Культура это способ внебиологической адаптации человека к окружающей действительности.
Функции культуры:
- социализация
- коммуникативная
- репродуктивная
- ценностно-ориентационная
- социально-регулятивная
- знаковая
Все функции тесно взаимосвязанны друг с другом.
Виды культур:
- по источнику:
- народная
- профессиональная
- по размеру носителя:
- общемировая
- национальная
- этническая
- классовая
- и т.д
Зачет 23 числа
16 числа итоговая кр
Лекция №13 2.12.2014
Социализация личности
Социализация представляет собой процесс взаимодействия индивида с другими индивидами социальными группами индивидами в процессе которого он усваивает поведение необходимое для успешной жизнедеятельности
Социализация происходит на протяжении всей жизни человека
Главными условиями социализации является общение и совместная деятельность людей.
Входи социализации происходит преобразование человека из существа биологического в социальное т.е. формируются основные черты личности, которые проявляются в социально организованной деятельности.
Личность это активный объект социального развития.
В процессе социализации формируется набор свойств, которые считаются идеальными для данной социокультурной среды.
Становление личности человека сопровождается освоение им культуры. Особенности культуры:
1. культура передается
2. ей обучаются
3. общепринятая в конкретной социальной среде
культура как ценностно отобранный опыт жизнедеятельности людей представлен в виде знаков и семантически систем каждая из которых на протяжении времени претерпела существенные изменения.
|
Язык основная знаковая система повседневности — вербальная, невербальная и искусственная.
Обряд - стандартизированное мероприятие совершаемое в определенном в строго определенное время.
В каждом обществе существует обряд посвящения индивида в группу или общество.
Обряд и ритуал имеет прежде всего символическое значение — оно лишено непосредственной целесообразности, но при этом способствует укреплению связей между членами группы либо взаимодействие между группами, снижает напряжение и повышает уровень коммуникации.
Культура в контексте социализации выступает как продукт, а с другой стороны выступает условием социального взаимодействия
Социализация это развитие человека в процессе усвоения культуры.
Социализация происходит под действием как спонтанных, стихийных факторов так и социально контролируемых.
Социальноконтолируемая социализация происходит на определенном этапе развития общества когда подготовка к жизни новых поколений выделяется в самостоятельную отрасль и оформляется в виде отдельного социального института.
Воспитание и обучение целенаправленный процесс — в строго отведенном месте и времени, в отличие от непрерывной стихийной социализации.
В процессе обучения индивид вырабатывает и закрепляет основные социокультурные навыки, учится ориентироваться в социальной среде
Воспитание целенаправленное воздействие на индивида с целью формирования у него желательных черт
Соотношение стихийной и контролируемой социализации в различных обществах различно.
|
Ценность воспитания имеет два аспекта объективный и субъективный
В современной социологии выделяют пять форм социализации:
- начальная(фундаментальная) — детство
- юношеская (подготовка гражданина)
- оценка своих знаний с действительностью
- этап зрелости,изменение жизненной среды
Важнейшие агенты социализации — институты
Лекция №14 9.12.2014
социологические исследования
исследования всегда обусловлены потребностью в социальном знании и ориентации.
Изучение той или иной социальной проблемы всегда опирается на специально разработанную методику и технику сбора и обработки первичной информации. В качестве такой информации выступают социальные факты. В качестве социальных фактов выступают: мнения оценки поступки результаты действий. Факт изучаются всегда в конкретной социальной ситуации. Изучение социального факта предполагает четкую ситуацию его проявления и описания.
Исследование проводится в четыре этапа:
1. подготовительно-организационный(подготавливается скелет программы исследования, осуществляется набор кадров определяется тактика и стратегия исследования проводятся пилотажные исследования, цель которых аппробация инструментария и методики)
2. оперативный или полевой
3. этап обработки первичной социологической информации
4. аналитический
Вилы социологических исследований:
1. фундаментальные
2. прикладные
3. по частоте:
1. точечные
2. повторные (с определенным периодом)
4. по длительности:
|
1. долгосрочные 3-5 лет
2. среднесрочные 2-3 года
3. короткосрочные 1 год
4. экспресс 1 месяц
5. по масштабу:
1. региональные
2. национальные
3. и т.д.
Программа социологических исследований — организационное, методическое и методологическое обоснование исследования.
Два раздела:
1. методологический
2. методический
методологический раздел:
1. теоретический анализ исследования проблемы(где как кем исследовано какие результаты получены)
2. ситуативность(насколько остро исследование)
3. подробное описание
4. определение целей и задач исследований
5. определение объекта и предмета исследования носителя социальной проблемы
6. интерпретация основных понятий исследований
7. формулировка и выдвижение гипотез
методическая часть:
1. описание выборки (генеральная и выборочная совокупность)
2. выбор и обоснование методов исследования:
1. опросы
1. анкетирование(вопросы: письменно, ответы: письменно)-отличается от вопросника тем, что анкета имеет наличие внутренний порядок вопросов от простых к сложным и состоит из нескольких частей:
1. вводной(тема,инструкция по заполнению, условие анонимности, кто проводит)
2. паспортичка — набор вопросов определяющих статус
3. вопросы:
1. закрытые(дихотомические, шкальные,вопросы-меню)
2. полузакрытые
3. открытые(респондент отвечает сам в открытой форме)
4. вопросы о мотивах
5. основные/неосновные(контрольные, развлекательные)
2. интервьюирование(устная беседа интевьюер одного возраста с индивидом и противоположного пола):
1. стандартизированное — очень близко к анкетированию
2. свободное — есть только эскиз
3. индивидуальное\групповое(от группового отпочковалось понятие фокус группа — совокупность группового анкетирования и активную дискуссию, применяется в маркетинге, интевьюер=модератор)
3. тестирование