Введение
В современном обществе существует множество демографических проблем, в том числе и «старение общества». Но старость как период жизни - это неизбежное состояние. Именно в возрасте 60-65 лет значительно изменяется социальная жизнь людей в условиях современной России и СНГ. А в пожилом возрасте только 10% людей справляются с психологическими трудностями и приспосабливаются к новому положению. Достигая уже 45- 50 лет люди часто становятся жертвами дискриминации в отношении занятости и статуса. Более того, жизнь пожилого человека становиться менее ценной, чем жизнь молодого или зрелого человека. Таким образом, пожилой человек уязвим не только к потерям, которые неизбежны (такие как смерть партнера или друга).
Актуальность темы в том, что необходимо понимать и изучать психологические особенности пожилых людей и сопровождающие их жизнь социальные условия. Так Э. Эриксон обсуждая проблему смысла прожитой жизни, выделил следующие условия старения: физические, психологические и культурно-социальные.
Общество, в котором мы живем, диктует все новые идеалы: внешности, уровня образования и доходов, стиля жизни и сексуального поведения. Это приводит к формированию все новых комплексов, в том числе связанных с возрастными изменениями. На ряду с комплексом «фотошопа», статуса и комплексом «нельзя удалить хирургически» развивается и комплекс старения. В современном обществе все чаще ценят не сколько профессиональный опыт, сколько успешность, которая ассоциируют с молодостью и активностью. В этих условиях возраст ощущается особенно болезненно (Е. Жорняк). И старость воспринимается как неизбежное несчастье или преступление, за которое наказывают исключением из общества. Принято считать, что мужчины переживают старение не менее остро, чем женщины, нередко компенсируя чувство своей «неполноценности» инфантильным (безответственным) поведением.
|
Цель работы изучить проблему социальной реализации в пожилом возрасте.
Задачи:
) Рассмотреть социальную активность, как категорию социологии;
) Проанализировать социальный статус пожилых людей в современном обществе;
) Выяснить основные факторы трудовой активности пожилых людей.
Социальная активность как социологическая категория
В социологии социальная активность определяется как способ жизнедеятельности социального субъекта, заключающийся в осознанной направленности его деятельности на преобразование социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении актуальных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств. Через социальную активность выражается уровень социальных потенций субъекта, его культура, умения, знания и навыки, способность охватывать своей деятельностью окружающий мир, изменять его и вместе с ним самого себя.
Социальную активность можно рассматривать в нескольких аспектах: с одной стороны, как результат воздействия социальной среды, а с другой - как фактор, который определяет эту среду.
Итак, социальная активность - это совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. В качестве субъектов активности могут выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом. Активность проявляется в различных сферах: в трудовой, в общественно-политической, в сфере образования, в сфере досуга и быта.
|
Таким образом социальная активность - это проявление сущностных свойств личности в общественной жизни. Все те социальные факторы, которые обусловливают формирование и развитие личности, вместе с тем являются факторами, определяющими и порождающими ее социальную активность.
Социальная активность является показателем целеустремленности личности. Вместе с тем было бы неправильно рассматривать социальную активность лишь как «свойство» или «признак» отдельной личности. Это -показатель социальной сущности личности. Это означает, что и формы проявления, и цели, и все другие ее особенности порождены обществом, той социальной средой, в которой формируется личность. В этом смысле социальная активность является показателем степени социализации личности, свойственным соответствующим социальным общностям и социальным группам. Следует подчеркнуть, что социальная активность - это не просто приспособление личности к тем или иным условиям, главным образом она направлена на их преобразование, осуществляемое целенаправленно и организованно. Преобразование социальных условий является одним из важнейших показателей социальной активности личности.
Само понятие «активность» (от лат. Activus - деятельный) указывает на то, что человек действует, не просто следуя жизненным обстоятельствам, а руководствуясь стремлением преобразовать их.
Непременным условием социальной активности субъекта действия является самодеятельность, то есть деятельность, порождаемая внутренними побуждениями, интересами, мотивами. Активная природа деятельности состоит в том, что в ее процессе реализуются цели, органически связанные с потребностями индивида и соответствующие его интересам. В этом случае действия не навязаны извне, а выступают как свободный акт. Активный человек ощущает самого себя как субъекта своей деятельности, его активность есть самореализация, проявление его потенций, он и его деятельность едины.