Методика анализа конкурентоспособности.




Под конкурентоспособностью понимается совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя.

Анализ конкурентоспособности решает следующие задачи:

·оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;

·изучение факторов, воздействующих на ее уровень;

·разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.

Анализ и оценка конкурентоспособности продукции должны выполняться на основе согласованного применения теоретического и прикладного аппарата и включать решение следующих проблем:

• изучение запросов и предпочтений потенциальных покупателей продукции;

• организация мониторинга рынка с целью сбора информации об условиях сбыта продукции, фирмах и товарах-конкурентах;

• разработка единой системы показателей качества продукции;

• формирование множества факторов, влияющих на конкурентоспособность и определение их взаимосвязей;

• формирование общих подходов к количественной оценке конкурентоспособности продукции, разработка частных методов, алгоритмов и процедур решения задач;

• анализ динамики конкурентоспособности продукции в целом и факторов, ее определяющих;

• определение уровня конкурентоспособности продукции, обеспечивающего заданный объем прибыли или необходимую долю рынка.

Методика анализа конкурентоспособности продукции показана на рис. 2.

 

 

 


Рисунок 2. Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции

При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем, объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности.

Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж.

Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.

Оценка конкурентоспособности производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки. Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на использовании единичных параметров и их сопоставлении.

Расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

(13)

где qi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i= 1, 2, 3,..., п); Pi — величина i-го параметра для анализируемой продукции; Pi0 — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; п — количество параметров.

Так как параметры могут оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения - 1 или 0. При этом, если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0.

При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100 % и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин — 100 % или фактически значение этого показателя.

Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром-аналогом. Однако он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции.

Расчет группового показателя по однородной группе технических и экономических параметров производится по формуле:

(14)

где Iтп — групповой показатель конкурентоспособности по техническим или экономическим параметрам; аi — весомость i-го параметра в общем наборе из n-технических (экономических) параметров.

Полученный групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. Основой для определения весомости каждого параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований.

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле: (15)

где К — интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу; Iэп — групповой показатель по экономическим параметрам.

Если К< 1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К> 1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К= 1.

Расчет показателя конкурентоспособности (К):

(16)

где Q — качество товара;

С — качество послепродажного обслуживания или сервиса.

Оценка конкурентоспособности товара методом бальной экспертной оценки.

Данная методика оценки конкурентоспособности товара предприятия разработана на основе опросных листов или анкет. Анкетные данные сводятся в табл. 4. (в которой отбираются наиболее важные и весомые показатели относительно данного вида продукции).

 

Таблица 6. - Бальная оценка товара относительно показателей

Наименование показателя показатель продукт Вес важности
А Б В Г
1. цена Эконом.          
2. объем выпуска продукции Эконом.          
3. количество приобретаемого товара Эконом.          
4. упаковка Технич.          
5. качество Технич.          
6. сервисное обслуживание Технич.          
7. форма расчета Эконом.          
итого            

 

Таблица 7. - Экспертная оценка (сделанная на основе анкетирования по показателям, приведенным в таблице 6).

Эксперты Показатели
I II III IV V VI VII
               
               
               
               
               
итого              
Суммарная оценка экспертов              

 

где I – первый показатель (цена);

II – второй показатель (объем выпуска продукции);

III – третий показатель (количество приобретаемого товара)

IV – четвертый показатель (упаковка);

V – пятый показатель (качество);

VI – шестой показатель (сервисное обслуживание);

VII – седьмой показатель (форма расчета);

1,2,3,4,5 – эксперты;

1-10 – балльные оценки экспертов (1-наименьшая оценка, 10-наибольшая).

Для дальнейшего расчета конкурентоспособности гранитной плитки просуммируем все веса важности каждого изделия соответственно экономических и технических показатели и найдем их коэффициенты по следующим формулам:

Кэ = Кэ1 + Кэ2 +…+Кэп (17)

Кт = Кт1 + Кт2 +…+Ктп (18)

В настоящее время в России общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятий нет. Зарубежный опыт в этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая фирма оценивает свою конкурентную позицию по своей методике.

На исследуемом предприятии пользуются методикой Белоусова В.Л., основанной на отдельных элементах маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта) и на системе показателей деловой активности и эффективности предприятия.

Вначале проведем расчет коэффициентов по элементам комплекса маркетинга:

Коэффициент рыночной доли:

где ОП - объем продаж

ООПР - общий объем продаж на рынке сбыта

КРД показывает долю, занимаемую на рынке.

Коэффициент изменения объема продаж:

где ОПКОП - объем продаж на конец периода

ОПНОП - объем продаж на начало периода

КИОП показывает изменение конкурентоспособности предприятия за счет изменения объема продаж на рынке.

Коэффициент доведения блочно-модульных котельных до потребителя вычисляется по формуле:

где КИОП - коэффициент изменения объема продаж

ЗСБкоп- сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец периода;

ЗСБноп- сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало периода.

КС показывает тенденции предприятия к изменению конкурентоспособности за счет изменения сбытовой деятельности.

Коэффициент рекламной деятельности:

где ЗРДкоп. - затраты на рекламную деятельность на конец периода

ЗРДноп - затраты на рекламную деятельность на начало периода.

КрекД характеризует стремление предприятия к изменению конкурентоспособности за счет изменения рекламной деятельности.

Коэффициент использования персональных продаж

 

где ЗПТАкоп - сумма затрат на оплату торговых агентов на конец периода;

ЗПТАноп- сумма затрат на оплату торговых агентов на начало периода.

Коэффициент использования связей с общественностью:

где ЗРкоп - затраты на связи с общественностью на конец периода

ЗРноп- затраты на связи с общественностью на начало периода

КИСО показывает тенденции конкурентоспособности за счет улучшения связей с общественностью.

Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находят среднеарифметическую величину, определяют итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности:

Теперь необходимо провести расчет общефинансовых коэффициентов на основе анализа баланса предприятия за отчетный период.

Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по формуле:

 

Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется следующим образом:

 

Проведем окончательный расчет конкурентоспособности предприятия

Показатель конкурентоспособности предприятия свидетельствует о конкурентоспособности предприятия по итогам отчетного периода.

2 Анализ качества и конкурентоспособности продукции на ООО СРП «Гарант».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: