Вопрос 6. Коррекционно-развивающая среда для детей раннего возраста.
Коррекционно-развивающая среда - это комплексный, системный, меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии в формировании его социализации в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми.
При организации коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать:
- структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;
- специфику организации свободного передвижения и общения детей с окружающей средой;
- организацию поэтапного погружения ребенка в коррекционно-развивающую среду с опорой на “зону его актуального развития’’;
- доступность среды для достижения ребенком успешности в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов, коррекционных ситуаций;
- обеспечение комплексной взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции;
Создание специальной коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий. К таким условиям относится:
- создание психологического климата;
- уровень подготовленности кадров (своевременная курсовая подготовка, обучение в детском саду – методические объединения);
- материально-техническая база;
- систематическая оценка результатов развития ребенка.
- щадящий охранительный режим;
- увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе;
- увеличение длительности дневного сна;
- разработка для каждой группы содержания режима дня;
- пересмотр организации физкультурного воспитания детей (игровой характер, включая больше игр, направленных на формирование психических процессов, самоконтроля).
|
Функции, которые выполняет коррекционно-развивающая среда: диагностическая, пропедевтическая, общеразвивающая и коррекционная.
Коррекционно-развивающая среда включает предметно-практический инструментарий: наглядные и дидактические материалы, методическое обеспечение, диагностические материалы, картотеки занятий и заданий;
Важнейшим принципом организации коррекционно-развивающей среды является ее превентивная (предупредительная) направленность, которая призвана решать задачи опережающего характера для предупреждения появления вторичных отклонений в психофизическом развитии детей.
Превентивная роль среды проявляется при условии раннего выявления детских неблагополучий, понимании структуры дефекта и анализа «зоны актуального развития ребенка», то есть того, что ему доступно в настоящее время и прогнозирования «зоны ближайшего развития», то есть того, что он может усвоить в данный период.
Вопрос 20. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии -это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья участников педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дать ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложить в нем культуру здоровья.
Здоровьесберегающие технологиив целом делятся на 3 группы:
|
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
Стретчинг; ритмопластика; динамические паузы; подвижные и спортивные игры; гимнастика для глаз; гимнастика пальчиковая; гимнастика ортопедическая; гимнастика коррегирующая; гимнастика дыхательная; релаксация.
II. Технологии обучения ЗОЖ.
Физкультурные занятия; проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) занятия; коммуникативные игры; самомассаж; точечный массаж; биологическая обратная связь (БОС); занятия из серии «Здоровье».
III. Технология коррекции поведения.
Арт-терапия; технологии музыкального воздействия; сказкотерапия; технологии коррекции поведения; фонетическая ритмика; психогимнастика; технологии воздействия цветом.
Чтобы реализовать физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ применяются нетрадиционные приемы.
В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья". В нем должны находиться традиционные пособия-массажеры массажные коврики, спортивный инвентарь, а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:"Сухой аквариум»,Пробковый коврик для массажа стоп,Вертушки, султанчики, для развития речевого дыхания, тренировки работы легких, Массажеры, в том числе самодельные для ладоней рук,Коврики и веревки с узелками для массажа ступней ног, которые способствуют развитию координации движений.
Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, а также полноценное развитие.