт и черты педагогической запущенности, демонстрируют уже асоциальное и противоправное поведение. формы подросткового криза в виде реакций оппозиции, эмансипации, группирования, имитации асоциального поведения взрослых.

Эпилептоидная психопатия, имеет большое сходство с типичными изменениями личности при эпилепсии. Она характеризуется вязкостью, тугоподвижностью психических процессов, инертностью, застреваемостью в эмоциональности, а иногда и в мышлении, выступающими в сочетании с периодически возникающими периодами дисфории, а также более продолжительными, чем при возбудимой психопатии, аффективными раз-рядами со злобностью, брутальностью и агрессивностью. В то же время у эпилептоидных психопатов нередко отмечаются слащавость, утрированная нежность и привязанность к близким в сочетании с жестокостью, садистическим стремлением причинить боль окружающим и подчинить их себе. Уже в первые годы жизни дети обращают на себя внимание хмурым выражением лица, преобладанием недовольного настроения, раздражительности и капризности, непереносимостью любого дискомфорта, бурными и длительными аффективными вспышками. Они проявляют стремление мучить животных, отбирать у детей игрушки, присваивать себе в игре роли отрицательных персонажей, командовать детьми и даже взрослыми. Их фантазии, как правило, имеют деструктивную, садистическую окраску. В младшем школьном возрасте усиливаются эгоцентризм, агрессивность, жестокость, учащаются и удлиняются вспышки гнева с разрушительными тенденциями, гиперсоциальность с мелочным педантизмом, скрупулезностью в выполнении заданий, чрезмерную аккуратность, что часто заслоняет собой собственно учебный процесс. Они прямолинейны, негибки, конфликтны, застревают на аффективно значимых переживаниях, часто недоброжелательны, подозрительны, мелочны и придирчивы

Психопаты неустойчивого типа легко меняют места учебы и работы, решения и планы, часто не доводя ни одного дела до конца и живя одним днем. Они живут с постоянной жаждой все новых впечатлений, знакомств и развлечений, сиюминутных удовольствий,

Группа эмоционально тупых личностей. Основной особенностью, объеди-няющей эту группу является недоразвитие высших нравственных чувств. «Эмоционально тупые» бездушны, бессердечны, лишены чувства стыда, сострадания, раскаяния, совести, чести. С раннего возраста их отличает отсутствие духовных интересов, распущенность, эгоистичность, лживость, жестокость. Они издеваются над младшими и беспомощными, мучают животных, враждебны даже к родителям. В школе бранятся, дерутся, рано начинают воровать, убегать из дома, бродяжничать. Они эмоционально глухи, не сочувствуют, не сопереживают, равнодушны и к похвале, и к наказаниям, никого не любят. Эмоционально тупые личности рано вступают на криминальный путь и пополняют ряды «врагов общества» (по терминологии старых авторов). На первом году жизни вполне возможно проявление шизоидных черт («шизотипический диатез»). На втором-третьем году жизни становятся заметными более или менее выраженные черты возбудимости, что проявляется в бурной реакции на любой дискомфорт, ярких аффективных вспышках, склонности к дракам, агрессивности, жестокости,

Перечисленные черты, появившиеся в раннем возрасте, еще нельзя расценить как психопатию. Они отражают только основную тенденцию развития дисгармонической личности, но под воздействием неблагоприятных факторов внешней, закрепляться, превращаясь в стабильные, то-тальные уродства характера.

Профилактика и реабилитационная помощь при социальной дизадаптации, связанной с личностными аномалиями у детей и подростков. Компенсация личностных аномалий предполагает комплекс целенаправленных социально-средовых, медицинских и педагогических воздействий. Для социальной адаптации психопатических личностей самыми важными корригирующими факторами являются оздоровление среды, изоляция ребенка или подростка с личностной аномалией, психотерапевтическая работа с родственниками, цель которой заключается в улучшении внутрисемейных отношений, поскольку нарушенные семейные отношения значительно утяжеляют патохарактерологическое развитие и приводят, особенно в подростковом возрасте, к тяжелым декомпенсациям

Для родителей и специалистов, занимающихся вопросами адаптации подрост-ка с психопатическими чертами характера, главная задача заключается в поисках той сферы знаний, умений, учебной и трудовой деятельности, которая привлекает подростка и может раскрыть и реализовать его способности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: