Опыт регулирования иностранного капитала в исламских странах




 

Рост интереса к исламской финансовой системе, как альтернативной и жизнеспособной, обусловлено ее устойчивостью и неспособностью к образованию кризисов, что проявляется по сравнению с доминирующей в современном мире западной модели.

К факторам, которые повлияли на развитие исламских финансов, в частности в Европе, следует отнести быстрый рост мусульманского населения, появление и устойчивый рост зажиточного мусульманского среднего класса, интерес среди мусульманского населения к разрешенным по Шариату финансовым продуктам, инвестиции европейских банков в исламские ценные бумаги, активизация интереса частных инвесторов, выдача лицензий на предоставление розничных банковских услуг (кредитование, страхование, ипотека. В целом можно сделать вывод о том, что традиционные банки увидели новые бизнес-возможности и начали включать исламские финансовые продукты в свои портфели с целью их диверсификации.

Природа устойчивости и экспансии исламской экономической модели заключается в концептуальных различиях между ней и столь привычной большинству банков европейской модели. А также обусловлена ​​рядом ее положительных черт, среди которых:

1) справедливость (понимание зависимости реального сектора от интересов банковского капитала);

2) стабильность (основанная на инвестициях в реальное производство);

3) равномерное кредитование всех отраслей экономики (развитие общенациональных интересов, а не отдельно взятых групп);

4) социальная ответственность, благотворительность и борьба с бедностью(не допускается экономическое обогащение за счет социальных и моральных прав бедных слоев общества и нарушения установленной нижней границы жизненного уровня граждан, проводится сбор особого налога в пользу бедных и формирования специального фонда).

Следует отметить, что с данными преимуществами исламской финансовой системы согласны и отечественные исследователи. К примеру, Л.И. Якупов утверждает: «Исламский банкинг предполагает умеренность и не гарантирует сверхприбыли. Он стремится к тому, чтобы, условно говоря, в стране было много миллионеров, а не несколько миллиардеров при большом числе нищих»[11].

В основу исламских финансов вложена следующая «философия» как основной принцип осуществления финансовых отношений: совокупность средств мелких вкладчиков способна образовать капитал, который может быть использован на цели, соответствующие интересам и которые стремится достичь финансовое учреждение, в связи с чем необходимо по максимуму мобилизовать подобные сбережения. Прибыль считается законной, если она является личным вкладом предпринимателя в дело в виде капитала, труда и опыта.

Накопленное богатство, как совокупность аккумулированной прибыли, образовавшееся в результате затраченных усилий на преодоление трудностей и рисков в процессе производительного труда, получает общественное признание. Полученные доходы направляются на инвестирование и оказание помощи гражданам, а также в качестве вознаграждения вкладчикам за сотрудничество с финансовым учреждением.

В результате поднятия данного вопроса возникает следующая задача: каким образом вернуть почти миллиардные сбережения соотечественников в банковскую систему и направить их в реальный сектор экономики, то есть превратить сбережения в инвестиции.

Оценивая мировой рынок капитала, эксперты уверенно утверждают о значительном экономическом потенциале стран Среднего Востока и Северной Африки. В 2010 исламские финансовые активы оценивались примерно в $ 1 трлн. против $ 250 млрд. в 90-е годы. В 2012 году, по данным британской аудиторской компании Ernst & Young, они увеличились на 33% и достигли уровня $ 1,5 трлн., в перспективе на 2016 года - $ 2,5 трлн., учитывая устойчивые темпы роста 25% в среднем в год[12].

Таким образом, исламские банки прочно входят и все больше влияют на международную финансовую систему, поэтому исследование принципов и практики инвестирования исламского капитала является актуальным.

Основные принципы исламской экономической модели рассматриваются в работах зарубежных ученых - Вильсона Р, Кафа М., Кана М., Коха Ф., Малика А., Миракора А., Мура Ф., Сиддики М., Фарука М., Чапра В, Чапмана Д., Якуби С., а также таких экономистов, юристов и политиков как: Гукасяна Г., Ермолова М., Ионовой А., Масленникова В. Проблемы исламских банков освещались в трудах многих ученых - Бариновой Я., Беккина Р., Журавлева А., Мирошника Е., Павлова В., Прудниковой Ю., Трунина П., а также отечественных - Бондаренко Л., Вовк В., Егоричевой С., Корнеева В., Станковая А., Шамов И., Шеремет И.

Обзор публикаций показал, что в имеющихся публикациях внимание более сосредоточено на истории становления исламской финансовой системы, принципиальных отличиях исламского и традиционного механизма финансирования, но вопрос о возможности интеграции исламской модели банковского дела в национальные банковские системы, вопросы финансового инжиниринга, регулирования пока еще исследованы недостаточно.

Исламская финансовая система может быть охарактеризована как «совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате (мусульманском праве)»[13].

Исламская финансовая система включает банковские и небанковские финансовые институты, рынок капитала, инфраструктуру, состоящую из платежной системы, торговых и клиринговых систем, регулирующих и контролирующих организаций, рейтинговых агентств и др.

Важной компонентой исламских финансов является банковская система, где подавляющее большинство активов - 74% и 10% сосредоточены в коммерческих и инвестиционных банках соответственно, а остальные 16% - в государственных и корпоративных ценных бумагах, различных фондах, страховании.

Особенно стоит отметить то, что помимо принятых на государственном уровне законодательных актов и мировых принципов организации финансовой системы, исламская банковская система основывается на принципах и нормах исламского права. То есть на запрете получения прибыли за счет банковского процента и принятии чрезмерных рисков с использованием производных финансовых инструментов. Учитывая, что исламские банки осуществляют свою деятельность преимущественно на развивающихся рынках, основные функции перераспределения капитала и проведения расчетов расширены функциями - мобилизации финансовых ресурсов через долевое финансирование, инвестиционной деятельности, формирования специальной базы данных клиентов, социокультурной.

Исламская банковская деятельность является полностью инвестиционной на условиях совместного распределения прибыли и убытков, а исламские банки, в отличие от традиционных коммерческих, действуют более как инвестиционно-сберегательные компании, чем как кредитные организации. Вознаграждением исламского банка или клиента является предпринимательская прибыль, а не гарантированый изначально и фиксированный по абсолютной величине ссудный процент. К исламским финансовым институтам относят банки, а также вспомогательные банковские подразделения или исламские «окна» обычных банков[14].

Исламские банки оценивают свои возможности по расширению своего присутствия в мире и определяют:

• возможности: расширение корреспондентских отношений с коммерческими и инвестиционными банками; проведение взвешенной инвестиционной политики; «Этические инвестиции»; поддержка запрета процентов со стороны клиентов не мусульман; изменение ряда политических условий в странах, которые принимают;

• сильные стороны: налажены эффективные механизмы налоговых и аудиторских проверок предприятий и компаний; методы финансирования, которые согласуются с действующими национальными законами о банковской деятельности; контроль и надзор; социальная направленность;

• угрозы: конкуренция со стороны западных финансовых институтов; отсутствие унифицированной трактовки требований исламской экономической доктрины; неопределенность статуса и соответствующей классификации исламских банковских учреждений в национальном банковском законодательстве стран, которые принимают;

• слабые стороны: не застрахованы от финансовых потерь; риск укрытия заемщиками настоящего размера прибыли; возникновения и сохранения на длительный срок избыточной ликвидности; ограниченность возможностей мобилизации дополнительного капитала за счет эмиссии и размещения акций.

Набор существующих исламских финансовых продуктов и инструментов определяется сочетанием трансакционных и посреднических контрактов, что в свою очередь влияет на механизм действия, виды рисков, цели и выгоды, которые предполагает получить финансовое учреждение и клиент.

К посредническим исламским контрактам относятся:

1. Mudharabah / Мудараба - участие в прибылях и убытках;

2. Ujroh / Вакала - агентские услуги;

3. Takaful / Такафул - исламское страхование;

4. Amanah / Амана - текущие счета или счета до востребования;

5. Kafalah / кафала - банковская гарантия и др[15].

К трансакционным относятся контракты: смешанные (Qardh hasan / Кард-уль-Хасан - беспроцентная ссуда или благотворительный кредит), связанные с имуществом; долевого участия (Musyarakah / Мушарака - совместный бизнес). Контракты, связанные с имуществом, есть контракты торгового финансирования (Murabahah / Мурабаха - перепродажа с торговой наценкой, Salam / Бай Салям - авансовый платеж, Bai'al-Inah / Бай уль-Ина - продажа с правом выкупа, bai " Bithaman Ajil / Бай Битхаман Аджил - соглашение с отсрочкой платежа) и ценные бумаги, обеспеченные активами (Ijarah / иджара - договор аренды, Иjarah Thumma Al Bai '/ иджара Туммо Аль Бай - аренда с правом выкупа, Istishna / Истисна - фьючерсы, соглашение на срок)[16].

На наш взгляд, процесс имплементации исламского банковского дела и инвестирования будет длительным и проходить под давлением законодательного регулирования, недоверия и скепсиса, жесткой конкуренции с традиционными коммерческими банками.

Основными элементами разработки исламского финансового продукта является знание принципов Шариата, знание банковского бизнеса и особенностей внешней и внутренней среды его функционирования, опыт, сфера и масштаб действия, исследования и инновации. Носителями знаний Шариата, основ исламского продукта, являются ученые, которые имеют углубленное понимание мусульманского права и мусульманские эксперты по финансам, которые понимают базовые мусульманские принципы. Важное значение имеет углубленное знание финансов и банковского дела, функциональной сущности банковских продуктов и их бизнес-моделей, в соответствии с разными сегментами, в том числе малого и среднего бизнеса, государственного и корпоративного управления, розничного бизнеса.

Новые продукты обязательно разрабатываются и/или подлежат экспертизе на соблюдение норм законов, в том числе конституционного, хозяйственно-процессуального, гражданско-процессуального, банковского, налогового права. Также учитываются рыночные факторы, знание которых является предпосылкой обеспечения рыночного потенциала нового продукта на будущее. Опыт в разработке новых продуктов имеет существенное значение и позволяют избежать многих проблем и неэффективного управления. Банки, имеющие географически разветвленную организационную структуру, обеспечивают преимущества по ресурсам для инициации подобных разработок, возможности распространения нововведений и получения значительного экономического эффекта за счет собственной клиентской базы.

Исследования в области международных финансов и регулирования, принципов Шариата, тенденций и динамики рынка, являются предпосылкой успешной разработки нового продукта и приобретения им признаков инновационного, что именно и дифференцирует один продукт от другогою.

В частности, как финансовая инновация, инновация Шариата, налогообложения, регулирования и др. К процессу разработки продукта привлекаются внутренние посредники (ИТ-системы, вспомогательные структуры) и внешние (Центральные банки, юридические фирмы, независимые эксперты и учреждения и т.д.). Согласованность с принципами Шариата проводится на каждом этапе, а также проверяется соответствие формы и сущности продукта, принципа действий основанных на целях.

Опыт, который получают исламские банки по инжинирингу и реинжинирингу банковских продуктов является весьма полезным для коммерческих банков других развивающихся стран, в особенности тех, постоянной практикой которых является стратегия имитации западных продуктов. Принятие коммерческими структурами исламских финансовых продуктов является реальной альтернативой продуктам стандартной формации, финансовой инновацией на уровне национальных банковских и финансовых систем. Тогда предлагаемый алгоритм можно дополнить оценкой соответствия продукта национальному законодательству и принципам Шариата. Сочетание в продуктовой линейке финансовых продуктов с разным концептуальным базисом может дать значительный синергетический эффект, который безусловно положительно повлияет прежде всего на устойчивость банка и банковской системы в целом.

Более того, секьюритизация (защита) как один из основных принципов исламского банкинга признана лучшей инновацией последнего времени. В качестве инструмента секьюритизации активов в исламских финансах используют сукук, который может быть двух типов - исламские облигации и исламские секьюритизации[17].

Сукук является идеальным инструментом с точки зрения исламских инвесторов потому, что не является долгом, а выступает долей реальных активов, торгуется на вторичном рынке, не является прямым долгом, его эмитентами, рядом с исламскими финансовыми институтами, могут быть суверенные эмитенты и компании, деятельность которых не противоречит Шариату. Бизнес или деятельность, схемы финансирования, которые заключаются в основе сукук, должны соответствовать Шариату. Доходность сукук формируется за счет прибыли от использования активов, услуг или деятельности финансируемого.

Общие черты сукук с секьюритизацией заключаются в том, что он является ценной бумагой, в основе которого и соответственно его виды определяет обусловленый актив. Другим элементом, который объединяет сукук и секьюритизации есть специальная проектная компания (SPV) - исламская глобальная компания сукук (Islamic Global Sukuk Company, IGS). Когда выпуск осуществляется без SPV, тогда говорят об исламских облигациях. На сегодня отличают четырнадцать видов сукук по следующим группам: по отношению к SPV, по уровню передачи риска инвесторам, по способности к обратимости сертификатов сукук (с или без вторичного обращения).

Рынок сукук достаточно мал (около 1% мирового рынка) и молодой (первый выпуск прошел в 1996 году.), Но он активно развивается. Доминирующее положение занимает Малайзия с долей рынка около 70%, а также крупными заемщиками на рынке являются эмитенты из Катара (14,7%), ОАЭ (4,9%) и Индонезии (3,7%). Наряду с этим на рынок сукук выходят заемщики стран Западной Европы и США, например General Electrics (США, размер эмиссии - $ 500 млн, размещение - 2009), IFC (США, размер - $ 100 млн, 2009), Nomura Holdings (Япония, $ 100 млн, 2008), Sanctuary Building (Англия, J 213 млн, 2005 г.), провинция Саксония-Анхальт (Германия, размер -? 100 млн, в 2004 г.). Наибольшее финансирование через эмиссию сукук получили сектор недвижимости и строительства, финансовых услуг и суверенные выпуски. По данным агентства Ernst & Young, организаторами выпусков в большинстве своем являются традиционные банки и их исламские окна, транснациональные банки. Заметное отсутствие исламских банков можно объяснить рядом причин, а именно недостаточностью в большинстве исламских банков значительной капитальной базы, чтобы поддержать гарантийные обязательства при объемных выпусках, отсутствием опыта в организации крупных и международных выпусков, нехваткой специалистов по инвестиционному банкингу. Прогнозируется, что на рынок выйдут новые суверенные заемщики с стран Африки (ЮАР, Сенегал, Нигерия, Кения) и стран СНГ (Казахстан)[18].

Развивающиеся страны, исследуют и рассматривают вхождение на рынок сукук с учетом возможных перспектив, в частности диверсификации рынков привлечения капитала, более глубокой интеграции в международное финансовое пространство и укрепление позиций относительно собственного позиционирования как финансового центра, возможности листинга и торговли инструментом сукук на биржах, активизации внутренних фондовых рынков за счет участия, позволяя даже мелким участникам участвовать в выпуске ценных бумаг, развития новых финансовых рынков и инструментов для инвестиционных банков. К недостаткам, сдерживающих внедрение сукук в развивающихся странах, является незначительное количество и низкий рейтинг эмитентов; значительная часть внешних инвесторов в этих странах являются традиционными инвесторами, оперирующих традиционными инструментами, а исламские инвесторы мало знают внутренний рынок этих стран; расходы на организацию могут превышать затраты на традиционные облигации, которые являются и так достаточно значительными. К рискам следует отнести - низкую ликвидность сукук, отсутствие международной стандартизации продукта, практики реструктуризации дефолтов, необходимость имплементации налогового и законодательного права.

Важное значение для исламского финансового механизма приобретает система регулирования и надзора. Остро ощущается потребность в том, чтобы сформировать единую систему стандартов. На сегодня поддержка развития исламского банкинга осуществляется международными организациями, в частности Советом по Исламским Финансовым Услугам (Islamic Financial Services Board - IFSB), Организацией по бухгалтерии и аудиту для исламских финансовых институтов (Accounting and Auditing Organisation for Islamic Financial Institutions - AAOIFI). Эти учреждения также отвечает за подготовку, продвижение и обновления стандартов и правил по исламскому банкингу, рынкам капитала и в секторе страхования, учитывая действующие международные стандарты.

Наряду с этим регуляторные органы и центральные банки разных стран мусульманского мира формируют системы осуществления операций между исламскими финансовыми учреждениями разных стран, ищут способы максимально эффективной оценки рисков в исламской банковской отрасли и обеспечение ее привлекательности для инвесторов из любых стран мира. Пока же контролируют соответствие продуктов исламских банков законам шариата комиссии исламских ученых, которые, за отсутствием единой международной системы стандартов, принимают решение самостоятельно в каждом случае.

Финансовый кризис на рынке производных финансовых инструментов показал, что адекватная оценка риска возможна только при условии понимания структуры и механизма предлагаемых продуктов. Поэтому некоторые центральные банки настаивают на включении положений, регулирующих исламские финансовые продукты, в европейское право в разделе требований к капиталу по нормативам Базельского комитета.

На сегодня насчитывается более 300 исламских финансовых институтов в 75 странах мира. Ключевыми центрами исламского банкинга является Иран (36%), Саудовская Аравия (16%), Малайзия (11%), Объединенные Арабские Эмираты (10%), Кувейт (8%), Бахрейн (6%), а также Катар, Великобритания, Турция и др. (13%). Наряду с этим исламский банкинг достаточно быстро распространяется в другие страны, в частности Северной Африки (Судан, Египет, Иордания и Сирия), Азиатского региона (Индонезия, Гонконг, Сингапур, Бангладеш, Пакистан, Япония, Китай), Западной Европы и Северной Америки (Франция, Германия, Италия, Швейцария, США, Канада)[19]. Крупнейшим в мире рынком исламских инвестиций в недвижимость является США.

Европейским лидером исламского банкинга является Великобритания, где совокупные активы составляют $ 300 млн и 22 английских банка предлагают финансовые продукты в соответствии с законами Шариата. Лондон является крупнейшим в мире рынком исламских облигаций. Это объясняется глобальной экспансией исламских финансов; мировыми лидерскими позициями Великобритания в финансовых инновациях, что имеет мощный потенциал правового, бухгалтерского и финансового инжиниринга; избыток ликвидности на Ближнем Востоке; создание региональных представительств в странах Ближнего Востока и Азии, изучение рынка, совершенствование продуктовой линейки (исламские окна); создание единого финансового регулятора - Управление финансовыми услугами (Financial Services Authority, FSA), который заменил 11 регулирующих органов; ликвидация двойного налогообложения по исламской ипотеке и расширение налоговых льгот на исламские ипотечные кредиты компаниям, а также отдельным лицам; реформа механизмов по облигациям. Практика показывает, что принятая во многих странах дуалистическая модель является оптимальной для внедрения исламских методов финансирования. По этой модели государство предоставляет политическую поддержку исламским банкам, а их деятельность регулируется специальным законом, традиционный и исламский финансовые секторы существуют параллельно, традиционные финансовые учреждения предлагают клиентам исламские финансовые продукты, позволяет предоставить свободный выбор в пользу того или иного продукта.

Вопрос принятия исламского банкинга также рассматриваются в странах СНГ, в частности Россией в рамках создания международного финансового центра, Казахстаном относительно регионального центра исламского банкинга в СНГ и Центральной Азии. В Киргизии (2006) и Казахстане (2009) уже разработана и принята законодательная база, внесены изменения в отдельные положения налогового и банковского законодательства по организации и деятельности исламских банков на территории этих стран, организации исламского финансирования для устранения правовой неопределенности. Вполне понятно, что внедрение исламского банкинга будет проводиться постепенно, не нарушая конституционных принципов и банковского права. В первую очередь предполагается внедрение таких исламских финансовых продуктов, которые не требуют изменений в законодательство, в дальнейшем - проведение широких консультаций с известными консалтинговыми фирмами по согласованию новых продуктов с действующим законодательством, а также одновременной разработке изменений к нему на будущее. По такому принципу работает сейчас Азербайджан, где самый большой государственный банк Международный Банк Азербайджана (IBA) разработал более 50 финансовых продуктов, соответствующих правилам исламской культуры и которые не требуют изменений в законодательстве.

Итак, по своей экономической природе финансовый капитал является капиталом в денежной форме, который превращается в настоящий капитал в процессе своего инвестирования.

Понятие иностранного инвестирования дается, как учеными - экономистами, так и определяется в законодательстве Республики Казахстан. Иностранным инвестированием являются ценности, которые вкладывают иностранные инвесторы в объекты инвестиционной деятельности на основе законодательства Казахстана для того, чтобы получить прибыль.

Исследования особенностей иностранного инвестирования показывают, что они обладают положительными и отрицательными характеристиками для стран-реципиентов и стран-резидентов.

Влияние на национальную экономику иностранного капитала может привести к неоднозначным действиям. С одной стороны, правильное использование иностранного капитала будет обеспечивать более быстрое преодоление кризиса, а также интеграцию в мировую экономику, с другой - привлечение иностранных инвестиций влечет возникновение определенных обязательств, формирование различных форм зависимости страны-заемщика от кредитора. В связи с этим многими странами предпочитаются так называемые технические инвестиции, помогающие углубить использование собственных ресурсов, повысить квалификацию национальных кадров и т.д.

Одной из наиболее специфических систем управления инвестициями является исламская система.

Исламские банки отличаются от традиционных, прежде всего, отсутствием гарантированных выплат по инвестиционным депозитам, механизмом определения выплат по депозитам за прибыльность банка и доходность, принятия решения о предоставлении кредита опирается не на стоимость залога, а на участие вкладчиков в прибылях и убытках банка.

Доходность сукук формируется за счет прибыли от использования активов, услуг или деятельности финансируемого, базируясь на религиозных нормах, запрещающих получать доход от вложения денег под проценты.

 


 

2. Анализ функционирования иностранного капитала в казахстане

 

1.1 Анализ развития экономики Казахстана

 

В качестве индикатора, отражающего достижение стратегической цели по росту ВВП на предстоящие пять лет, Правительство ставит перед собой достижение утроения ВВП в 2020 году по сравнению с 2010 годом, в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития до 2020 года, обеспечивая среднегодовой рост ВВП в 2015-2020 годах на уровне 5,5% [20](табл.2.1.1). Учитывая, что на сегодня наблюдается стабильный рост ВВП, эта цель является вполне осуществимой (рис.2.1.1.)

Тем не менее, усиление инфляционных процессов в республике продолжается. Как показали итоги 2014 и 2015 года, практически во всех сферах естественной монополии произошло повышение цен и тарифов. Вследствие отсутствия эффективной антимонопольной политики в государстве, издержки обращения необоснованно переносятся на конечную стоимость товаров и услуг.

Рисунок 2.1.1. Динамика роста ВВП Казахстана[21]

 

Рисунок 2.1.2. Структура ВВП Казахстана[22]

Данные тенденции влияют на изменение структуры ВВП, которое наблюдается на протяжении пяти лет: доля торговых операция в структуре ВВП стабильно растет, в то время как доля, к примеру, горнодобывающей промышленности за последние три года значительно сократилась (рис. 2.1.2).

Эти изменения могут быть также результатами неэффективной антимонопольной политики, приводящей к повышению цен и тарифов.

По информации государственных органов, на поддержку экономики в 2015 - 2016 годах Президентом РК было поручено выделить свыше 540 миллиардов тенге или более трех с половиной процентов от прогнозируемого на 2015 год объема ВВП страны. На стабилизацию рынка жилищного строительства было выделено свыше 175 миллиардов тенге, и эти средства, в первую очередь, направлены на поддержку дольщиков. В целях обеспечения продовольственной безопасности страны для развития сельского хозяйства в 2015 году выделено порядка 135 миллиардов тенге [23].

Для того, чтобы повысить эффективность законодательно-правовых и методологических основ установления цен и тарифов, в текущем году правительством были приняты организационные меры по устранению недостатков в работе антимонопольных ведомств. В целях реализации комплексной антиинфляционной политики реализуется план мероприятий по регулированию инфляционных процессов в Республике Казахстан на 2015-2020 годы.

Результаты оценок, которые проводят международные организации и рейтинговые агентства, являются менее оптимистичными. Так, рейтинговое агентство «Fitch» опубликовало отчет-оценку состояния финансовой системы, где отмечается, что в сфере внешних финансов страны наблюдается улучшение, но при этом идет «снижение качества банковских активов в условиях ухудшающегося макроэкономического климата».

В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2015 г. ВЭФ позиции Казахстана значительно снизились в этом году по сравнению с прошлым. По макроэкономическим показателям Казахстан занял 74 место среди 134 стран. При этом: профициту/дефициту бюджета на 44 позиции, по норме национальных сбережений на 1 позицию, по государственному долгу на 7 позиций (табл.2.1.3.).

По уровню инфляции Казахстан занимает одну из худших позиций, 121 место из 134 стран, что по сравнению с прошлым годом ниже на 17 позиций.


 

Таблица 2.1.3. Позиции РК по макроэкономическим показателям в рейтингах ВЭФ за 2014 и 2015 гг. [24]

Показатели 2014 г. 2015 г.
Профицит/дефицит бюджета    
Норма национальных сбережений    
Государственный долг    
Инфляция    

 

Дефицит текущего баланса вырос до 7,0 млрд.долл. (т.е. 6,8% ВВП). Тем не менее, активное сальдо торгового баланса во многом составляли расходы на услуги (транспорт, услуги нефтяной разведки, строительство), репатриация капитала прямыми иностранными инвесторами и текущие переводы за рубеж.

В соответстиви с ежегодным отчетом Азиатского банка развития (АБР)«Перспективы развития Азии», основными вызовами, стоящими перед экономикой РК являются развитие несырьевых отраслей, управление внешним долгом банковского сектора и снижение инфляции. Долгосрочные перспективы остаются позитивными ввиду больших запасов нефти в стране.

Согласно прогнозам Миссии Международного Валютного Фонда, в ближайшей перспективе темпы роста реального ВВП сохранятся на относительно невысоком уровне (4,5 процента в текущем году и 5,3 процента в 2016 году, что намного ниже, чем прогнозы АБР).

Если учесть быстро эволюционирующую мировую экономическую и финансовую ситуацию, данные прогнозы сопровождаются неопределенностью и имеются риски недостижения даже этих уровней.

Данные негативные являения заметили и международные аналитики. По рассчету рейтинга ВЭФ Казахстан потеряд восемь позиций, потеряв баллы по показателям устойчивости финансовых институтов, эффективности товарного рынка и его размера(таблица 2.1.4.).

Таблица2.1.4. Показатели рассчета рейтинга Казахстана по методике ВЭФ за 2014-2015 гг[25].

Однако, согласно прогнозам экспертов, ожидается постепенное увеличение роста ВВП благодаря стабилизации ценовой конъюнктуры на нефть. Другой важной проблемой является проблема с внешним долгом или ликвидностью местных банков, что значительно отразилось на экономике страны.

В связи с этим, Правительству и Национальному банку Казахстана необходимо активизировать работу по снижению инфляции, а также государственной поддержке банков второго уровня.

В Казахстане одним из целевых направлений развития является инновационное предпринимательство, в частности предпринимательство малого и среднего (далее МСП), что во многом обусловлено комплексными механизмами государственной поддержки.

Стимулирование инновационной деятельности в Казахстане носит системный характер и предполагает:

1) содействие в осуществлении исследований и разработок;

2) поддержку в области внедрения результатов исследований и научно-технологических достижений;

3) стимулирование кооперации экономических субъектов - участников инновационного процесса.

Наиболее часто применимым в Казахстане направлениями поддержки инноваций являются разнообразные программы технологической и финансовой поддержи. Данное направление связано с такими механизмами поддержки малого бизнеса как прямое финансирование (займы, субсидии) инновационных МСП, целевые дотации на исследования и разработки, фонды по внедрению инноваций, упрощение налогообложения (вычет из налогооблагаемой базы затрат на исследования и разработки и списание инвестиций на них, льготное налогообложение НИИ и университетов; отсрочка, снижение или отмена по уплате государственных пошлин), государственное программирование снижения рисков и возмещения убытков, правовое обеспечение защиты ИС и пр.

Таким образом, по данным результатов международных агентств наблюдается значительное снижение всех макроэкономических показателей Казахстана в различных международных рейтингах. При этом, наибольшее воздействие на них оказывает высокий уровень инфляции. В связи с этим отмечается необходимость усиления государственной поддежки ведущих направлений экономического развития: поддержки инноваций и увеличение объема иностранных инвестиций.

2.2 Государственное регулирование иностранного капитала в республике Казахстан

Государственная политика регулирования иностранного капитала разделяется функционально по нескольким направлениям: основной целью политики регулирования является максимизация эффективности капитала. Политика стимулирования направлена на привлечение как можно большего объёма инвестиций, то есть здесь важна скорее количественная, а не качественная сторона. Политика контроля над притоком капитала направлена на защиту отечественной экономики от потрясений и нестабильности мирового рынка капиталов. Особую актуальность эта политика приобрела после азиатского финансового кризиса. Эта политика позволяет защитить отечественный рынок от международного спекулятивного капитала.

Рисунок 2.2.1. Инвестиции в отраслевой капитал по источникам финансирования

 

 

Основной целью политики контроля над оттоком капитала в Казахстане является недопущение «бегства» капитала из страны. Политика регулирования иностранных капиталопотоков включает в себя введение различных инвестиционных режимов и систему государственных гарантий. Наиболее эффективно данная система проявила селя в 2009 году, когда объем иностранных инвестиций превысил даже объемы собственных средств в структуре отраслевого капитала Казахстана (рис.3)

При этом стимулирование тех или иных направлений иностранных инвестиций должно регулироваться государством на основе динамики отраслевой структуры ВВП. К примеру, обрабатывающая промышленность Казахстана последние три года стабильно держится на одном уровне, чего нельзя сказать о транспорте и прочих услугах, к примеру, инновационных разработках (рис.2.2.2.)

Рисунок 2.2.2. Динамика отраслевой структуры ВВП Казахстана

 

Политика стимулирования привлечения зарубежных инвестиций в Казахстане оказывает воздействие на направления, объём капиталопотоков. Анализ последних десяти лет позволяет выделить три основных направления реализации данной политики.

Во-первых, это улучшение имиджа страны-реципиента. Для этого необходимо проводить активный «инвестмент-промоушн», то есть рекламную кампанию, используя средства массовой информации, а также участие государства в различных мероприятиях, среди которых международные акции, форумы, саммиты и т. д. Естественно, для данного направления требуются это колоссальные затраты, в связи с чем «инвестмент-промоушн» осуществляет главным образом само государство.

Во-вторых, государству необходимо содействовать и всесторонне поддерживать иностранный капитал. Такое направление политики стимулирования представлено полным пакетом услуг: консалтинговыми услугами, устранением различных административных формальностей, упрощением порядка регистрации.

В-третьих, инвесторам необходимо предоставлять различные льготы.
Внутренняя инвестиционная политика в отличие от внешней регулируется внутренними капиталопотоками. Основная цель таковой – определить приоритетные направления инвестирования, стимулировать отечественных инвесторов, обеспечивать рост внутреннего инвестиционного спроса, формировать эффективный конкурентоспособный рынок институциональных инвесторов, обеспечивать трансформацию сбережения в инвестиции.

Сущность государственного регулирования иностранного капитала в Республике Казахстан, как и в любом другом государстве, состоит в соблюдении ряда правил, так называемых «китов»:

1. Экономическая безопасность. Здесь строго должно быть прослежено влияние привлечения и использования иностранных банковских и государственных кредитов на рост внешнего долга страны и пассивного сальдо торгового баланса страны. В основе данного принципа лежит принцип предпочтения прямых иностранных инвестиций международному ссудному капиталу.

2. Реализация инвестиционных задач госуд<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: