КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»
На тему: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ОАО «НЛМК»)
ВЫПОЛНИЛ: студентка гр. ЭМ-05-1
Дубинина О.А.
________________
подпись, дата
РУКОВОДИТЕЛЬ: к.э.н., доцент
Рязанцева Л. М.
________________
подпись, дата
Липецк 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и значение анализа хозяйственной деятельности предприятия…………………………………………………………………….....4
1.1 Предмет и содержание анализа………………………………………..…..4
1.2 Роль анализа в управлении производством…………………………..5
1.3 Задачи анализа………………………………………………………….8
1.4 Виды анализа. Взаимосвязь управленческого и финансового анализа……………………………………………………………………………10
1.5 Задачи анализа себестоимости……………………………………….14
1.6 Анализ общей суммы расходов на производство продукции…..….16
1.7 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции……………………. 18
2. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «НЛМК»…………..……21
2.1 Краткая характеристика ОАО «НЛМК»…………………………….21
2.2 Анализ структуры баланса…………………………………………...24
2.3 Анализ отчета о прибылях и убытках…………………………….....31
2.4 Анализ финансовой устойчивости…………………………………...34
2.5 Анализ платежеспособности и ликвидности………………………..37
2.6 Анализ показателей рентабельности капитала ……………………..42
2.7 Анализ деловой активности предприятия………………………...…43
3. Анализ себестоимости стали КЦ-2 ОАО «НЛМК»……………….…47
3.1 Анализ общей суммы расходов на производство продукции……...47
|
3.2 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции……………………..49
3.3 Анализ себестоимости отдельных видов продукции……………….52
Заключение………………………………………………………………..54
Библиографический список………………………………………………55
Приложения
Введение
Анализ и диагностика финансовой и хозяйственной деятельности предприятия – комплекс работ, включающий исследования экономических процессов и их взаимосвязи; научное обоснование планов работы предприятия и принятие управленческих решений; выявление положительных и отрицательных факторов, влияющих на результаты деятельности предприятия; раскрытие тенденций и пропорций развития предприятия, выявление неиспользуемых ресурсов и резервов; разработка предложений по дальнейшему развитию предприятия.
Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия играет важную роль в обеспечении повышения эффективности производства. Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана. Предметом экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность предприятий.
Целью данной курсовой работы является проведение анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО «НЛМК». Исходя из данной цели, задачами курсовой работы являются:
1. изучение теоретических основ анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
2. проведение анализа хозяйственной деятельности ОАО «НЛМК»: рассчитать основные показатели, характеризующих финансовое состояние предприятия и сделать анализ по ним;
|
3. изучение методики проведения анализа себестоимости продукции в конкретном подразделении предприятия
1. Задачи анализа хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Предмет и содержание анализа
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Под предметом любой науки понимают какую-либо часть или сторону объективной действительности, которую изучает только данная наука. В то же время один и тот же объект может изучаться различными науками. Каждая из них изучает его под своим углом зрения, имеет свои цели и использует специфические методы исследования.
Производственно-хозяйственная деятельность предприятий изучается многими науками: экономической теорией, микроэкономикой, организацией и планированием производства, управлением, статистикой, бухгалтерским учетом, экономическим анализом и др.
Любой процесс, в том числе и хозяйственный процесс, — это течение событий, изменение состояния объекта в соответствии или в противоречии с намеченными целями под влиянием множества внешних и внутренних факторов и причин. Результаты деятельности предприятии полностью зависят от характера протекающих хозяйственных процессов. Поэтому анализ хозяйственных процессов (хозяйственной деятельности) и доступных результатов может иметь практическое значение и способствовать поиску резервов повышения эффективности производства, а также разработке соответствующих плановых показателен и управленческих решений только при выявлении и количественной оценки причинно-следственных связей в деятельности предприятии. Лишь раскрыв содержание и характер этих связей, можно оценить в процессе анализа или в процессе обоснования плановых заданий и управленческих решений изменение показателей хозяйственной деятельности под влиянием того или иного фактора и в целом за рассматриваемый период.
|
Исходя из вышеизложенного предметом анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия являются причинно-следственные связи экономических процессов и явлений.
Содержанием анализа является комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятий с целью выявления и объективной оценки влияния причинно-следственных связей экономических процессов и явлений на достигнутые результаты и разработки мероприятий по дальнейшему повышению эффективности хозяйствования.
1.2 Роль анализа в управлении производством
Экономический анализ занимает заметное место в системе экономических наук. Он является одной из важнейших функций управления производством. Место АХД в системе управления можно отразить с помощью следующей упрощенной схемы (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Место экономического анализа в системе управления
Для управления производством нужно иметь полную достоверную информацию о ходе и результатах производственного процесса. Поэтому одной из функций управления является учет. С его помощью обеспечивается сбор и систематизация информации, которая непрерывно поступает изуправляемой подсистемы.
Изучение, осмысление и обработки поступающей информации обеспечиваются с помощью АХД. В процессе анализа осуществляется сравнение достигнутых результатов с плановыми показателями, с показателями предшествующих периодов, с показателями других (конкурирующих) отечественных и зарубежных предприятий, со среднеотраслевыми показателями. Производится определение влияния различных факторов на величину показателей деятельности предприятия. Выявляются ошибки, нереализованные возможности, перспективы.
На основе результатов АХД разрабатываются плановые показатели на последующий период и управленческие решении. Таким образом, анализ всегда предшествует разработке планов, принятию решении, конкретным действиям и является одним из базовых элементов управления производством.
Анализ является не только инструментом для обоснования плановых показателей и обоснования управленческих решений, но и средством оценки достигнутых результатов. Поэтому можно констатировать, что планирование начинается с использования результатов АХД. а плановый период завершается анализом показателей деятельности предприятия. Наличие такой взаимосвязи между функциями управления свидетельствует о большой роли анализа в работе по повышению эффективности производства. АХД способствует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению прогрессивных технологических и технических решений, методов организации труда, производства и управления.
Экономический анализ, как наука, тесно связан с рядом смежных наук. АХД использует данные, а в ряде случаев и приемы исследования, присущие статистике, планированию, бухгалтерскому учету, экономике, математике и другим наукам.
Связь анализа и статистики выражается в том, что с одной стороны статистический учет и отчетность служат одним из элементов информационной базы анализа, а с другой – методы статистики, такие как группировка, построение индексных рядов, корреляция и т.д. служат методами аналитической обработки исходной информации.
В условиях рыночной экономики роль планирования для каждого предприятия еще выше, чем при административно-командной системе, где планирование являлось в значительной степени формальным. В настоящее время тщательно разработанный бизнес-план предприятия необходим прежде всего самому собственнику (частному или коллективному). Без этого документа невозможно организовать коллектив акционеров, привлечь инвесторов, получить кредит в банке. А разработка обоснованного бизнес-плана может быть осуществлена только на базе серьезного экономического анализа. С другой стороны, плановые показатели являются важным элементом информационной базы анализа.
Бухгалтерский учет является основным источником экономической информации о хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому, не зная методики бухгалтерского учета и содержания форм отчетности, трудно подобрать необходимые материалы для анализа, оценить достоверность информации. С целью повышения аналитичности бухгалтерского учета вся его система постепенно совершенствуется.
Действенный экономический анализ деятельности металлургических предприятий невозможен без знания закономерностей и тенденций развития экономики отрасли.
Применение математики в экономических исследованиях и в том числе в АХД распространяется прежде всего на область переменных величин, связанных между собой функциональной зависимостью. Измерение степени зависимости одних переменных величин от других сводится к определению значения функции. В этом случае связь между переменными величинами выражается в виде функциональных уравнений. Однако связь между отдельными показателями деятельности предприятия далеко не всегда выражается в виде функциональных зависимостей. Зачастую приходится иметь дело с вероятностными корреляционными зависимостями, когда на рассматриваемый показатель помимо изучаемых основных факторов оказывают значительное влияние побочные факторы, выделить и оценить влияние которых не представляется возможным.
С применением математических методов анализ стал более глубоким и конкретным. Повысилась обоснованность выводов и рекомендаций по результатам анализа.
АХД тесно связан с рядом технических наук. Для черной металлургии такими науками являются металлургия чугуна, металлургия стали, обработка металлов давлением и др., данные которых используются при изучении экономических явлений и процессов.
1.3 Задачи анализа
Основными задачами экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий являются:
1. Оценка обоснованности плановых заданий.
2. Оценка результатов хозяйственной деятельности.
3. Изучение и обобщение передового опыта повышения эффективности хозяйствования, выявление внутрихозяйственных резервов.
4. Разработка мероприятий по использованию резерве, содействие распространению передового опыта.
5. Прогнозирование ожидаемых результатов хозяйственной деятельности и разработка базовых показателей для планирования на предстоящий период.
6. Подготовка материалов для принятия оптимальных управленческих решений.
Первая задача связана с тем, что плановые показатели деятельности предприятия являются тем «мерилом», с помощью которого оцениваются достижения и недостатки в его работе за отчетный период. Поэтому очень важно перед началом анализа оценить насколько обоснованны сами плановые показатели.
Решая вторую задачу, дают с использованием плановых показателей, данных учета и отчетности объективную и всестороннюю оценку результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятий. При этом исследуют рациональность использования всех видов ресурсов: средств труда, предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов.
Третья задача связана с выявлением внутрихозяйственных резервовна всех стадиях производственного процесса. Внутрихозяйственными резервами являются частично или полностью нереализованные предприятиями возможности по улучшению использования средств труда, предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов.
Для выявления и оценки величины результатов недостаточно изучить показатели деятельности только лишь анализируемого объекта (предприятия или его подразделения). Необходимо изучить показатели работы родственных подразделений и предприятий, передовой отечественный и зарубежный опыт.
На основе изучения и обобщения передового опыта решается четвертая задача анализа, т.е. осуществляется разработка мероприятий по использованию резервов, распространению передового опыта.
АХД осуществляется не только по завершении отчетного периода, но и по ходу реализации планов и отдельных управленческих решений. Поэтому анализ дает возможность прогнозировать по ходу отчетного периода ожидаемые результаты производственно-хозяйственной деятельности. На основе этого прогноза и с учетом мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов решается пятая задача, заключающаяся в разработке базовых (исходных) показателей для планирования на предстоящий период.
Шестая задача решается на основе использования выводов и рекомендаций, полученных при решении предшествующих задач экономического анализа.
Подводя итог рассмотрению основных задач АХД, можно сформулировать ответ на вопрос «в чем же состоит значение анализа?». АХД является прикладной дисциплиной. Поэтому затраты на его проведение оправдываются только в том случае, когда АХД даст реальный эффект. А эффект может быть достигнут прежде всего тогда, когда экономический анализ является средством:
- мобилизации резервов повышения эффективности производства;
- осуществления внутреннего хозяйственного расчета. Посредством анализа дастся оценка деятельности предприятия в целом, отдельных цехов и участков, степени их участия в достижении общих результатов. Для объективной оценки результатов деятельности предприятия и отдельных подразделений в процессе анализа устраняют влияние независящих от них факторов.
1.4 Виды анализа. Взаимосвязь управленческого и финансового анализа
Классификация видов анализа может быть произведена по ряду признаков. Основными из них являются следующие.
По времени проведения АХД подразделяется на предварительный (прогнозный) и последующий (ретроспективный).
Предварительный анализ проводится для обоснования плановых показателей и управленческих решений, оценки ожидаемых результатов производственно-хозяйственной деятельности. Он проводится до осуществления соответствующих производственных и хозяйственных операций.
Последующий анализ проводится после осуществления производственных и хозяйственных операций. Он используется для оценки фактических результатов производственно-хозяйственной деятельности. Последующий анализ в свою очередь можно разделить на итоговый и ситуационный. Итоговый анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год) и содержит, как правило, полную оценку результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений. Ситуационный анализ проводится обычно сразу после совершения производственных и хозяйственных операций и характеризует изменение ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.).
По методам изучения объекта анализ может быть сравнительным, диагностическим, факторным, функционально-стоимостным и т.д.
При сравнительном анализе обычно ограничиваются сопоставлением отчетных показателей деятельности предприятия с плановыми показателями, данными предшествующих периодов, лучшими показателями и т.д.
Факторный анализ направлен на оценку влияния отдельных факторов на величину и динамику тех или иных показателей.
Диагностический анализ позволяет установить характер нарушения нормального хода производственно-хозяйственной деятельности на основе типичных признаков. Например, рост зарплатоемкости продукции свидетельствует о том, что темп роста средней заработной платы выше, чем темп роста производительности труда.
По содержанию и полноте изучения вопросов анализ подразделяется на полный (комплексный) и тематический.
При полном анализе рассматриваются все стороны деятельности предприятия в их взаимосвязи, а тематический анализ проводится по более узкой программе с целью выявления возможностей совершенствования отдельных сторон хозяйственной деятельности (например, анализ использования металлургических агрегатов, использования рабочего времени, себестоимости продукции и т.д.).
Различают также внутрихозяйственный и межхозяйственный (межзаводский) анализ. Внутрихозяйственный анализ связан с изучением результатов деятельности только исследуемого предприятия и его подразделений. При межхозяйственном анализе производится сопоставление результатов деятельности двух или более предприятий одной отрасли или подотрасли. Это позволяет выявить внутрихозяйственные резервы и дать более объективную оценку результатов деятельности анализируемого предприятия.
По субъектам (пользователям результатами анализа) различают внутренний и внешний АХД. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии, а его результаты используются для нужд управления производственно-хозяйственной деятельностью.
Внешний анализ проводится за пределами предприятия заинтересованными контрагентами (кредиторами, инвесторами, поставщиками, покупателями), акционерами, государственными органами (налоговыми, таможенными и др.). Различным субъектам анализа (внутренним и внешним) доступна естественно разная исходная информация.
Разделение АХД на внутренний и внешний тесно связано с разделением анализа на управленческий и финансовый (рис. 1.2).
Особенностями управленческогоанализа являются:
· ориентация задач и результатов анализа на интересы руководства предприятия;
· использование для анализа всех источников информации;
· комплексность анализа, взаимосвязанное изучение всех сторон деятельности предприятия;
· интеграция процессов учета, анализа, планирования и принятия решений;
· закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Финансовый анализ, базирующийся на данных только публичной бухгалтерской отчетности, имеет характер внешнего анализа. При его проведении используется весьма ограниченная стандартная информация. Вследствие этого внешний анализ в отличие от полного внутреннего являются сугубо тематическим (см. рис. 1.2).
Рис. 1.2 Примерная схема разделения анализа хозяйственной деятельности на управленческий и финансовый
При проведении внутрихозяйственного финансового анализа в качестве источника используется вся имеющаяся на предприятии информация. Вопросы внутрихозяйственного производственного и финансового анализа взаимосвязаны. Кроме того, за счет привлечения данных управленческого учета появляется возможность углубления анализа сугубофинансовых результатов деятельности предприятия (прибыли, рентабельности, ликвидности, платежеспособности и т.д.).
1.5 Задачи анализа себестоимости
Себестоимость продукции является одним из важнейших показателей деятельности промышленного предприятия. Себестоимость — основной ценообразующий показатель, ее уровень оказывает определяющее влияние на рентабельность продукции и величину прибыли от ее реализации. Поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, а с другой стороны – определить резервы увеличения прибыли и перспективы изменения цен на продукцию предприятия.
Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:
- изучение структуры и динамики затрат на производство продукции;
- оценка выполнения плана по себестоимости продукции;
- выявление и оценка влияния отдельных факторов на динамику показателей и выполнение плана по себестоимости продукции;
- изучение динамики себестоимости отдельных видов продукции;
- выявление резервов снижения себестоимости продукции и разработка мероприятий по реализации резервов.
Обобщающим показателем себестоимости продукции является величина затрат на 1 рубль товарной продукции. Кроме этого, при планировании и анализе используются показатели общей суммы затрат на производство продукции и себестоимости отдельных видов продукции.
Схема формирования показателя затрат на 1 рубль товарной продукции показана на рисунке 1.3.
Рис. 1.3 Схема формирования показателя затрат на 1 рубль товарной продукции
1.6 Анализ общей суммы расходов на производство продукции
Планирование и учет расходов на производство продукции на предприятиях осуществляют по элементам расходов и по калькуляционным статьям расходов.
Расходы на производство продукции при группировке по экономическому содержанию подразделяются на:
- материальные затраты (на приобретение сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, запасных частей и расходных материалов для ремонта оборудования и другого имущества, топлива, воды и всех видов энергии, осуществление работ и услуг производственного характера и др.);
- затраты на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации на имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (стоимость которых погашается путем начисления амортизации);
- прочие затраты.
При анализе группировка расходов по экономическим элементам используется для оценки динамики и влияния факторов на материалоемкость, энергоемкость, зарплатоемкость и амортизациоемкость продукции.
При группировке расходов по калькуляционным статьям рекомендуется выделять следующие основные статьи:
1) сырье, основные материалы, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций;
2) топливо;
3) энергетические затраты;
4) вспомогательные материалы;
5) расходы на оплату труда промышленно-производственного персонала;
6) единый социальный налог;
7) общепроизводственные расходы, в том числе: амортизационные отчисления;
расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; прочие расходы;
8) общехозяйственные расходы;
9) расходы на реализацию продукции.
Перечень калькуляционных статей расходов при планировании и анализе конкретизируется применительно к отдельным переделам (цехам) металлургических предприятий. На основе указанной группировки расходов формируются плановые и отчетные калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, выявляются в процессе анализа резервы снижения расходов на производство.
Под затратоемкостью понимается величина прямых и косвенных затрат на производство единицы продукции. О динамике этого показателя можно судить по изменению себестоимости единицы продукции в сопоставимых ценах. Говоря о факторе «уровень цен», мы подразумеваем изменение собственно цен на ресурсы, а также изменение уровня оплаты труда и величины амортизационных отчислений (например, в связи с переоценкой амортизируемого имущества или изменением норм амортизационных отчислений).
Для определения раздельного влияния указанных факторов — затратоемкости и уровня цен — необходимо произвести пересчет затрат продукции в сопоставимые цены. При этом материальные затраты, которые могут быть выражены в натуральных единицах, пересчитываются в сопоставимые цены путем умножения соответствующих отчетных натуральных показателей на плановые (базисные) цены.
Затраты, которые планируются и учитываются только в стоимостной форме, пересчитываются в сопоставимые цены с помощью предварительно установленных индексов для отдельных статей калькуляции или видов расходов.
Влияние фактора цен на ресурсы определяется как разность между общей фактической суммой расходов в отчетном периоде и общей суммой расходов отчетного периода, рассчитанной в плановых (базисных) ценах.
1.7 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции
Показатель затрат на рубль товарной продукции является важнейшим показателем себестоимости. Он представляет собой отношение полной себестоимости товарной продукции к ее объему в действующих ценах. Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует связь себестоимости продукции и прибыли, получаемой от её реализации.
Основными факторами, влияющими на величину затрат на 1 рубль товарной продукции, являются:
1) структура (сортамент) товарной продукции;
2) цены и тарифы на потребляемые материальные ресурсы и услуги;
3) себестоимость отдельных видов товарной продукции;
4) цены на продукцию.
Возможен анализ, в процессе которого определяется влияние именно этих четырех факторов. Но в этом случае остаются невыясненными некоторые важные вопросы. Чрезвычайно важно, в частности, оценить причины изменения себестоимости отдельных видов продукции и их влияние на изменение результативного показателя. В крупном плане таких причин три: изменение объема производства продукции, изменение ресурсоемкости продукции, изменение цен потребляемых ресурсов. Для оценки влияния этих факторов необходимо использовать выполненное ранее деление общей суммы расходов на производство на переменную и постоянную части.
С учетом вышеуказанного, представляется целесообразным проведение анализа влияния на изменение показателя затрат на 1 рубль товарной продукции следующих факторов:
1) объема производства продукции;
2) структуры (сортамента) товарной продукции;
3) уровня переменных расходов на единицу продукции;
4) абсолютной суммы постоянных расходов;
5) цен на продукцию.
В процессе детализации анализа необходимо далее установить влияние на себестоимость продукции изменения ресурсоемкости продукции и цен потребляемых ресурсов и услуг. Таким образом, при использовании указанных факторов могут быть конкретизированы и подвергнуты анализу все наиболее важные причины изменения затрат на 1 рубль товарной продукции.
К числу внешних не зависящих от деятельности коллектива предприятия факторов, как правило, относится изменение цен на покупные ресурсы и услуги (если это не связано с изменением их качества).
В процессе анализа следует установить причины изменения сортамента продукции. Последнее обычно бывает обусловлено несоответствием поступающих заказов на поставки продукции по сортаменту, предусмотренному при расчете показателя затрат на рубль товарной продукции. С определенной долей условности можно считать, что такое изменение сортамента не зависит от деятельности предприятия.
В некоторых случаях нарушение планового сортамента связано с недостатками материально-технического обеспечения и технической подготовки производства. Это, безусловно, зависит от деятельности предприятия.
Изменение объемов производства, затратоемкости и цен продукции — факторы, которые можно считать зависящими от деятельности предприятия. Разумеется, спрос на продукцию и уровень цен продукции определяются конъюнктурой внешнего и внутреннего рынков. Однако, в конечном итоге, как показывает практика, и объемы производства и уровень цен зависят прежде всего от конкурентоспособности продукции конкретного предприятия.
Для определения динамики затрат на рубль товарной продукции применяются показатели изменения затрат на 1 рубль фактически выпущенной товарной продукции по сравнению с уровнем предыдущего года. Эти показатели могут рассчитываться в виде индексов затрат и снижения затрат (%) к предыдущему году в действующих ценах соответствующих лет и в сопоставимых ценах.
Для конкретизации анализа себестоимости товарной продукции и затрат на рубль товарной продукции необходимо анализировать себестоимость важнейших видов продукции.
Анализ финансового состояния предприятия
2.1 Краткая характеристика ОАО «НЛМК»
Новолипецкий металлургический комбинат занимает третье место в России среди предприятий по производству стали и проката. Это предприятие полного металлургического цикла площадью 27,5 км2 находятся в Липецке, в центре европейской части России. Основные производственные мощности расположены в 350 км от ОАО «Стойленский ГОК», являющегося основным поставщиком железорудного сырья, а также в пределах 1 500 км от ключевых потребителей продукции в России, в непосредственной близости от основных транспортных магистралей.
В состав предприятия входит:
· Агломерационное производство с четырьмя агломашинами;
· Коксохимическое производство с восемью коксовыми батареями;
· Два доменных цеха с пятью доменными печами общим объемом 11.400 м3;
· Два конвертерных цеха, в состав которых входят два конвертера емкостью по 300 тонн каждый, три конвертера емкостью 160 тонн каждый, и девять УНРС: шесть криволинейного типа, одна радиального типа и две вертикального типа;
· Производство горячего проката с непрерывным широкополосным станом горячей прокатки 2000;
· Три цеха холодной прокатки, в состав которых входят 2 двадцати валковых стана, реверсивный стан, 2 непрерывных стана, полностью непрерывный стан «бесконечной прокатки».
Агломерационное и коксохимическое производства (АГП и КХП) являются производителями основных компонентов для доменного производства – агломерата и кокса.
Доменное производство (ДЦ-1, ДЦ-2) специализируется на выпуске чугуна, который является не только полуфабрикатом для сталеплавильного, но и товарной продукцией первого передела (чушковый чугун).
Сталь, получаемая в сталеплавильном производстве (КЦ-1, КЦ-2) при продувке жидкого чугуна и металлолома технически чистым кислородом, разливается в непрерывнолитые слябы, которые в дальнейшем используются для производства проката, а также являются товарной продукцией второго передела.
Прокатное производство представлено цехом горячей прокатки ПГП и цехами холодной прокатки ПХПП, ПТС и ПДС. Сталь, прокатанная на стане «2000» (ПГП) (горячекатаный прокат) является товарной продукцией НЛМК третьего передела и служит заготовкой в производстве холоднокатаного листа.
Металлургической продукцией НЛМК с наиболее высокой добавленной стоимостью является холоднокатаный прокат. На комбинате освоены технологии, позволяющие производить холоднокатаный прокат с цинковым и полимерным покрытиями (ПХПП), а также прокат электротехнических марок стали (ПТС, ПДС), что значительно увеличивает стоимость товарной продукции Компании.
Основные производственные операции приведены на рис. 2.1.
НЛМК – это промышленный гигант с высокоразвитой инфраструктурой, и это не только вышеперечисленный цеха и производства, но и ряд подразделений, обеспечивающих работу комбината:
· Энергетическое производство бесперебойно обеспечивает подразделения комбината энергоресурсами (электроэнергия, пар, вода, газ и т. д.)
· Ремонтное производство комбината обладает достаточной базой для ведения ремонтов металлургического оборудования высокой степени сложности.
· Строительно-ремонтный комплекс ведет строительные работы не только на территории комбината, но и в город.
· НЛМК располагает мощной транспортной базой.
Рис. 2.1 Основные производственные операции.
Производственные мощности Компании считаются одними из самых технологически оснащенных в стране. Поставки железорудного концентрата на Новолипецкий комбинат осуществляются с предприятий, расположенных в радиусе 350 км от Липецка. Производственные мощности НЛМК расположены в непосредственной близости от основных регионов потребления стали – в центре Европейской части России и Поволжье. Географическая близость комбината к портам Балтийского и Черного морей, а также к основным российским потребителям, большинство из которых находятся в пределах 1500 км от Липецка, играет большую роль в снижении транспортных расходов.
Сегодня НЛМК является одним из лидеров в мире в черной металлургии, поставщиком широкого спектра качественной продукции с высокой долей добавленной стоимости на внутренний и внешний рынок. Основой финансовой стабильности Компании является высокоэффективное производство с полным металлургическим циклом.
2.2 Анализ структуры и динамики баланса
Финансовое состояние предприятия – это его способность обеспечить финансовыми ресурсами свою деятельность, поэтому финансовое состояние выражается соотношением отдельных статей и разделов актива и пассива баланса.
Основные задачи анализа финансового состояния предприятия:
1. изучение структуры и динамики показателей баланса предприятия;
2. оценка качества финансового состояния предприятия и причин его изменения;
3. прогнозирование возможных финансовых результатов при различных вариантах привлечения и использования ресурсов;
4. разработка резервов улучшения финансового состояния и разработка мероприятий по их внедрению.
По отношению к анализу баланса можно выделить;
1. Горизонтальный анализ – сравнение показателей в динамики;
2. Вертикальный анализ отражает структуру статей баланса и сравнение с предшествующей структурой;
3. Трендовый анализ – расчет относительных показателей баланса за ряд лет от уровня базисного года.
Горизонтальный и вертикальный анализ часто проводят путем построения аналитического баланса, который представляет собой агрегированную форму обычного баланса. Непосредственно из аналитического баланса путем горизонтального и вертикального анализа можно получить ряд основных характеристик финансового состояния предприятия.
Исходный баланс ОАО «НЛМК» и приведен в Приложении 1.
Анализ структуры баланса ОАО «НЛМК» проведем с помощью сравнения статей бухгалтерских балансов за 2006, 2007, 2008 годы (табл. 2.1, 2.2).
Таблица 2.1.Сравнительный аналитический баланс за 2006-2007 года