Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ.




Маркс: «Низы не могут, верхи не хотят» - эксплуатация одних слоев общества другими, и как результат – смена базиса или надстройки. Чаще – надстройки, потому что революцией руководит кто-то из теперешней власти, и после революции жизнь идет практически так же (если не хуже) чем до нее.

Валлерстайн: «Золотой миллиард отбирает все ресурсы у остальных людей. Остальные люди за это его жутко ненавидят, и пытаются вернуть свое назад (о миграционных конфликтах)».

Ранее все социальные конфликты происходили из-за какого-либо неравенства, мнимого или истинного. Например, неравенство прав пролетариата и буржуазии было одним из пусковых механизмов демократических революций, ущемление в правах жителей колоний привело к их отделению (войны или реформы).

В настоящее время проблемы провоцируются из-за «равенства на словах», т.е номинально у всех людей, выпустившихся, например, из ВУЗа, есть равные шансы найти себе престижную и высокооплачиваемую работу по специальности. Реально же этот шанс имеют лишь единицы, так как предприятию выгоднее брать на перспективную работу профессионала со стажем, а не новичка сразу из учебки. Студентов берут только в случае отсутствия ключевого специалиста на производстве в принципе, или вслучае, когда предприятию выгоднее иметь текучку кадров, чем платить повышенную зарплату профессионалу.

Кроме того, [Валлерстайн] важную роль играет социальное положение («стартовая ступень»), а именно круг знакомых молодого специалиста и его родителей. Как известно, специалистам-кадровикам гораздо удобнее и психологически легче брать на работу молодого человека, который знаком ему (или давним знакомым) с детства, и все качества которого известны, чем какого-то человека с улицы, пусть и с красным дипломом.

Другим источником проблем (маловероятно, что революций) является перенаселение в городах, а также старение населения. Человек как биологический объект устроен так, что при определенной плотности населения срабатывает механизм уменьшения численности. В живой природе эти проблемы решились бы легко: старые особи быстро вымирают (в природе не платят пенсию), молодежь разбредается кто куда (ни прописки, ни регистрации животным не надо).

С точки зрения логики – патовая ситуация: биологическим законам регуляции численности населения не дают работать из-за совести, гуманности, желания сохранить жизнь человека любой ценой. За этим сохранением забывают о человеке как о биологическом виде.

Данные высказывания о влиянии плотности населения как таковой на появление социальных проблем подтверждается тем, что в местах, где плотность населения не столь велика, как в городах, (например, деревни, отдаленные районы территории), социальных проблем, возникающих из-за перенаселения, существенно меньше. Особенно заметен сниженный уровень агрессии по отношению к ближним и меньшее количество суицидов как результатов невозможности решить проблемы с жильем и отсутствия перспектив.

Таким образом, главной причиной революций является явное или мнимое неравенство разных слоев населения в отсутствие легальных и морально-приемлемых способов его устранения, а причинами социальных противоречий является высокая плотность населения, низкий уровень жизни, отсутствие перспектив развития, зависть к людям


Вопрос 11. Глобализация и проблема сохранения цивилизационной идентичности.

В настоящее время существует несколько десятков определений понятия «глобализация».

Глобализация - это процесс формирования единого (мирового, но одновременно - имеющего четкие и достаточно узкие границы) военно-политического, финансово-экономического и информационного пространства, функционирующего почти исключительно на основе высоких и компьютерных технологий.

С точки зрения технического прогресса - глобализация знаменует собой качественно новый этап развития современной цивилизации и носит относительно закрытый характер, обусловленный концентрацией интеллектуальных ресурсов и высоких технологий в нескольких странах - лидерах глобализации

Социальная природа глобализма весьма разнородна. В культурно-историческом определении глобализм предстает как общечеловеческая культура, охватывающая национальные культуры во всех формах своего проявления. В конце XIX в. осознание общности человеческой истории и судьбы обрело свои очертания в различных культурологических теориях как факт образования всемирной цивилизации.

Ныне глобализм предстает как процесс становления нового мирового порядка, как современный этап колонизации мира. Колониализм, т.е. передел мира в начале XX в империалистическими державами Западной Европы, в 50-х годах сменился неоколониализмом, который стремился поработить мир экономическими средствами. В конце XX в новой формой колониализма предстал глобализм, который расколол мир на «золотой миллиард» и остальную часть человечества.

Глобализация приобрела устойчивый характер и основание (см. вопрос 9, раздел I). Ее экономические преимущества настолько очевидны, что технократия стремится максимально преодолеть фактор национальных границ и тем самым получить доступ к огромному потребительскому и информационному рынку.

Универсализация жизнедеятельности человечества играет культурно-исторические общности и актуализирует проблему идентичности, в первую очередь цивилизационной идентичности, за которой скрывается фактор самодостаточности социокультурной системы (геополитической, экономической, религиозно-духовной).

Цивилизация знаменует государственно-политический уровень консолидации социокультурной общности. Имея необходимый арсенал защитных средств, ресурсов цивилизационная общность культивирует свою идентичность и даже стремится к освоению трансграничных цивилизационных пространств. В этом смысле цивилизационная активность напоминаеттектоническую. Каждая из цивилизаций имеет свою плиту и эти плиты иногда находятся в очень активном сопряжении.

Проблема цивилизационной идентичности заключается в том, что устойчивость ее испытывают не только внешние факторы в виде той же глобализации, но и внутренние, связанные неоднозначной цивилизационной сродностью этических групп, нередко симпатизирующих близлежащим цивилизациям и глобалистским ценностям.

В любой цивилизации вследствие этого имеет место этнический сепаратизм (ирландский, баскский, корсиканский, албанский, крымский, чеченский и т.д.).

Если цивилизация утрачивает идентичность, то в ней начинаются процессы распада, связанные с потерей периферии. Ядро цивилизации также может подвергнуться разрушению. Но это пока лишь одно из предположений, поскольку глобализация хронологически занимает небольшой исторический период и его явно недостаточно для завершения определенных цивилизационных циклов. Пока в научной литературе выражаются лишь опасения по поводу вызванной глобализацией консолидации цивилизаций и связанной с этим эпохой столкновения цивилизаций (Е. Хантингтон).


Вопрос 12. Диалектическая и синергетическая методология развития социокультурного бытия.

Эта концепция начала разрабатываться в античной философии. В её обосновании принимали участие Гераклий, Платон, Аристотель. В ХVІІІ – ХІХ веках к её дальнейшему обоснованию приступили представители немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Маркс, Энгельс). Окончательно концепция диалектики была оформлена Гегелем в работе “Наука логики”. Маркс и Энгельс осуществили научно-материалистическое истолкование диалектики как теории и методологии познания. В конечном итоге выявилась следующая структура диалектики как учение о развитии: принципы; законы; категории.

Принципы – это исходные положения, на которых строится теория или концепция.

В основе диалектики, как концепции, лежат следующие принципы:


- объективности;

- взаимосвязи и взаимодействия;

- системности;

- развития.


Принцип объективности указывает на то, что концепция диалектики строится на основе существующей независимой от сознания людей реальности.

Принцип взаимосвязи и взаимодействия подчеркивает ту особенность, что диалектика строится на тезисе не просто существования дискретных материальных тел, а их отношения, обусловленного свойствами бытия.

Принцип системности (материального единства мира) указывает на то, что диалектика на тезисе существования материального бытия как целостности, имеющей определенную организационнуюсоставляющую в виде энергии.

Принцип развития фиксирует динамику бытия в её направленности.

Законы диалектики отражают закономерности развития материального бытия, связанные с:

- источником развития, заключенном в единстве и борьбе противоположностей;

- механизмом развития, выражающимся во взаимном переходе количественных и качественных изменений;

- преемственностью развития и её обусловленностью, выражающимся в отрицании отрицания и детерминизме.

Законы диалектики имеют разные реакции формулирования. Но независимо от семантических тонкостей речь всегда идет о трех законах:

- единства и борьбы противоположностей;

- взаимного перехода количественных и качественных изменений;

- отрицание отрицания.

Каждый закон имеет определенную концептуальную интерпретацию, связанную с категориями. Закону единства (тождества) и борьбы противоположностей применимы категории тождества, противоречия, противоположности, борьбы. К закону взаимного перехода количественных и качественных изменений – категории количества, качества, меры, скачка; отрицания отрицания – отрицания, преемственности.

Категории в диалектике, кроме функций связанных с итерпретацией принципов и законов, выполняют функцию отражения закономерностей развития различных сфер бытия и человеческой деятельности (познания и социальной сферы. Эти категории по преимуществу имеют парный характер. Среди них можно выделить следующие:


- единичное и всеобщеее;

- сущность и явление;

- содержание и форма;;

- необходимость и случайность;

- необходимость и свобода;

- причина и следствие.


Диалектика как концепция характрна тем, что применима в онтологии, антропологии, гносеологии, социальной философии, т.е. во всех разделах философии. В этом отношении её можно рассматривать как универсальную методологию. На аналогичный статус в начале ХХІ века стала претендовать ещё одна концепция развития – синергетическая. В ней акцентировано внимание ученых на развитие с точки зрения системного подхода. Бытие трактуется как некая целостность, характеризующаяся динамикой хаоса и самоорганизации систем.

Концептуальное оформление синергетики происходило в 60-70-х годах ХХ века. В этой работе участвовали ученые Бельгии, Германии, России, занятые междисциплинарной тематикой. К числу основоположников этого движения относят Хакена Г. и Причакина И.

Системный подход значительно дополняет картину развития мира. Однако две концепции не только сосуществуют по принципу дополнительности, но и находятся в противоречии друг с другом, когда речь идет об интерпретации процессов обусловленности, причинности. В диалектике большая роль отводится динамическим закономерностям, в которых доминирует необходимость. В синергетике акцент делается на случайность, хаос, вероятность, наблюдаемую на уровне диссипативных структур.

Появление синергетики наряду с диалектикой свидетельствует о том, что реальные процессы развития бытия намного разнообразнее, чем одна-две концепции развития этого же бытия. Возможно, философия придет на каком-то этапе к синтезу концептуальных построений и получит возможность разработки достаточно полной научной картины развития бытия.

Таким образом, во второй теме рассмотрены наиболее актуальные проблемы онтологии, касающиеся статики и динамики бытия; рассмотрена структура бытия в форме присущих ему атрибутов; динамика отражена на уровне проблемы развития и отражающих её концепций – диалектической и синергетической.

 

 


Вопрос 13. Наука как важнейшая форма познания в современном мире.

Понятие науки в современных условиях отражает совокупность разноплановых явлений, поэтому его содержание постоянно уточняется и модернизируется. В самом широком общеупотребительном смысле термин «наука» используется в трёх основных значениях:

Наука – это вид человеческой деятельности, направленный на производство новых знаний (строгих, непротиворечивых и доказательных).

Наука – это также и социальный институт, призванный обеспечить непрерывный прирост знаний; существует сообщество учёных, различные научные организации и структуры, которые непосредственно заняты решением этих задач.

Наука – это, в то же время, система знаний, обобщающая и систематизирующая результаты деятельности её ведущих представителей. В этом смысле говорится о существовании отдельных научных дисциплин, науки подразделяются на естественные и гуманитарные и т.п.

Основные формы рефлексивного осмысления научного познания включают в себя теорию познания, методологию и логику науки. Теория познания (гносеология)- это раздел философии, который отвечает на вопросы: познаваем ли мир, и если познаваем, то какими средствами (разные представители философской мысли по-своему решают эту проблему). Методология и логика науки – заняты поисками критериев научности, универсальных методов познавательной деятельности, которые были бы приложимы к самым разным отраслям научной деятельности.

Наука играет важнейшую роль в жизни современного общества, через развитие техники даёт человеку власть над окружающей природой, увеличивает его жизнеспособность, изучает важнейшие закономерности социального бытия. Наука формирует творческую личность исследователя, ведёт человечество к новым достижениям.

Предпосылки науки создавались в традиционных древневосточных цивилизациях – Египте, Вавилоне, Индии, Китае. В них был накоплен огромный массив эмпирического знания о природе и обществе, возникли «зачатки» астрономии, медицины, математики, геометрии, географии и других наук. Однако познавательная деятельность традиционных цивилизаций была ориентирована на обыденный опыт, носила рецептурный характер. В ней отсутствовала теоретическая организация знаний, их доказательность и обоснованность, формы развития.

Предверием техногенной цивилизации была античная культура. В середине первого тысячелетия до н.э. в античной Греции возникает демократическая форма правления с присущей ей конкуренцией. В натурфилософии появляются первые образцы теоретической науки: геометрия Евклида, физика Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр.

В античности большое внимание уделяется доказательности и обоснованности знания, получившим своё развитие в логике и риторике. Происходит всеобщая рационализация мышления, освобождение от метафоричности, оперирование абстракциями и категориями. Величайшим достижением Аристотеля было то, что правила дедуктивной организации и развития научного знания он связал с фундаментальными принципами бытия – причинностью, иерархичностью, всеобщностью, составляющими ядро объяснительных схем современной науки. Эти принципы и разработанная Аристотелем система категорий служили основанием универсальной гносеологической и методологической ориентации, сформировавшейся в античности – эссенциализма. Эссенциализм – это учение в теории познания, согласно которому итогом правильно организованной познавательной деятельности является постижение сущности вещей как основы, определяющей все их воспринимаемые и возможные свойства.

В средние века оттачивается логический аппарат рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Однако в античности и в средние века в основном имело место философское познание мира. Понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали. Все знания существовали в виде единого целого, традиционно называемого философией. В период позднего средневековья (XII – XIV вв.) в различных городах Европы (Болонья, Париж, Оксфорд) возникают первые университеты, создаются школы. В них наряду с изучением традиционных дисциплин грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки, создаются благоприятные условия для развития естественных наук. В трудах Р.Гроссетеста (1175 - 1253), Р.Бэкона (ок. 1214 - 1292), У.Оккама (ок. 1285 - 1349) и других схоластов высказываются идеи о том, что умозрительные науки не могут обойтись без экспериментальных исследований, способных открыть законы Вселенной. В данный период получает распространение магия и алхимия, как специфические формы опытного познания.

Возрождение подготовило научную революцию XVI в., открыло бесконечность Вселенной, значимость причинно-следственной закономерности, роль активного познающего субъекта. Эти идеи разрабатывали Николай Кузанский, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Н.Коперник, Галилео Галилей, И.Кеплер и др. Особое значение для формирования техногенной цивилизации имели:

-формирование антропоцентрического понимания мира. Человек становится творцом, он наделён свободной волей, способен стать мастером;

-обоснование гелиоцентрической картины мира, разрушившей антично-средневековое представление о мироустройстве;

-разработка гипотетико-дедуктивной методологии познания.

Становление новоевропейской науки связано с идеями самодостаточности природы, ведущей роли законов природы, предполагающих не только научное открытие, но и его использование.

Философия эмпиризма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационализма (Р.Декарт, Б.Паскаль, Б.Спиноза, Лейбниц) разработала принципы, методы, формы эмпирической и теоретической деятельности. Созданная Галилеем и Ньютоном классическая механика является первой естественнонаучной теорией и картиной мира.

Вопрос 14. Междисциплинарные интегративные тенденции в различии науки и креативного стиля мышления

В процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие естественных, социальных и технических наук. Этапы развития науки характеризуются как тенденциями дифференциализации так и тенденциями интеграции.

Для зарождающейся науки и философии почти 2500 лет назад у греков, а еще раньше у древних египтян характерен метод формирования знаний, который был необходим в первую очередь в их хозяйственной деятельности. И как правило все выделившиеся «науки» того времени объединялись по этому принципу.

Но в древней Греции начала уже тогда формироваться наука доказывающая. Как и на Востоке наблюдения за небом производились в чисто практических целях, но исходя из особенностей представлений о мире и мировоззрения греков, а также особенности греческого мышления надо было еще разобраться в смысле наблюдаемых явлений и включить ее в общую систему тогдашнего мироздания. Греческая натурфилософия того времени, хотя и представляла собой преимущественно лишь общее философское умозрительное истолкование природы (вода, огонь, воздух и т.д), но рассматривающая мир в целостности- это очевидный прообраз, подготовивший необходимый фундамент первой обобщенной научной картины мира, зревшей на протяжении эпохи Средневековья и Возрождения, и сформировавшей целостное представление о мире. Числа представлялись как особые объекты, которые необходимо было постигать разумом, изучать их связи и свойства, а затем, исходя из этих знаний об этих свойствах и связях, объяснять наблюдаемые явления. Познание свойств и отношений чисел теперь мыслилось как познание начал и гармонии всего Космоса. Именно эта тенденция характеризует переход от чисто эмпирического познания количественных отношений к теоретическому исследованию.

Механический этап науки вышел из эпохи Возрождения, где под воздействием идей пантеизма и тогдашней натурфилософии и отчасти некоторых религиозных установок внешний во многом мифологический источник развития и активности заменяется внутренним. Такой способ построения знания путем абстрагирования и систематизации предметных отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сложившихся способов практического освоения мира.При этом ученые не просто ставили опыт, они создавали при этом натурфилософские концепции, где полученные знания соотносились с существующей картиной мира, внося в последнюю необходимые изменения.В основе механической картины мира лежит отчасти и метафизический подход к изучаемым явлениям, которые представлялись в определенной степени не связанными друг с другом, не изменяющимися и не развивающимися.

В неклассической введение объектов осуществлялось по пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых разделов и теорий науки. Математизация ведет к повышению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности. Изменяется понимание предмета знания: им становится не реальность в чистом виде, как она фиксируется созерцанием, а некий срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств их выявления. Выявление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности повлекло за собой то, что наука стала ориентироваться не на изучение вещей как регулярных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом. Так как исследователь фиксирует только конкретные результаты взаимодействия объекта с прибором то что порождает некоторый разброс в конечных результатах исследования. Происходит отказ от изоляции предмета от окружающих воздействий якобы для чистоты рассмотрения и признания зависимости определенных свойств предмета от динамичности и комплексности его функционирования в познавательной ситуации, динамизация представления о сущности объекто-переход от исследования равновесных структур к анализу неравновесных, нестационарных, ведущие себя как открытые системы. Это ориентирует исследователя на изучение объекта как сосредоточения комплексных обратных связей, возникающих как результат действия различных агентов и контрагентов.

В этап постнеклассической науки, формирующейся в 70-х годах 20 века, вообще становится невозможно решить ряд научных задач без комплексного использования знания различных научных дисциплин и без учета места и роли человека в исследуемых системах. В это время развивается генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее не существовавших генов. Намечается еще большее усиление математизации естествознания. Начал намечаться кризис физики элементарных частиц, а также наметилась достаточно четко прослеживаемая проблема контакта матмодели с реальностью. Поскольку объектом исследования все чаще становится системы, экспериментирование с которыми в обычных условиях затруднено, на выручку приходит единственно средство- матмодели. Матмоделирование помогает «насчупать» извне тот класс объектов для которых существенны т.н. «мостики» между «мертвой» природой и живым организмом, достраиванием нелинейно эволюционирующих структур и высшим проявлением творческой интуиции человека. На этапе постнеклассической науки преобладающими становятся идеи синтеза научных знаний – стремления построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универс. Эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин, и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Часто универсальный или глобальный эволюционизм понимают как принцип понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы деятельности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи.

Становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению методов и познавательных установок классического и неклассического исследователя. Они будут продолжатся использоваться в соответствии с ситуацией, а постнеклассическая наука четко определяет область их применения.

 


Вопрос 15. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постклассический типы научной рациональности.

Научная рациональность – это соответствие теоретических построений средствам познания, нормам, идеалам, которые приняты наукой и ведут к объективной истине. Критериями научной рациональности являются логические законыи правила, философские допущения, существующие картины мира, методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения научных теорий, образцы решения исследовательских задач. Смена типов рациональности связана с характером исследуемых системных объектов и применяемых средств познания, идеалов и норм науки.

Классическая наука (XVII в. – конец XIX и начало XX в.) ориентирована на жёстко детерминистический стиль исследования, исключающий из нормативов научного описания и объяснения всё, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности; формируется в Новое время.

Второй тип – неклассическая рациональность формируется к началу ХХ века, когда физика вышла на освоение микрообъектов. В соответствии с неклассической рациональностью научное изучение реальности предполагает учёт используемых средств (приборов, систем отсчёта, способов описания и обоснования). Стала очевидной искусственность раздела между естественными и техническими науками. Объекты стали рассматриваться не только в качестве подчинённых законам природы, но и в качестве «естественно-искусственных» систем, поставленных в зависимость от средств исследования.

В работах Н.Беккереля, Дж.Томпсона, М.Планка, Н.Бора, А.Эйнштейна и многих других учёных закладываются основы неклассической рациональности. Их усилиями создаётся квантово-релятивистская картина мира. Неклассический этап в развитии науки длился в течение двух первых третей ХХ столетия.

Третий тип – постнеклассическая рациональность предполагает, что знания об объекте соотносятся не только с материальными средствами, но и социальными целями и ценностями. Прочный статус приобретают категории – субъект, цель, знание, ценность и пр. Этот тип рациональности характерен для сложных саморазвивающихся систем. Методологией исследования таких объектов является синергетика. Она рассматривает мир как взаимодействие порядка (информации) и хаоса (энтропии), которые нестабильны и могут переходить друг в друга. Тенденция роста информации характерна для открытых систем, а энтропии –для закрытых, изолированных систем. Однако понятие «закрытая система» достаточно условно, ибо зависит от выбранной системы координат. В сфере постклассической рациональности формируются знания о современных биотехнологиях (в первую очередь генной инженерии), медико-биологических объектах, крупных экосистемах, биосфере, системах искусственного интеллекта и т.д. Здесь поиск истины затрагивает гуманистические ценности. Особую роль в освоении таких систем играет знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия. Итак, создаётся новая основа для глубокой интеграции естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания.

 


Вопрос 16. Эволюция организационных форм науки.

Становление и развитие науки как социального института и особой формы человеческой деятельности, направленной на выработку новых знаний об окружающем мире, исторически прошло ряд стадий.

Становление теоретической науки как особого социального института относится к эпохе Древней Греции, где в городах-полисах 5 – 4 вв. до н.э. преобладала демократическая форма правления (в неблагоприятных природных условиях переход к земледелию изначально был связан с развитием ремёсел и торговли).

На протяжении эпохи Возрождения и Нового времени наука как социальный институт постепенно обособилась от религии, стала ориентироваться на развитие техники в условиях промышленного переворота. В 15 – 16 вв. новая христианская конфессия протестантизма взяла за основу принципы индивидуальной веры и свободы совести в демократическом обществе. Католическая церковь и латинизированная схоластика подверглись критике, богослужебные книги переводились на живой народный язык и тиражировались типографским способом. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом около 1440 года явилось важной вехой в развитии науки. Издавались не только религиозные, но и научные книги; учёные получили возможность оперативно обмениваться информацией, широко популяризировать новейшие открытия.

В 14 – 15 веке в городах Италии, а потом и в других странах Западной Европы появилось большое количество исследователей, которые не являлись представителями католической церкви, а средства к жизни добывали, занимаясь наукой, философией, искусством. Леонардо да Винчи, Рафаэль были разносторонними личностями, которые видели свою цель не только в создании выдающихся художественных произведений, но и в восстановлении античного научного наследия (поэтому историческая эпоха называется Возрождением). Овладев более совершенным инструментарием, наука Ренессанса продвинулась значительно дальше античности; в частности, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей разработали основы гелиоцентрической космогонии (в отличие от геоцентрической системы Птолемея). Через творчество И.Кеплера, И.Ньютона незаметно осуществляется переход к естествознанию современного типа.

Поскольку в университетских центрах в это время всё ещё господствует католическая схоластика, начинают возникать академии, где наука переведена на светскую основу, учёные занимаются изучением природы с помощью экспериментальных методов. Одна из первых – Академия деи Личеи, созданная в 1603 г. в Риме, членом которой был Галилей. В 1660 г. в Англии основано Лондонское королевское научное общество, которое с 1665 г. издаёт журнал «Философские записи». Учёные начинают оперативно публиковать полученные данные, знакомятся в печати с новейшими научными разработками, ведут на страницах специализированных изданий живую полемику по наиболее актуальным вопросам. В России основание первых университетов

Университеты в Лейпциге, Гейдельберге открывают первые научно-исследовательские лаборатории, где производство научных знаний ставится на коллективную системную основу. Начинают появляться новые научные школы и организации, в 1856 г. создаётся «Союз немецких инженеров». В России в 1872 г. по инициативе А.Г.Столетова учреждается научная лаборатория при Московском университете. Впоследствии многие лаборатории были преобразованы в научно-исследовательские институты (НИИ).

В конце 19 – начале 20 века развитие коммуникации поставило мир в условия научно-технической глобализации. Первоначально это привело к мировых войн и ракетно-ядерного противостояния. Все враждующие стороны в равной степени стремились поставить науку под контроль государства, в полной мере использовать её потенциал для разработки новых, всё более разрушительных, типов вооружений. В годы «холодной войны», в частности, Советский Союз уделял большое внимание развитию прикладных исследований, были созданы отраслевые НИИ в стратегических сферах промышленного производства; проводились фундаментальные исследования на академическом уровне. Не отставали и Англии в 1916 г. «Управление по научным и промышленным исследованиям». и в США «Национальный исследовательский совет

В 60 – 70 годах эти процессы отразились в понятии «невидимый колледж », которое было введено в философский обиход Д.Берналом, в дальнейшем развёрнуто Прайсом, Крэйн и другими исследователями. Подразумеваются некие неинституализированные группы учёных, которые, тесно общаясь между собой, могут согласованно работать над той или иной общей проблемой. Становление подобных исследовательских программ и направлений можно условно подразделить на четыре стадии:

1) нормальная фаза – характеризуется ещё относительно разобщённой деятельностью отдельных учёных, интересующихся, тем не менее, сходной по смыслу тематикой.

2) фаза формирования и развития сети – предполагает появление научных связей между отдельными исследователями и их группами. Возникает единая система коммуникаций, хотя её ещё нельзя рассматривать в качестве особого научного института,;

3) фаза интенсивного развития нового направления отличается тем, что в рамках созданной коммуникационной сети выделяется сплочённая группа учёных, которая акцентирует своё внимание на небольшом числе наиболее актуальных вопросов (в идеале – ограничивается одной узкой проблемой).

4) фаза институализации новой специальности завершает процесс становления инновационного научного направления, подводит итог коллективным усилиям открытой группы учёных. Полученные результаты создают базис для формального признания со стороны международного научного сообщества.

Параллельно с «невидимым колледжем» появляются технопарки – структурные формы, осуществляющие территориальную интеграцию науки, промышленности и образования, позволяющие оперативно осуществлять экономическое внедрение научно-технических разработок. Их отличительными чертами являются плотная концентрация научных кадров высокой квалификации; развитая исследовательская, информационная и экспериментальная база; прикладной характер изучаемых научных проблем, их тесная связь с производством и экономикой. Технопарки имеют широкие возможности внедрять передовые научные разработки непосредственно в производство, в некоторых странах (Сенегал, Гондурас и др.) на их основе создаются свободные экономические зоны. На подобных примерах можно видеть, что в современных условиях наука находит всё новые институционные формы, становится важным фактором стабилизации международных отношений, даёт человечеству новые возможности для преодоления глобальных техногенных проблем, для дальнейшего успешного развития.


Вопрос 17. Структура и динамика научного познания.Наука как система фундаментальных и прикладных исследований.

В структуре научного познания выделяют эмпирический и теоретический уровни, которые между собой тесно взаимодействуют. Эмпирический уровень связан с поиском фактов: учёный наблюдает те или иные явления действительности, производит эксперименты, фиксируя полученную информацию в форме «протокольных высказываний». Впоследствии он обобщает увиденное, создаёт научную концепцию, призванную объяснить глубинные причины наблюдаемых явлений. Это и есть теоретический уровень научного исследования. В дальнейшем наличие работоспособной теории позволяет предсказать новые факты, акцентировать и интенсифицировать последующий научный поиск.

Совокупность наблюдаемых фактов, отражающих соответствующую предметность, составляет эмпирический базис научной дисциплины. Теория не должна выходить за рамки этих фактов, иначе она будет иметь эфемерный фантастический характер. В то же время, учёный должен быть готов усовершенствовать существующую теорию, либо вовсе от неё отказаться, если она не может объяснить вновь открытые факты. В отличие от незыблемых религиозных догматов, наука есть саморазвивающаяся и самообновляющаяся система: получая более совершенный интрументарий, более точные приборы, учёные постоянно открывают новые факты, расширяют её эмпирический базис. Вслед за этим они вынуждены разрабатывать инновацион



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: