Соедините стрелками центры головного мозга и выполняемые ими функции.




Лабораторная работа № 7

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Цели и задачи: изучить особенности внутреннего строения и функцио-нирования систем органов млекопитающих. Проследить исторические этапы развития и прогрессивные черты формирования нервно-гуморальной, сер-дечнососудистой, мочеполовой, пищеварительной систем.

Основные понятия и определения: рефлекс, экстерорецепторы, интеро-рецепторы, проприорецепторы, рубец, сетка, книжка, сычуг, диафрагма, экс-креция, яичники, семяпровод, мошонка, семенники, матка, альвеолы, брон-хиолы.

Учебные материалы: материалы мультимедийной презентации. Плакат: внутреннее строение млекопитающих.

Задание 1. Рассмотрите строение нервной системы млекопитающих на при-мере зайца-русака и выявите еѐ прогрессивные черты.

 


 

Рис. 14 – Схема строения нервной системы млекопитающих

на примере зайца-русака (tepka.ru)

А – общий план строения: 1 – головной мозг; 2 – спинной мозг; 3 – пе-риферические нервы; Б – головной мозг кролика: 1 – обонятельные доли пе-реднего мозга; 2 – полушария переднего мозга; 3 – извилины коры; 4 – про-межуточный мозг; 5 – средний мозг; 6 – мозжечок; 7 – продолговатый мозг

 

Нервная система млекопитающих слагается из центральной (спинной и головной мозг) и периферической частей (нервы, нервные узлы и сплетения.

Спинной мозг содержит нервные волокна, проводящие возбуждение, и многочисленные нервные клетки, что делает его важным рефлекторным цен-тром.

Существует теснейшая связь между спинным мозгом, мускулатурой и чувствительными рецепторами кожи.

Соедините стрелками центры головного мозга и выполняемые ими функции.

Отделы головного мозга Центры выполнения функций
продолговатый мозг рецепторные и вегетативные центры
средний мозг центр, регулирующий движение, равновесие тела, мышечный тонус
промежуточный мозг анализатор внешнего и внутреннего мира организма, центр высшей нервной деятель-ности
мозжечок центр «сторожевого рефлекса»
передний мозг центр дыхания, сосания, жевания, слюноот-деления, глотания, секреции желудочного сока, работы сердца.

 

Задание 2. Заполните таблицу, используя материалы учебника [1]

Органы чувств Выполняемые функции, особенности строения
Органы слуха  
Орган зрения  
Органы осязания  

 

Пищеварительный тракт делится на три отдела: передний – рот с его вспомогательными органами, глотка и пищевод (захват, пережевывание и проглатывание пищи); средний – желудок и тонкая кишка с еѐ придатками (химическая обработка пищи, переваривание, всасывание); задний – толстая кишка (обработка непереваренных остатков, формирование каловых масс и выведение их наружу) [1].

Задание 3. Рассмотрите по рисунку строение желудка жвачных и уста-новите соответствие.

1. Рубец.

2. Сетка.

3. Книжка.

4. Сычуг (настоящий желудок).

A. Имеет ячеистое строение.

Б. Пища накапливается, подвергается действию слюны, перемешивается.

B. Происходит фильтрация.

Г. Пища подвергается брожению.

Д. Происходит обработка кислым желудочным соком; переваривается белко-вая часть пищи.

 


Рис. 15 – Строение желудка жвачных [1]

Задание 4. Вставьте пропущенные слова согласно тексту используя лек-ционный материал.

Дыхание – необходимое условие обмена веществ, нормального роста и развития организма. Процесс дыхания характеризуется двумя составляющи-ми. __________________ дыхание представляет собой потребление клетками кислорода и образование углекислого газа вследствие окислительных про-цессов. ____________________ дыхание – газообмен между организмом и окружающей средой. _______________ транспортируется кровью от дыха-тельных органов к тканям, а ______________ от тканей к органам дыхания. В функциональном отношении органы дыхания подразделяются на воздухо-носные пути и легкие. Характерный перекрест (в области глотки) дыхатель-ных и пищеварительных путей свойственен всем ___________________ и другим наземным позвоночным.

К ________________________ относятся носовая полость, гортань, трахея и бронхи с их разветвлениями. В воздухоносных путях помещаются органы обоняния и голосовой аппарат.

Легкие состоят из специфического строения ткани, содержащей мно-гочисленные легочные пузырьки – ______________, сидящие гроздьями на тончайших ________________ (конечных веточках бронхиального дерева). Благодаря эластичности альвеол _________________ способны расширяться при вдохе и сжиматься при выдохе.

Правое и левое легкое отличаются по числу долей, к тому же правое обычно значительно тяжелее. Дольчатость легких сделала возможным двой-ной тип дыхания: с участием реберной стенки (________________ дыхание) и диафрагмы (__________________ дыхание). У крупных животных пре-имущественное значение получает брюшное дыхание, у мелких – грудное.

Задание 5. Рассмотрите строение кровеносной системы млекопитающих. Ответьте на вопросы.


Рис. 16 – Схема строения кровеносной системы млекопитающего

(на примере зайца-русака):

1 – сердце; 2 – левая дуга аорты; 3 – сонная артерия; 4 – спинная аорта; 5 – яремная вена; 6 – легочная артерия; 7 – легочная вена; 8 – задняя полая вена; 9 – капиллярная сеть внутренних органов (tepka.ru)

Каковы особенности передвижения крови по артериям и венам? Как воз-вращается кровь в сердце от конечностей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Рассмотрите мочеполовую систему млекопитающих на при-мере мочеполовых органов крысы (I – самца, II – самки) и подпишите цифро-вые обозначения.

Рис. 17 – Строение мочеполовой системы крысы [1]

1. 6. 11.
2. 7. 12.
3. 8. 13.
4. 9. 14.
5. 10.  

 

Задание 7. Ответьте письменно на вопросы.

1. Как называется наука, изучающая млекопитающих? ___________________

2. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? ___________________________

3. Кто собирает яблоки спиной? Зачем? ________________________________

5. Почему добычу пушных зверей производят зимой? ____________________

6. Верна ли поговорка: «труслив, как заяц»? ____________________________

7. Каких зубов нет у грызунов? _______________________________________

8. Чем самцы оленей внешне отличаются от самок? _____________________

9. Все ли млекопитающие животные покрыты шерстью? _________________

10. Какой орган чувств лучше развит у кошачьих? _______________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: