| Сферы общест- венной жизни | Признаки (характерные черты). | Традиционное (доиндустриальное, аграрное). | Индустриальное (промышленное). | Постиндустриальное (информационное). |
| Исторический период. | С Древнего мира до к. XV в. (первобытное, рабовладельческое, феодальное общества). | С XVI до сер. XX вв. (капиталисти-ческое общ.; расцвет с XIX до нач. XX вв.). | Конец XX - XXI вв. (связано с НТР, НТП, информатизацией и компью-теризацией). | |
| Эконо- мичес- кая сфера. | Главная отрасль экономики. | Сельское хозяйство (занято более 80% населения). | Промышленность (занято более 85% населения). | Сфера услуг (занято более 75% населения). |
| Тип хозяйства. | Натуральное, экстенсивные технологии. | Товарное, интенсивные технологии. | Товарное, интенсивные технологии. | |
| Основная форма собственности. | Коллективная (общинно – государственная) | Частная. | Частная. | |
| Основной продукт производства. | Пища. | Промышленные изделия. | Услуги. | |
| Основной вид экспорта. | Сырьё. | Продукты производства. | Услуги. | |
| Характер труда. | Индивидуальный, ручной труд, простейшее разделение труда, медленное совершенствование орудий труда. | Стандартная деятельность, механизированный, машинный труд, общественное разделение труда, быстрое совершенствование орудий труда (НТР, НТП). | Творческое начало, автоматизированный, компьютеризированный труд, общественное разделение труда, быстрое совершенствование орудий труда (НТР, НТП). | |
| Характер производства. | Мелкотоварный. | Масштабное, массовое. | Массовое, на основе индивидуального заказа. | |
| Основные факторы производства. | Земля (+ труд). | Капитал (+ труд, земля, предпринимательство). | Информация, знания (+труд, земля, капитал, предпринимательство). | |
| Полити- ческая сфера. | Форма правления. | Монархия (чаще – неограниченная (абсолютная)). | Монархия (ограниченная)и республика. | Республика, реже – ограниченнаямонархия. |
| Права и свободы. | Власть выше закона, правовая незащищённость, отсутствие автономии (независимости)личности от государства. | Правовое государство: верховенство закона, равенство всех перед законом, гарантированность прав и свобод, разделение властей; автономия личности от государства; гражданское общество. | Правовое государство: верховенство закона, равенство всех перед законом, гарантированность прав и свобод, разделение властей; автономия личности от государства, гражданское общество. | |
| Социаль- ная сфера. | Социальная дифференциация (деление на слои), социальная мобильность (переход из одного слоя в другой). | Социальная дифференциация (касты, сословия, классы), жёсткая иерархия (подчинение низших слоёв - высшим), социальная мобильность очень низкая или отсутствует (в Индии – касты). Большинство населения проживает в деревне. | Социальная дифференциация (классы, страты), социальная мобильность высокая. Урбанизация: большинство населения проживает в городе. | Стирание классов, деление на группы по профессиональному признаку, социальная мобильность высокая. Урбанизация: большинство населения проживает в городе. |
| Духовная сфера. | Главный регулятор общественной жизни. | Традиции и обычаи; господство религии. | Важнейшая социальная ценность –способность и готовность к изменениям, новациям. Господство науки. | Важнейшая социальная ценность –способность и готовность к изменениям, новациям. Господство науки. |
| Вид мировоззрения. | Коллективизм - мировоззрение, согласно которому, в формировании решений делается упор на важность коллектива. | Индивидуализм - мировоззрение, которое признаёт индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Индивидуализм - есть противоположность коллективизма. | Индивидуализм - мировоззрение, которое признаёт индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Индивидуализм - есть противоположность коллективизма. | |
| Тип мировоззрения. | Религиозное. | Научное. | Научное. | |
| Тип сознания (мышления). | Религиозное. | Научное. | Научное. | |
| Наука, образование. | Низкий уровень развития науки и образования; низкий уровень грамотности. | Приоритет науки и образования: высокий уровень развития науки и образования; высокий уровень грамотности. | Приоритет науки и образования: высокий уровень развития науки и образования; высокий уровень грамотности. | |
| - | Тип отношений общества и природы. | Принцип слияния с природой: приспособление, растворение в ней, а не покорение. | Принцип победы над нею: общество стремиться властвовать над природой, покорять её. | Принцип победы над нею: общество стремиться властвовать над природой, покорять её. |
| - | Воздействие на природу. | Локальное, неконтролируемое. | Глобальное, неконтролируемое. | Глобальное, контролируемое. |
| - | Продолжительность жизни. | 40 – 50 лет. | Свыше 70 лет. | Свыше 70 лет. |