Культура как совокупность нормативных систем




Культура это способ внебиологической адаптации человека к окружающей действительности.

 

Функции культуры:

- социализация

- коммуникативная

- репродуктивная

- ценностно-ориентационная

- социально-регулятивная

- знаковая

 

Все функции тесно взаимосвязанны друг с другом.

 

Виды культур:

- по источнику:

- народная

- профессиональная

- по размеру носителя:

- общемировая

- национальная

- этническая

- классовая

- и т.д

 

Зачет 23 числа

16 числа итоговая кр

 

Лекция №13 2.12.2014

 

Социализация личности

 

Социализация представляет собой процесс взаимодействия индивида с другими индивидами социальными группами индивидами в процессе которого он усваивает поведение необходимое для успешной жизнедеятельности

 

Социализация происходит на протяжении всей жизни человека

 

Главными условиями социализации является общение и совместная деятельность людей.

 

Входи социализации происходит преобразование человека из существа биологического в социальное т.е. формируются основные черты личности, которые проявляются в социально организованной деятельности.

 

Личность это активный объект социального развития.

 

В процессе социализации формируется набор свойств, которые считаются идеальными для данной социокультурной среды.

 

Становление личности человека сопровождается освоение им культуры. Особенности культуры:

1. культура передается

2. ей обучаются

3. общепринятая в конкретной социальной среде

 

культура как ценностно отобранный опыт жизнедеятельности людей представлен в виде знаков и семантически систем каждая из которых на протяжении времени претерпела существенные изменения.

 

Язык основная знаковая система повседневности — вербальная, невербальная и искусственная.

 

Обряд - стандартизированное мероприятие совершаемое в определенном в строго определенное время.

 

В каждом обществе существует обряд посвящения индивида в группу или общество.

 

Обряд и ритуал имеет прежде всего символическое значение — оно лишено непосредственной целесообразности, но при этом способствует укреплению связей между членами группы либо взаимодействие между группами, снижает напряжение и повышает уровень коммуникации.

 

Культура в контексте социализации выступает как продукт, а с другой стороны выступает условием социального взаимодействия

 

Социализация это развитие человека в процессе усвоения культуры.

 

Социализация происходит под действием как спонтанных, стихийных факторов так и социально контролируемых.

 

Социальноконтолируемая социализация происходит на определенном этапе развития общества когда подготовка к жизни новых поколений выделяется в самостоятельную отрасль и оформляется в виде отдельного социального института.

 

Воспитание и обучение целенаправленный процесс — в строго отведенном месте и времени, в отличие от непрерывной стихийной социализации.

 

В процессе обучения индивид вырабатывает и закрепляет основные социокультурные навыки, учится ориентироваться в социальной среде

 

Воспитание целенаправленное воздействие на индивида с целью формирования у него желательных черт

 

Соотношение стихийной и контролируемой социализации в различных обществах различно.

 

Ценность воспитания имеет два аспекта объективный и субъективный

 

В современной социологии выделяют пять форм социализации:

- начальная(фундаментальная) — детство

- юношеская (подготовка гражданина)

- оценка своих знаний с действительностью

- этап зрелости,изменение жизненной среды

 

Важнейшие агенты социализации — институты

 

Лекция №14 9.12.2014

социологические исследования

 

исследования всегда обусловлены потребностью в социальном знании и ориентации.

 

Изучение той или иной социальной проблемы всегда опирается на специально разработанную методику и технику сбора и обработки первичной информации. В качестве такой информации выступают социальные факты. В качестве социальных фактов выступают: мнения оценки поступки результаты действий. Факт изучаются всегда в конкретной социальной ситуации. Изучение социального факта предполагает четкую ситуацию его проявления и описания.

 

Исследование проводится в четыре этапа:

1. подготовительно-организационный(подготавливается скелет программы исследования, осуществляется набор кадров определяется тактика и стратегия исследования проводятся пилотажные исследования, цель которых аппробация инструментария и методики)

2. оперативный или полевой

3. этап обработки первичной социологической информации

4. аналитический

 

Вилы социологических исследований:

1. фундаментальные

2. прикладные

3. по частоте:

1. точечные

2. повторные (с определенным периодом)

4. по длительности:

1. долгосрочные 3-5 лет

2. среднесрочные 2-3 года

3. короткосрочные 1 год

4. экспресс 1 месяц

5. по масштабу:

1. региональные

2. национальные

3. и т.д.

 

Программа социологических исследований — организационное, методическое и методологическое обоснование исследования.

Два раздела:

1. методологический

2. методический

методологический раздел:

1. теоретический анализ исследования проблемы(где как кем исследовано какие результаты получены)

2. ситуативность(насколько остро исследование)

3. подробное описание

4. определение целей и задач исследований

5. определение объекта и предмета исследования носителя социальной проблемы

6. интерпретация основных понятий исследований

7. формулировка и выдвижение гипотез

 

методическая часть:

1. описание выборки (генеральная и выборочная совокупность)

2. выбор и обоснование методов исследования:

1. опросы

1. анкетирование(вопросы: письменно, ответы: письменно)-отличается от вопросника тем, что анкета имеет наличие внутренний порядок вопросов от простых к сложным и состоит из нескольких частей:

1. вводной(тема,инструкция по заполнению, условие анонимности, кто проводит)

2. паспортичка — набор вопросов определяющих статус

3. вопросы:

1. закрытые(дихотомические, шкальные,вопросы-меню)

2. полузакрытые

3. открытые(респондент отвечает сам в открытой форме)

4. вопросы о мотивах

5. основные/неосновные(контрольные, развлекательные)

2. интервьюирование(устная беседа интевьюер одного возраста с индивидом и противоположного пола):

1. стандартизированное — очень близко к анкетированию

2. свободное — есть только эскиз

3. индивидуальное\групповое(от группового отпочковалось понятие фокус группа — совокупность группового анкетирования и активную дискуссию, применяется в маркетинге, интевьюер=модератор)

3. тестирование

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: