Прочитайте текст и выполните задания. (1)У меня не сохранились мамины письма




(1)У меня не сохранились мамины письма. (2)Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. (3)Но в памяти жива картина жизни родного дома, которая возникала из маминых весточек.

(4)Я видел нашу комнату с большой кафельной печью. (5)Печь горела, и из неё тянуло горячим духом смолистых дров. (6)Дрова потрескивали, и на пол падали оранжевые угольки. (7)Мама наклонялась и быстро, чтобы не обжечь пальцы, подхватывала уголёк и бросала его в печь. (8)Когда дрова прогорали, она помешивала угли кочергой и ждала, когда над ними исчезнет голубоватый огонь. (9)Потом плотно захлопывала медную дверцу. (10)Вскоре белый кафель накалялся. (11)Мама прижималась к нему спиной и закрывала глаза.

(12)На ледяном ветру я видел её у печки с закрытыми глазами. (13)Это видение возникало ночью на посту. (14)У меня в кармане лежало письмо. (15)От него веяло далёким теплом, пахнувшим смолистыми дровами.

(16)Это родное тепло было сильнее ветра.

(17)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (18)Был мамин голос. (19)Я слышал его даже в грохоте орудий.

(20)Дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(21)Под Новый год я увидел у себя дома ёлку. (22)Мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (23)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (24)Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (25)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (26)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

(27)Я лежал на снегу в тяжёлой каске, в подшлемнике — в шерстяном опущенном забрале, в шинели, затвердевшей от талого снега, а осколки снарядов гулко плюхались на землю — большие рваные куски металла. (28)Вот один упал совсем рядом... (29)Гори, ёлка. (30)Мерцайте, позолоченные орешки. (31)Хорошо, что где-то около мамы есть островок мира, где всё по-прежнему. (32)Тепло и спокойно. (33)И мама в безопасном месте. (34)И единственная её тревога — это я.

(35)Старые часы идут и бьют полночь. (36)Сверчок, чудом поселившийся в городской квартире, работает на стрекочущей машинке. (37)Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив. (38)Пахнет хлебом. (39)Тихо. (40)Ёлка погасла. (41)Печка горячая.

(42)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стекла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков. (43)И она писала, умирая. (44)Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(45)Она не просто голодала. (46)В неё стреляли голодом. (47)Это не был голод недорода. (48)Это был смертельный голод, фашистский голод. (49)Голод — обстрел, голод — бомбёжка, голод — пожар.

(50)А я поверил легенде. (51)Держался за неё. (52)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (53)Я читал сами строки,(1) не замечая,(2) что буквы кривые,(3) потому что их выводила рука,(4) лишённая сил,(5) для которой перо было тяжёлым,(6) как топор. (54)Мать писала эти письма, пока билось сердце. (По Ю. Яковлеву)

1. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу. Ответ:

2. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

Ответ:

3. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) которая возникала (предложение 3);

2) тянуло духом (предложение 5);

3) это возникало (предложение 13);

4) разлился аромат (предложение 25);

5) стреляли (предложение 46)

4. Среди предложений 12 – 17 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

5. Из предложений 4–12 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — приближение.

Ответ:

6. Среди предложений 24 – 26 найдите слово, которое иллюстрирует правило: «В корне с чередованием пишется гласная И, если после корня стоит суффикс –А» Запишите это слово.

Ответ:

7. Среди предложений 26–34 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

8. Среди предложений 35–44 найдите сложноподчинённое предложение, в котором представлены последовательное и однородное подчинение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

9. Из предложения 53 выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Ответ:

10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Я видел нашу комнату с большой кафельной печью.

2) Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

3) У меня не сохранились мамины письма.

4) Мама наклонялась и быстро, чтобы не обжечь пальцы, подхватывала уголёк и бросала его в печь.

Ответ:

11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стекла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков.

2) Старые часы идут и бьют полночь.

3) Хорошо, что где-то около мамы есть островок мира, где всё по-прежнему.

4) Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. Ответ:___

12. Укажите верные высказывания.

1) Слово накаляться (предложение 10) имеет значение «нагреваться».

2) Слово плюхались (предложение 27) – слово разговорного стиля.

3) Слово капли (предложение 44) употреблено в переносном значении.

4) В предложении 26 употребляется фразеологизм.

5) Слово шинель - это профессионализм. Ответ: _____________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: