Шапиро Б.Ю.
В словосочетании «мультидисциплинарная команда» смысловую нагрузку несет как слово «мультидисциплинарная», так и слово «команда». Работа может вестись как различными специалистами, не составляющими команду, так и командой, состоящей из специалистов одного профиля. Однако в отношении ведения случая в социальной работе наиболее эффективным методом на сегодняшний день считается именно командная работа различных специалистов.
Начнем с понятий «команда» и «работа в команде». Katzenbach определяет команду как - небольшую группу людей с комплиментарными навыками, объединенную общей целью, выполнением задач и общим подходом, для реализации которых она поддерживает внутри себя взаимную ответственность. Т.о., простое объединение людей с различными знаниями не дает в результате команды. Чтобы ее получить, необходимо внутри каждой группы добиться согласия относительно целей (приоритетов), средств (методов и подходов) и роли ответственности каждого члена будущей команды. Так же важен первый критерий определения - небольшая группа. Иногда на практике численность команд достигала 50 человек, что вело к резкому ухудшению работы вследствие невозможности достичь взаимопонимания и согласия между всеми участниками. Основные причины этих проблем:
ð недостаточное разделение ценностей
ð разность подходов
ð неопределенность ролей
ð беспорядок в целях
ð неравные властные взаимоотношения
ð профессиональное соперничество и враждебность
ð разница в определениях понятий
В практике социальной работы существует три основные модели оказания интегративной помощи: мультидисциплинарная, междисциплинарная/межпрофессиональная и трансдисциплинарная. Хотя ни одна из них не изучена и обоснована достаточным образом, все они включены в раздел обучения принципам функционирования команды (Campbell, 1987). Все эти три модели являются как бы эволюционным продолжением друг друга, но в то же время каждая из них используется в практике социальной работы как отдельная и самодостаточная.
|
§1. Мультидисциплинарное направление
Мультидисциплинарная команда характеризуется как совокупность независимых экспертов из различных дисциплинарных областей, которые руководствуются отдельным планом развития и определенных заданий. (Norma Radol Ruff & Barbara K. Shore, 1993). Peterson (цит. по МсGonigel & Garland, 1988), характеризуя внутренние взаимосвязи в мультидисциплинарной команде, использует для этого сравнение с взаимоотношениями между детьми: бок обок, но порознь. То есть на фоне доверия к работе каждого конкретного специалиста в его профессиональной области производится постоянный контроль со стороны других членов команды через их деятельность. Это служит хорошим средством профилактики появления информации из «вторых рук», так как подобная схема взаимоотношений способствует своевременному выявлению данной информации и ее уничтожению. Отсюда даже формирование и расширение штата производится независимо, с элементом незначительного перекрещивания.
Как уже говорилось выше, модель мультидисциплинарной команды является первой эволюционной ступенькой в концепции командной работы. Поэтому в ней существует достаточно много неясностей и пробелов. Негативные моменты главным образом сосредоточены в проблеме организации и функционировании case-менеджмента (организации и управления работы с клиентом). Рекомендации по услугам, которые предлагаются мультидисциплинарной командой, часто изолированы и не скоординированы, при этом они имеют вид меню с различными опциями. План предлагаемых услуг состоит из случайных и противоречивых действий, что увеличивает стоимость услуг и делает их бесконечными. Одним из решений этой проблемы может служить попытка максимальной интеграции рекомендаций для клиентов.
|
§2. Трансдисциплинарное направление
Трансдисциплинарная модель была заимствована из области раннего образования и является самым новым направлением в концепции МПК (МсGonigel & Garland, 1988, Woodruff & МсConigel, 1987). В настоящее время эта модель применима не ко всем областям социальной работы. Дискуссии в основном сосредоточены вокруг ситуационной и необязательной (по желанию) природы саsе-менеджмента, роли собственности и возможность использовать изучение структуры команды и внутренние консультации в качестве дополнительных ресурсов, позволяющих улучшить командную работу и сделать ее деятельность более направленной и результативной. В основном это направление больше всего ассоциируется с различными инновациями в области постановки на учет, экспертизы и планирование услуг. Наиболее интересными являются два момента - роль междисциплинарного взаимодействия и расширенная роль членов команды как консультантов.
Междисциплинарное взаимодействие представляет собой обмен информацией и навыками между различными дисциплинами так, чтобы эти обмены были скоординированы и объединены, а не носили фрагментарный характер. Таким образом, различные инновации могут быть выявлены и объединены. Для этого вводится элемент запланированного совместного участия, а таюже обучение персонала, когда профессионалы изучают основные понятия и простейшие методы воздействия друг у друга. Доступ к этим расширенным ресурсам для клиентов осуществляется через основное представительство команды.
|
Hart описывает процесс работы трансдисциплинарной команды следующим образом: для работы с клиентами выделяет одного конкретного человека, таким образом сокращается численность штата, вовлеченного в прямой клиентский контакт, что освобождает клиента от потребности взаимодействовать со множеством людей. В пределах группы все члены, включая фокального агента, будут постоянно приобретать новое знание через внутреннюю консультацию, которая бы контролировалась через мнение остальных членов команды на предмет соответствия и необходимости данных знаний.