Сферы общест-
венной
жизни
| Признаки (характерные черты).
| Традиционное
(доиндустриальное, аграрное).
| Индустриальное
(промышленное).
| Постиндустриальное
(информационное).
|
| Исторический период.
| С Древнего мира до к. XV в. (первобытное, рабовладельческое, феодальное общества).
| С XVI до сер. XX вв. (капиталисти-ческое общ.; расцвет с XIX до нач. XX вв.).
| Конец XX - XXI вв. (связано с НТР, НТП, информатизацией и компью-теризацией).
|
Эконо-
мичес-
кая сфера.
| Главная отрасль экономики.
| Сельское хозяйство
(занято более 80% населения).
| Промышленность
(занято более 85% населения).
| Сфера услуг
(занято более 75% населения).
|
| Тип хозяйства.
| Натуральное,
экстенсивные технологии.
| Товарное,
интенсивные технологии.
| Товарное,
интенсивные технологии.
|
| Основная форма собственности.
| Коллективная
(общинно – государственная)
| Частная.
| Частная.
|
| Основной продукт производства.
| Пища.
| Промышленные изделия.
| Услуги.
|
| Основной вид экспорта.
| Сырьё.
| Продукты производства.
| Услуги.
|
| Характер труда.
| Индивидуальный, ручной труд, простейшее разделение труда, медленное совершенствование орудий труда.
| Стандартная деятельность, механизированный, машинный труд, общественное разделение труда,
быстрое совершенствование орудий труда (НТР, НТП).
| Творческое начало, автоматизированный, компьютеризированный труд, общественное разделение труда,
быстрое совершенствование орудий труда (НТР, НТП).
|
| Характер производства.
| Мелкотоварный.
| Масштабное, массовое.
| Массовое, на основе индивидуального заказа.
|
| Основные факторы производства.
| Земля (+ труд).
| Капитал (+ труд, земля, предпринимательство).
| Информация, знания (+труд, земля, капитал, предпринимательство).
|
Полити-
ческая сфера.
| Форма правления.
| Монархия
(чаще – неограниченная (абсолютная)).
| Монархия (ограниченная)и республика.
| Республика, реже – ограниченнаямонархия.
|
| Права и свободы.
| Власть выше закона, правовая незащищённость, отсутствие автономии (независимости)личности от государства.
| Правовое государство: верховенство закона, равенство всех перед законом, гарантированность прав и свобод, разделение властей; автономия личности от государства; гражданское общество.
| Правовое государство: верховенство закона, равенство всех перед законом, гарантированность прав и свобод, разделение властей; автономия личности от государства, гражданское общество.
|
Социаль-
ная сфера.
| Социальная дифференциация (деление на слои), социальная мобильность (переход из одного слоя в другой).
| Социальная дифференциация (касты, сословия, классы), жёсткая иерархия (подчинение низших слоёв - высшим), социальная мобильность очень низкая или отсутствует (в Индии – касты).
Большинство населения проживает в деревне.
| Социальная дифференциация (классы, страты), социальная мобильность высокая.
Урбанизация: большинство населения проживает в городе.
| Стирание классов, деление на группы по профессиональному признаку, социальная мобильность высокая.
Урбанизация: большинство населения проживает в городе.
|
Духовная сфера.
| Главный регулятор общественной жизни.
| Традиции и обычаи;
господство религии.
| Важнейшая социальная ценность –способность и готовность к изменениям, новациям.
Господство науки.
| Важнейшая социальная ценность –способность и готовность к изменениям, новациям.
Господство науки.
|
| Вид мировоззрения.
| Коллективизм - мировоззрение, согласно которому, в формировании решений делается упор на важность коллектива.
| Индивидуализм - мировоззрение, которое признаёт индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Индивидуализм - есть противоположность коллективизма.
| Индивидуализм - мировоззрение, которое признаёт индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Индивидуализм - есть противоположность коллективизма.
|
| Тип мировоззрения.
| Религиозное.
| Научное.
| Научное.
|
| Тип сознания (мышления).
| Религиозное.
| Научное.
| Научное.
|
| Наука, образование.
| Низкий уровень развития науки и образования;
низкий уровень грамотности.
| Приоритет науки и образования: высокий уровень развития науки и образования; высокий уровень грамотности.
| Приоритет науки и образования: высокий уровень развития науки и образования; высокий уровень грамотности.
|
|
|
|
|
|
-
| Тип отношений общества и природы.
| Принцип слияния с природой: приспособление, растворение в ней, а не покорение.
| Принцип победы над нею: общество стремиться властвовать над природой, покорять её.
| Принцип победы над нею: общество стремиться властвовать над природой, покорять её.
|
-
|
Воздействие на природу.
| Локальное, неконтролируемое.
| Глобальное, неконтролируемое.
| Глобальное, контролируемое.
|
-
| Продолжительность жизни.
| 40 – 50 лет.
| Свыше 70 лет.
| Свыше 70 лет.
|