Сущность и виды междисциплинарных команд




Шапиро Б.Ю.

 

В словосочетании «мультидисциплинарная команда» смысловую нагрузку несет как слово «мультидисциплинарная», так и слово «команда». Работа может вестись как различными специалистами, не составляющими команду, так и командой, состоящей из специалистов одного профиля. Однако в отношении ведения случая в социальной работе наиболее эффективным методом на сегодняшний день считается именно командная работа различных специалистов.

Начнем с понятий «команда» и «работа в команде». Katzenbach определяет команду как - небольшую группу людей с комплиментарными навыками, объединенную общей целью, выполнением задач и общим подходом, для реализации которых она поддерживает внутри себя взаимную ответственность. Т.о., простое объединение людей с различными знаниями не дает в результате команды. Чтобы ее получить, необходимо внутри каждой группы добиться согласия относительно целей (приоритетов), средств (методов и подходов) и роли ответственности каждого члена будущей команды. Так же важен первый критерий определения - небольшая группа. Иногда на практике численность команд достигала 50 человек, что вело к резкому ухудшению работы вследствие невозможности достичь взаимопонимания и согласия между всеми участниками. Основные причины этих проблем:

ð недостаточное разделение ценностей

ð разность подходов

ð неопределенность ролей

ð беспорядок в целях

ð неравные властные взаимоотношения

ð профессиональное соперничество и враждебность

ð разница в определениях понятий

 

В практике социальной работы существует три основные модели оказания интегративной помощи: мультидисциплинарная, междисциплинарная/межпрофессиональная и трансдисциплинарная. Хотя ни одна из них не изучена и обоснована достаточным образом, все они включены в раздел обучения принципам функционирования команды (Campbell, 1987). Все эти три модели являются как бы эволюционным продолжением друг друга, но в то же время каждая из них используется в практике социальной работы как отдельная и самодостаточная.

 

§1. Мультидисциплинарное направление

Мультидисциплинарная команда характеризуется как совокупность независимых экс­пертов из различных дисциплинарных областей, которые руководствуются отдельным пла­ном развития и определенных заданий. (Norma Radol Ruff & Barbara K. Shore, 1993). Peterson (цит. по МсGonigel & Garland, 1988), характеризуя внутренние взаимосвязи в мультидисциплинарной команде, использует для этого сравнение с взаимоотношениями между детьми: бок обок, но порознь. То есть на фоне доверия к работе каждого конкретного специалиста в его профессиональной области производится постоянный контроль со стороны других чле­нов команды через их деятельность. Это служит хорошим средством профилактики появле­ния информации из «вторых рук», так как подобная схема взаимоотношений способствует своевременному выявлению данной информации и ее уничтожению. Отсюда даже формиро­вание и расширение штата производится независимо, с элементом незначительного пере­крещивания.

Как уже говорилось выше, модель мультидисциплинарной команды является первой эволюционной ступенькой в концепции командной работы. Поэтому в ней существует доста­точно много неясностей и пробелов. Негативные моменты главным образом сосредоточены в проблеме организации и функционировании case-менеджмента (организации и управления работы с клиентом). Рекомендации по услугам, которые предлагаются мультидисциплинарной командой, часто изолированы и не скоорди­нированы, при этом они имеют вид меню с различными опциями. План предлагаемых услуг состоит из случайных и противоречивых действий, что увеличивает стоимость услуг и делает их бесконечными. Одним из решений этой проблемы может служить попытка максимальной интеграции рекомендаций для клиентов.

 

§2. Трансдисциплинарное направление

 

Трансдисциплинарная модель была заимствована из области раннего образования и является самым новым направлением в концепции МПК (МсGonigel & Garland, 1988, Woodruff & МсConigel, 1987). В настоящее время эта модель применима не ко всем облас­тям социальной работы. Дискуссии в основном сосредоточены вокруг ситуационной и не­обязательной (по желанию) природы саsе-менеджмента, роли собственности и возможность использовать изучение структуры команды и внутренние консультации в качестве дополни­тельных ресурсов, позволяющих улучшить командную работу и сделать ее деятельность бо­лее направленной и результативной. В основном это направление больше всего ассоциирует­ся с различными инновациями в области постановки на учет, экспертизы и планирование ус­луг. Наиболее интересными являются два момента - роль междисциплинарного взаимодейст­вия и расширенная роль членов команды как консультантов.

Междисциплинарное взаимодействие представляет собой обмен информацией и на­выками между различными дисциплинами так, чтобы эти обмены были скоординированы и объединены, а не носили фрагментарный характер. Таким образом, различные инновации могут быть выявлены и объединены. Для этого вводится элемент запланированного совмест­ного участия, а таюже обучение персонала, когда профессионалы изучают основные понятия и простейшие методы воздействия друг у друга. Доступ к этим расширенным ресурсам для клиентов осуществляется через основное представительство команды.

Hart описывает процесс работы трансдисциплинарной команды следующим образом: для работы с клиентами выделяет одного конкретного человека, таким образом сокращается численность штата, вовлеченного в прямой клиентский контакт, что освобождает клиента от потребности взаимодействовать со множеством людей. В пределах группы все члены, вклю­чая фокального агента, будут постоянно приобретать новое знание через внутреннюю кон­сультацию, которая бы контролировалась через мнение остальных членов команды на пред­мет соответствия и необходимости данных знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: