Ананьев Борис Герасимович выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований.
Индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами.
Ананьев Борис Герасимович выделял первичные и вторичные свойства индивида.
К первичным: он относил свойства, присущие всем людям
ü возрастные особенности (соответствие определенному возрасту)
ü половой диморфизм (принадлежность к определенному полу)
ü индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела),
ü нейродинамические свойства мозга,
ü особенности функциональной геометрии больших полушарий.
Совокупность первичных свойств индивида определяет его
Вторичные свойства:
ü динамику психофизиологических функций
ü структуру органических потребностей.
В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Личность понятие, характеризующее человека как объект реального мира.
Данное понятие имеет различные варианты толкования.
Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
|
Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо
В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.
Субъект деятельности. Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность».
Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.
Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.
Субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта.
|
Человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность
Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются I процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.