ДЕОНТОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ




Деонтология является учением о проблемах морали в рамках долженствования. Деонтологию нередко называют этикой долга или долженствования. Под долженствованиемпонимается обусловленная объективными факторами необходимость поступать определенным образом. В деонтологии идет речь о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций. Деонтология, таким образом, предполагает, что деятельность приоритетнее последствий. Долженствование в жизнедеятельности человека рассматривалось ещев трудах и античных философов, философов Средневековья. Этика долга разрабатывалась И. Кантом и Г.В.Ф. Гегелем.

Термин «деонтология» был введён англичанином И. Бентамом в работе«Deontology or The Science of Morality» («Деонтология, или наука
о морали», 1834 год), в которой он представил теорию нравственности, основанную на принципах пользы, на частных интересах человека, на принципе «наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов». Концепции И. Бентама приобрели известность в интеллектуальных кругах, в среде государственных деятелей, просветителей и ученых не только в Великобритании, но и во Франции, а также в США (в частности, штат Луизиана в 1830-х годах принял ряд законов, основанных на бентамовских работах).

Изначальное, бентамовское, понимание деонтологии уже через столетие немного трансформировалсь. Это произошло не без влияния работы Ч.Д. Броуда«Five Types of Ethical Theory» («Пять типов этической теории», 1930 год). Теперь под деонтологией стали понимать совокупность проблем человеческого долга, являющегося личностным переживанием принуждения, которое определяется нравственными ценностями.

Деонтология получила широкое распространение в системах прикладной и, особенно, профессиональной этики, в рамках которых особой важностью наделены концепты профессионального долга и профессиональной ответственности. Поэтому закономерно, что деонтология как специфическое этическое регулирование возникло в трудовых сферах, которые более всего были связаны с людьми, – медицине, юридической деятельности, вооруженных силах, правопорядке, бизнесе, менеджменте. В ряде стран правоохранительные органы имеют деонтологические кодексы, т.е. в них аспекты деонтологической этики закреплены юридически (например, «Кодекс деонтологии национальной полиции Франции», «Положение об этических принципах полицейской службы Великобритании», «Этика полицейского ФРГ»и т.д.). Достаточно развита в настоящее время врачебная деонтология, которая часто выступает синонимом понятия «медицинская этика».

О деонтологии в рамках профессиональной этики в СССР стали говорить лишь в конце ХХ века, ранее утилитаризм и либерализм
И. Бентама подвергались критике советской идеологией. Тем не менее
и в СССР в ряде исследований обосновывалась необходимость и медицинской, и юридической деонтологии[13]. Таким образом, история деонтологии в России насчитывает не более 70 лет и является относительно молодой наукой. Этимобъясняется малое количество отечественных комплексных исследований, научных работ, учебных пособий, методических рекомендаций по данной дисциплине. Причина относительной инертности в развитии деонтологии в России заключается и в неоднородных, неоднозначных взглядах на ее цели, задачи, функции и сферы.

Деонтологическое регулирование развивается в социально значимых сферах. Помимо деонтологии медицины, юриспруденции и вооруженных сил возникает деонтология науки, которая обращается к рассмотрению степени ответственности ученых за результаты своей профессиональной деятельности.

Получила распространение в последние годы и деонтология социальной работы. Г.П. Медведева указывает на то, что «содержание долга и ответственности социального работника отличается определенной спецификой, но в его долженствовании есть и общие для представителей различных профессиональных групп черты»[14]. Деонтологические регуляторы в равной степени необходимы в любой профессиональной деятельности, тем более в той, которая связана с людьми.

Принципы и нормы деонтологии обусловлены рядом объективных факторов: политическим, экономическим и культурным состоянием общества, национальными и религиозными его характеристиками. Сама суть долженствования заключается в следовании единому и нужному всем порядку. При отличиях в частных интересах членов сообщества онтологические интересы их групп, объединенных социальными отношениями, совпадают. Потребность в реализации общих и частных интересов побуждает членов сообщества к контролю за установленным порядком, который должен основываться на следующих принципах:

- общие, сущностные интересы членов общества имеют приоритет над частными;

- интересы личности не должны ухудшать условий жизнедеятельности всего сообщества;

- для охраныинтересов членов общества необходимо внедрение регуляторов.

Деонтология профессиональной деятельности оперирует понятием «ответственность», которое является проявлением долга, в том числе профессионального.Под ответственностью понимают способность соотносить поведение, поступки, результаты деятельности с необходимостью. Ответственность охватывает несколько «пространств»: правовое, этическое, техническое, корпоративное, вербальное, поведенческое
и т.д. В журналистской деятельности правовой аспект ответственности представлен нормами соответствующих законов (Например, Федеральных законов «О средствах массовой информации», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Этический подход заключается в следовании нравственным регуляторам, принятым в профессиональном сообществе. Вербально-поведенческий аспект относится к процессу подготовки материала. Корпоративный включает предписания, выработанные организацией для своих сотрудников. На стыке права и технической сферы работают инструкции, методические материалы, ГОСТы и т.д. Деонтологические регуляторы тяготеют к правовым, т.е. вся область деонтологии работоспособна на «стыке» этики и права. Право предполагает бо́льшую формальную определенность, оформленность логико-содержательной специфики, нежели этика.Регулирование запретов, разрешений, так называемых «позитивных обязываний» («нельзя», «вправе», «должен») лежит также и в основе деонтологии.

Деонтология журналистской деятельностистала объектом исследовательского осмысления в работах, посвященных профессиональной этике.

В конце 90-х годов ХХ века появляются работы Е.П. Прохорова, который, в частности, пишет: «Если предположить, что здоровье человека:
и духовное, и даже физическое – может зависеть от публикации в СМИ, то, безусловно, важны исследования в области журналистской деонтологии. Хотя, на первый взгляд, деонтология рассматривается как часть этики, принципиально важно, что деонтологические нормы связываются
с главным – выполнением долга перед читателями и обществом»[15].

За последние 20 лет появился ряд исследований, в которых затрагиваются проблемы деонтологии журналистики[16]. В образовательные программы по направлению подготовки «Журналистика» вводятся дисциплины и курсы по выбору с названием «Деонтология журналистики»[17].

Основными функциями деонтологии журналистики являются регулирование поведения всех участников информационных массмедийных процессов, согласование работы журналистов с интересами общества, формирование у будущих журналистов социальной ответственности. Деонтологические регуляторы распространяются на все отношения журналистов, возникающие в процессе журналистской деятельности: с аудиторией, с коллегами и руководством СМИ, с органами государственной власти и управления, с источниками информации и героями материалов.

«Должное» в профессиональном поведении журналистов сталкивается с рядом проблем: общими трудностями этического регулирования журналистики в целом, с невозможностью выкристаллизовать деонтологию в отдельную сферу.

Деонтологическая регуляция необходима в связи с высокой степенью включенности деятельности профессионала в социум. Она ставит вопрос о специфике сочетания личного и общественного в журналистике.В рамках журналистской деятельности деонтология ориентируетнравственную «канву» на проблемы долженствования. В связи с этим выходят на первый план следующие вопросы: каков спектр долженствования у журналистики? как продуктивно осуществлять деонтологическое регулирование? в каком виде представлен деонтологический компонент профессионального сознания?как соотносятся реальный и должный характеры осознания норм в профессиональной среде?Актуальность деонтологической науки, таким образом, заключается в определении принципов долженствования и выработке механизмов следования им.

Значимой в деонтологическом корпусе является ориентация на формирование ответственности профессионалаперед обществом и отельными социальными группами за результаты своей деятельности. Это особенно важно в настоящее время, так как современное общество характеризуется значительным расширением поля информационных акторов, увеличением способов и форм их институализации. В процесс потребления новостной информации вовлечены миллиарды людей. Закономерно, что социальная значимость журналистики достигла сегодня необычайных высот, в связи с чем закономерны не только рост требований к профессиональной подготовке журналистов, но и последствия влияния массмедиа на человеческое сознание. В исследовательское поле все чаще вовлекается анализ влияния СМИ на информационные процессы и на формирование общественного мнения. И самому журналисту как профессионалу нужно систематически размышлять над тем, в чем заключается его долг перед обществом.

Деонтология определяет нормы профессионально-этического поведения специалиста, который в силу своей социальной роли наделен определенными полномочиями, а потому несет ответственность перед обществом, организацией, где работает, профессиональной группой
и самим собой. Сфера профессиональной деонтологической ответственности представлена системой деонтологических норм вжурналистике.

Одной из таких норм является необходимость выработкигражданской позиции журналиста, что нужно как дляобщественногопрогресса, так и для развития журналистской сферы и профессионального роста. Гражданскую позициюможно определить как систему социально-политических ориентиров, совокупность взглядов на актуальные социально-политические проблемы и готовность принять участие в их разрешении. Как правило, любой ответственный выбор журналиста предполагает размышление о механизмах общественного развитии, компаративную оценку их эффективности, что невозможно без осведомленности журналиста об истории и современном состоянии журналистики
в мире. Гражданская позиция ориентирована также и на осознание собственного статуса как профессионала в обществе, на размышления
о том, насколько его деятельностьотвечает социальным потребностям.

Потенциал гражданской позиции заключается в ее стратегической функции. Журналист может пойти по пути наименьшего сопротивления и принять поведенческий алгоритм, обеспечивающий доход и известность, но игнорирующий поиск социально-политических ориентиров. Но такая практика рано или поздно даст сбой, поскольку она ведет к профессиональной ограниченности, к отсутствию развития волевых, интеллектуальных и нравственных качеств, которые обеспечивали бы успех деятельности, и, в конечном итоге, к потере профессиональных качеств.

В состав деонтологических норм входит и постулат об ответственности, под которой понимается обусловленность своей журналистской деятельности необходимостью. Ответственность считается проявлением профессионального долга, который может вступать в определенные противоречия с политикой и позиционированием издания. Журналист может испытывать разлад между чувством долга и необходимостью следовать профессиональным традициям издания. Деонтология исходит из следующей нормы: мера ответственности за последствия влияния на общество прямо пропорциональна росту этих возможностей.В рамках этики долженствования важны не только те требования, которые могутпредъявлять к массмедиа и журналистам целевые аудитории, лидеры общественного мнения, властные структуры и т.д., но и требования, которыепредъявляет журналист к себе.

Гражданскую ответственность характеризует стремление стоять на страже общечеловеческих и национальных интересов, решать проблемы, возникающие у разных социальных групп. Проблема формирования гражданской ответственности заключаетсяв ее обусловленности социальными различиями, разными подходами в восприятии национальных интересов, спецификой работы, влиянием различных общественныхсил и т.д. Но важно, чтобы при всех различиях и плюрализме социально-политических идеалов гражданская ответственность привела к формированию гражданского сознания,в основе котороголежит ценностное убеждение в неразрывной связи личности и Родины. Гражданское сознание может быть индивидуальным, групповым или массовым. Различия социально-политических взглядов и концепций, дискуссии, которые из-за этого возникают, должно быть обусловлены одной концепцией – заботой о развитии своего государства и мира в целом. Таким образом, гражданское сознание основано на гуманистических представлениях обудущем в развитии общества.

Социальное развитие, которое в профессиональной журналистской практике является деонтологическим ориентиром, диктуетнеобходимость представления целостной картины происходящего в мире для повышения уровня осведомленности целевой аудитории. Позиция журналиста, характер подачи информации подчинены объективным нуждам социального развития. Концепцию информационной политики, ценностное отношение к информации и к целевой аудитории во многом определяет конкретное средство массовой информации с его форматом, коллективом авторов с их гражданской позицией, ви́дением руководителя, учредителя и владельца. Их мнения и оценки влияют на профессиональное сознание журналиста, на его гражданскую ответственность
и понимание долга. Кроме того, есть корпоративные установки, следование которым необходимо. Но выбор СМИ является добровольным,
и даже он может считаться проверкой гражданской позиции журналиста.

Деонтологической нормой являются признание и исправление ошибок,от которых не страхован любой профессионал. В работе журналиста ошибки, недочеты и спорные моменты не всегда подлежат правовой оценке. Но их исправление, как правило, сопряжено с явным нежеланием массмедиа это делать из-за боязни потерять целевую аудиторию. Вместе с тем это нежелание будет влиять на адекватное формирование картины мира у общественности, что плохо скажется на развитии общества в целом.

С гражданской ответственностью журналист обязан относиться
к личному поведению и творчеству. Гражданский долг журналиста часто может вступать в противоречие с повседневной журналистской практикой, которая нередко демонстрирует несоответствие между событием и коммуникативным событием. Эти несоответствия создаются по-разному: при помощи технологий сегментирования информации, путем привнесения определенных стереотипов и аргументации, чужеродной журналистской специфике работы с информацией (присущей, например, партийной, корпоративной, конфессиональной специфике), преувеличенного субъективизма и т.д. Профессиональный дол г заключается в ответственном подходе к выполнению своих профессиональных функций.

Деонологической нормой для журналиста является готовность
к профессиональным трудностям, которые могут носитьнеожиданный и непривычный характер. Крайняя степень таких трудностей связана с журналистикой экстремальных ситуаций, с одним из направлений журналистики, «в котором сбор и анализ информации для подготовки публикаций в средствах массовой информации ведется непосредственно в зонах боевых действий, этнорелигиозных и иных вооруженных конфликтов, районах чрезвычайных положений, природных и техногенных катастроф. При этом работа журналиста осложнена самой ситуацией,
в которой он выполняет свои профессиональные обязанности, а также риском для его жизни и здоровья»[18]. Повседневная журналистская работа не всегда связана с экстремальными ситуациями, но журналист должен быть готовым к специфическим формам общения, к трудностям получения информации, связанным с человеческим фактором, с необходимостью принимать внезапные и не вполне удовлетворяющие профессионала решенияи т.д.

В качестве деонтологической нормы рассматривается профессиональная авторефлексия. Она заключатся, прежде всего, в систематической учебе ирасширении кругозора журналиста, что позволит объективно и с учетом различных факторов оценивать свои профессиональные функции. Журналисту сегодня необходимо быть включенным в процесс непрерывного образования.

Необходимость расширения профессионального кругозора также можно включить в перечень деонтологических норм. Чтобы журналистское произведение стало действенным и результативным, важно следовать таким установкам, как знакомство с материалами своих коллег
и даже конкурентов, использование любой возможности для повышения квалификации.

Деонтологической нормойявляется также анализ собственного опыта, равно как и опыта других журналистов.

Выбор профессии – это не только возможность заниматься любимым делом, возможность самовыражения, но и появление круга обязанностей, которые могут выглядеть весьма рутинными. Осознание журналистом себя как части общего информационногопроцесса, необходимости информационного «обслуживания» аудитории является основной нормой в системе требований к современному работнику массмедиа.
У разных СМИ и у разных журналистов картины мира различаются, что не исключает ответственности за степень их адекватности.

В рамках профессиональной этики журналисты вырабатывают механизмы деонтологической саморегуляции, которые имеют кодификационный характер.В качестве примера можно назвать«Принципы деонтологии» в Греции, «Деонтологический кодекс журналистов» в Испании, «Хартию обязанностей журналистов» в Италии,швейцарскую «Декларацию прав и обязанностей журналиста».

Деонтологический подход к профессионально-этическому регулированию важен и приподготовке журналиста. Здесь мы вправе поставить вопрос о необходимости деонтологического осмысления журналистской деятельности уже на первых стадиях обучения проессии.Безусловно, такого рода регуляторы необходимы на каждом этапе подготовки профессионала и тем более в процессе самостоятельной профессиональной деятельности. Но их благотворная рользаключается в том, что они способны дать «этическую» канву профессиональной социализации. Обучающиеся сами по себе редко готовы думать о профессиональном долженствовании, и зачастую именно общее отсутствие дисциплинированностиприводит к серьезным проблемам, когда студентсталкиваются с реалиями своей будущей профессии (как правило, в рамках производственных практик).

При этом дисциплина редко рассматриваетсякак деонтологический регулятор.Дисциплина представляет собой точное следование
в поведении и речи правилам, некоему распорядку или предписанию. Применительно к профессиональной деятельности принято говорить
о трудовой дисциплине. Установление и поддержание дисциплины осуществляются посредством наказаний за ее нарушение, разновидности которых, как правило, известны сотрудникам. Дисциплина представляет собойсочетание внешних регуляторов и саморегуляторов (самодисциплины). К внешним регуляторам относятсятребования, предъявляемые к сотрудникам организацией, в которой они работают. Так или иначе эти регуляторы представляют собой форму социального давления. Трудовая дисциплина также может быть включена в спектр деонтологических регуляторов.

Самодисциплиной называют выполнение требований к самому себе,поведенческий и речевой самоконтроль. Дисциплинированность
исамодисциплина всегда считались качествами настоящего профессионала. Управление дисциплиной входит, как правило, в систему внутрикорпоративного менеджмента.

Деонтология органично сочетается с такими сферами, как воспитание и внутрикорпоративный менеджмент. Деонтология журналистики не является исключением, так как соблюдение правил поведения в редакции, представление материалов вовремя (оперативно), добросовестное выполнение индивидуального задания своего сегмента задания в рамках реализации коллективного проекта, или выполнение, выполнение поручений руководства здесь актуальны, как и для любого вида деятельности.

Деонтология профессиональной деятельности приходит и к деловым регуляторам, обычаям и традициям,включенным в повседневную практику работы организации.Все профессиональные отношения воспринимаются через призму деловых регуляторов, которые являются результатом воздействия правового, этического, аксиологического и личностного ограничений.

В ряде университетов «Деонтология журналистики» представлена в образовательных программах по направлению подготовки «Журналистика» либо как дисциплина, либо как факультативный курс. ВРГУ имени С.А. Есенина дисциплина «Деонтология журналистики» изучается в рамках освоения магистерской программы.

Контрольные вопросы

1. Цель, задачи и функции деонтологии.

2. Становление и развитие деонтологии.

3. Деонтология как учение о долге, ответственности и нравственных принципах поведения профессионала.

4. Деонтология журналистики как наука: историявозникновения
и развития.

5. Деонтологические принципы и нормы.

6. Особенности развития деонтологии журналистики в России.

7. Деонтологические принципы в журналистике.

8. Правовой, этический, технический и деловой регуляторы деятельности журналиста.

9. Деонтологические нормы в журналистике.

10. Гражданская позиция журналиста и ее роль в развитии общества.

11. Гражданская ответственность журналистов и способы ее формирования.

12. Гражданский долг журналиста.

13. Понятие миссии журналистики.

14. Понятие трудовой дисциплины. Трудовая дисциплина и журналистская деятельность.

15. Корпоративная культура журналиста в аспекте деонтологии.

 

Устные задания

1. Что такое долг? В чем заключается долг человека, журналиста?

2. Когда возникла деонтология? Назовите ученых, которые разрабатывали деонтологические концепции.

3. Перечислите профессии, деонтологическоерегулирование в которых возникло прежде всего.

4. Связь деонтологии журналистики с социально-экономическим развитием общества, с общественно-политическим строем, образом жизни, менталитетом народа, национальными и религиозными традициями.

5. Обрисуйте механизмы деонтологической саморегуляции журналистов и их продуктивность.

6. Охарактеризуйте такие компоненты профессионально-нравст-венной позиции журналиста, как долг и ответственность.

7. Как, по вашему мнению, может влиять повышение профессиональной квалификации журналиста на его гражданскую позицию?

8. Укажите противоречия, которые могу проявиться в отношениях между журналистом и политикой форматом СМИ.

9. Как влияет познавательный процесс в работе журналиста на формирование его гражданской позиции?

10. Нужна ли дисциплина «Деонтология журналистики» в образовательной программе бакалавриата? Аргументируйте свою позицию.

 

Творческие задания

1. Напишите эссе на тему «Индивидуальные и общественные интересы в процессе достижения всеобщего согласия».

2. Разработайте интервью под рабочим названием «Миссия журналистики» для следующих групп:

а) студенты-бакалавры;

б) студенты-магистранты;

в) выпускники отделения журналистики;

г) сотрудники СМИ.

3. Проанализируйте электронные версии 3–5 общественно-полити-ческих изданий («Коммерсантъ, «Московский Комсомолец», «Аргументы и факты» и т.д.). На основании аналитических обобщений создайте исследовательский материал на тему «Картина мира, формируемая журналистами, и ее стратегическая социальная значимость».

4. Ознакомьтесь с «Принципами деонтологии», принятыми журналистским сообществом Греческой Республики, и «Деонтологическим кодексом журналистов» Королевства Испании. На основании этих положений составьте Деонтологический кодекс студента отделения журналистики.

5. Ознакомьтесьс деонтологическими положениями в правилах, которые устанавливает М.В. Ломоносов в статье «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии»:

а) «Всякий, кто берет на себя труд осведомлять публику о том, что содержится в новых сочинениях, должен прежде всего взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах и не просто об общих местах, но схватывать то новое и существенное, что заключается
в произведениях, создаваемых часто величайшими людьми. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения — значит сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит уподобиться карлику, который хотел бы поднять гор»;

б) «Журналист не должен спешить с осуждением гипотез. Они дозволены в философских предметах и даже представляют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин. Это – нечто вроде порыва, который делает их способными достигнуть знаний, до каких никогда не доходят умы низменных
и пресмыкающихся во прахе»;

в) «Наконец, он никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности,
о ценности своих суждении. Ввиду того что деятельность, которой он занимается, уже сама по себе неприятна для самолюбия тех, на кого она распространяется, он оказался бы совершенно неправ, если бы сознательно причинял им неудовольствие и вынуждал их выставлять на свет его несостоятельность».

Приведите примеры подобных ситуаций из современной журналистской практики (в качестве вспомогательного ресурса обратитесь к сайту Общественной коллегии по жалобам на прессу – https://www.presscouncil.ru/).

6. На основании изучения научной и учебной литературы, а также используя собственный опыт журналистской деятельности, выявите факторы формирования гражданской ответственности журналиста.

7. Напишите эссе на тему «Миссия журналистики: выполнима или нет».

8. Создайте проект информационно-образовательной телепрограммы «Проблемы формирования гражданской позиции молодежи».

9. Подготовьте медиакит к круглому столу на тему «Гражданская ответственность журналиста и глобальные проблемы современности».
В медиакит включите пресс-релиз, бэкграундер, фото- и видеоматериалы, аналитическую статью, творческие биографии участников. Составьте также медиакарту приглашенных СМИ.

10. Проработайте проект рубрики «Must-have журналистской деонтологии» Сверстайте демоверсию материала в аналитическом и художественно-публицистическом жанрах.

11. Прочитайте текст:

«В современном мире журналист действует в рамках движения за установление новых международных отношений в целом и нового международного информационного порядка в частности. Этот новый порядок, понимаемый как неотъемлемая часть нового международного экономического порядка, направлен на деколонизацию и демократизацию в области информации и коммуникации (как в национальном, так и международном плане) на базе мирного сосуществования народов и полного уважения их культурной самобытности. Долг журналиста – способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации, в особенности охранять и укреплять мир
и дружеские отношения между народами и государствами».

Укажите, откуда данный отрывок, когда и при каких обстоятельствах он был создан. Используя материалы глав 2 и 5, приведите примеры аналогичных кодификаторов.

12. Используя знания, полученные при изучении дисциплины «История русской журналистики», скажите, в чем видели свой гражданский долг публицисты и писатели А.И. Герцен, М.С. Катков, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский. Проиллюстрируйте свои выводы при помощи цитат.

13. Смоделируйте ситуацию под рабочим названием «Последствия невыполненного долга». Возьмите ее за основу для создания информационного (репортаж), аналитического (обзор, проблемная статья, case-story) или художественно-публицистического (эссе, очерк, рассказ-антиутопия, памфлет) материала.

14. Составьте перечень внутрикорпоративныхрегуляторов журналистского издания. Напишите текст к одному из них.

15. Сделайте телевизионный ролик, посвященный трудностям выработки гражданской ответственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: