До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным.. В данном случае социология не считалась самостоятельной научной дисциплиной.
Делались также различные попытки отождествить социологию с какой-либо другой общественной наукой.В результате чего возникли и существуют до настоящего времени различные школы и направления в социологии, которые связывают существование социологии с разработкой какой-то определенной области человеческой деятельности или какого-то фактора общественного бытия, признаваемого решающим и определяющим для всего дальнейшего развития.
Данный взгляд возник на начальном этапе развития социологии и имел определенные объективные основания. Главным при этом было общее состояние всех наук об обществе. В это время они переживали переходный период в своем развитии. Ведь уже О. Конт рассматривал прогресс человечества как развитие знания, который проходит три этапа: от теологических систем к метафизическим, а от них к позитивному (т.е. реальному, подлинно научному) знанию. Основы социологии закладывались как раз в период перехода от метафизики к позитивизму, что сопровождалось существенной трансформацией методологических основ общественных наук. Наука отказалась от поддерживаемых всей предшествующей философской мыслью, в первую очередь классической немецкой философией, цельных метафизических систем, а в связи с этим и от единого общего взгляда на мироздание. А новое целостное представление об обществе как единой системе со свойственными ей отношениями и противоречиями еще не было разработано. Поэтому социология, выступая “позитивной" наукой, могла только декларировать создание нового общего взгляда на мироздание и реально изучать могла только отдельные факторы, социальные учреждения и структуры, как происходит взаимовлияние между ними.
|
В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом следующих причин:
Во-первых, социология - это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.
Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической социологии, которая является одним из трех уровней социологии.
В-третьих, социология разрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т.п., которые необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе.
В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.).
Интересен пример, данный П.А. Сорокиным при определении понятия социологии, что если имеется “n” разных объектов изучения, то их будет изучать “n” частных наук, к которым присоединится “n+1” наука - социология, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам. Социология имеет большое значение для других наук, так как она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, а также помогает им уяснить законы и закономерности взаимодействия его различных структур. Можно сравнить положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам (и общественным наукам), как положение общей биологии по отношению к физиологии, анатомии, морфологии и другим специальным биологическим отраслям знания; химии - по отношению к органической химии, неорганической химии и т.п.
|
В то же время в системе общественных наук есть ряд дисциплин, связь социологии с которыми наиболее тесная и даже взаимно необходимая.
2. Категории, методы и функции социологии.
Функции социальной науки:
Социология как самостоятельная от знаний реализует все присущие общественной науке функции:
- теоретико-познавательная(направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий его развития, имеет целью изучение и выработку рекомендаций по решению проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни)
- критическая;
- описательная(это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п.)
- Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.
|
- прогностическая(это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта.)
- преобразовательная(Суть ее в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений)
- информационная(сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований)
- мировоззренческая(социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.)
Вообще функции, гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические; то есть познавательные и собственно социальные.
-управленческая(она заключается в нахождении разумных способов решения конкретных общественных проблем здесь и сейчас, равно как и проблем, которые могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий там и потом.)
Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Как общественная наука социология выполняет теоретико-познавательную и управленческую функции. В свою очередь, они могут образовывать производные функции, которые иногда в литературе трактуются как самостоятельные. К ним нередко относят мировоззренческую, просветительную, прогностическую
профилактическую, практическую и т.п. Но, на наш взгляд, они все зависимы от первых двух.
Категории социологии
Категории можно подразделить на несколько групп.
Первая группа связана с анализом объекта социологии, а также с характеристикой связей (взаимосвязей) социологии с общенаучными представлениями о мире.
Вторая группа категорий охватывает большую совокупность понятий, трактующих и объясняющих предмет социологии.
Третья группа категорий касается субъектов реального сознания и поведения: индивида, социальной группы (слоя), класса. Значительное место занимают особые группы субъективного действия – народности, народы, этносы. Многие понятия связаны с семьей. Сюда относятся также группы отклоняющегося поведения.
Четвертая группа касается инструментов социологического познания, тем более что они весьма специфичны по сравнению с другими социальными науками.
Пятая группа – это категории и понятия, углубляющие наши представления о функциях социологии.
Методы социологии
В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.
Социология как наука использует ряд методов:
1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным.
2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.
3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:
вводная часть (введение в проблему),
основная часть (вопросы по проблеме),
заключительная часть (социальная).
4. Интервью(свободное и стандартизированное) опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента.
5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п.. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.
3. Классический этап в развитии социологии.
Рассмотрение процесса становления и утверждения социологии как науки в XIX - начале XX в. показывает, что она прошла не простой и длительный путь, пока не получила общественного признания.Именно в конце XIX - начале XX в. стали появляться социологические кафедры и факультеты в университетах, издаваться первые социологические журналы, возникать ассоциации и сообщества социологов, что означало на деле институционализацию социологической науки, т.е. общественное признание ее ценности и необходимости.
Именно XIX - начало XX в. считают классическим этапом в становлении и развитии мировой социологической науки,причины:
Во-первых, потому, что в рамках этого этапа были сформулированы идеи и концепции, которые стали "классическими", т.е. своего рода инвариантными для социологической науки, ее своеобразным неделимым и неразменным фондом, фундаментом для дальнейших теоретических и эмпирических построений. С учетом этого обстоятельства важнейшее значение истории западной социологии XIX - начала XX в., ее классического этапа, состоит в том, что в его рамках возникли основные социологические школы и течения, направления и концепции, которые составили базис развития социологии в XX в. По существу речь идет о трех основных парадигмах, которые определили последующее развитие социологической науки: позитивизме, марксизме, веберианстве.
Во-вторых, потому, что на этом этапе социологии появились и получили научно-статусное утверждение ее основные понятия и категории. К их числу относятся: общество, социальный факт, социальная связь, социальное отношение, социальная система, социальное действие, социальное поведение, социальный институт, социальная группа, социальная структура, социальное взаимодействие, социальная общность, социальная функция и др. Следует отметить, что в XX в. упомянутые понятия и категории были обогащены новым содержанием.
Названные выше понятия и категории рассматривались в основном в рамках теоретической социологии, которая оставалась на протяжении всего классического этапа доминирующим направлением развития.
В-третьих, потому, что в процесс становления и развития мировой социологии оказались вовлеченными, иногда независимо друг от друга, различные страны "классического" капитализма.
В упомянутых выше европейских странах и США возникали первые центры социологических исследований: Лондонское социологическое общество - 1903 г., Немецкое социологическое общество - 1909 г., Американское социологическое общество - 1905 г. В1894 г. в Париже состоялся первый конгресс Международного института социологии, на котором было провозглашено создание этого учреждения На первом конгрессе присутствовали Ф. Теннис, Г. Зиммель, Л. Уорд, Л. Гумплович, Г. Тард, А. Смолл, Ф. Гиддингс, М. Ковалевский и др.
В-четвертых, потому, что в рамках рассматриваемого этапа происходило формирование идентичности европейской социологии. Именно в это время складываются специфические особенности европейской социологии, характеризующие ее в качестве определенной единой и идентичной системы, имеющей общее направление развития.
4. Основные направления западной социологии в ХХ веке. –
началу XX столетия Европа покрылась сетью социологических обществ, в которых, может быть, нигилисты и играли решающую роль. В Сорбонне была открыта кафедра социологии, ее возглавил хорошо известный автор книги «О разделении общественного труда» (Париж, 1893 г.) Эмиль Дюркгейм. Международный социологический институт собирался каждые три года, социологическое общество в Париже заседало ежемесячно. Преподавание социологии было введено в ведущих вузах США и Европы, изданы первые учебники по социологии, появились периодические научные социологические публикации. Россия не торопилась за новациями, тем более, что их влияние на общественную жизнь в те годы совершенно не просматривалось. М.М.Ковалевский констатировал: «У нас (в царской России) существует всего-навсего одна кафедра на всю империю в 160 миллионов жителей, и то в частном университете, в Психоневрологическом институте, получившем свой устав непосредственно от монарха, минуя Министерство народного просвещения»2.
Однако российская социология XIX – начала XX в. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной. Преобладающей ориентацией был субъективизм. П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский. Н.И.Кареев считали себя эмпириками и позитивистами, что не мешало им активно развивать этические проблемы социологии.
Популярность в обществе гуманистических идеалов при озабоченности исторической перспективой страны содействовала внедрению марксистских идей. В начале XX в. субъективизм в социологии идет на спад.
Параллельно с теоретической социологией в дореволюционной России развивались социальные и статистические обследования, проводившиеся земствами. Земская статистика изучала имущественное положение и хозяйственную деятельность крестьян и фабрично-заводских рабочих, социальную структуру населения, жилищные условия, образование, санитарную культуру. К началу XX в. систематические обследования велись в семнадцати губерниях Российской империи. В некоторых регионах проводились сплошные переписи крестьянских хозяйств.
Таким образом, к революции 1917 г. в Российской империи начали складываться первые социологические учреждения. Перспективная социальная программа разрабатывалась в Психоневрологическом институте в Петербурге. Основой программы стала идея В.М.Бехтерева о научном управлении поведением на основе рефлексологии (термин, эквивалентный «бихевиоризму»). В институте существовала кафедра социологии во главе с М.М.Ковалевским и
Е.В. де Роберти, которые опубликовали несколько сборников статей «Новые идеи в социологии».
После революции 1917 г. наряду с марксистским учением еще какое-то время активно развивалась социологическая мысль русских либералов. Вышли книги К.М.Тахтарева, В.М.Хвостова, В.М.Бехтерева, П.А.Сорокина, С.Л.Франка. «Русское социологическое общество имени М.М.Ковалевского», созданное в 1916 г. собиралось эпизодически, но работал «Социологический институт», где читали лекции самые известные социологи.
С начала 20-х годов стала создаваться система идеологических и научно-теоретических институтов новой власти. С этого времени о немарксистской социологии в советской стране говорить не приходится. Созданная при Наркомате просвещения «комиссия Ротштейна» на протяжении 20-х годов активно вытесняла «буржуазную профессуру» из высших учебных заведений. Часть интеллектуалов была выслана за границу, иные репрессированы или запуганы и адаптировались к новой власти.
В 20-е годы начался процесс институциализации социологии. Была введена научная степень по социологии, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Возобновило свою деятельность «Российское социологическое общество имени М.М.Ковалевского», председателем которого стал Н.И.Кареев. В 1919 г. был учрежден Социобиблиографический институт, директор которого (К.М.Тахтарев) поставил вопрос о переименовании его в Российский социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете был образован первый в стране факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П.А.Сорокин. В эти же годы издавалась обширная социологическая литература, выявляющая соотношение русской социологической мысли и марксистской социологии, шло формирование марксистской социологии. Под влиянием Н.И.Бухарина наметилась тенденция к отождествлению социологии и исторического материализма. Значительная часть новых философов объявила социологию составной частью философии - диалектического материализма. Сложилось и так называемое «антисоциологическое» направление, отрицавшее не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин «социология».
Наряду с развитием теории серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований. Это, в первую очередь, исследования С.Г.Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда, В.И.Тодорского – по проблемам социальных изменений, Е.О.Кабо – по изучению домашнего быта рабочего класса, А.И.Колодной – по проблемам молодежи и др.
В 20-30-х гг. были проведены переписи населения (1920 и
1926 гг.), которые дали интересную социальную статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т.д. Журнал «Статистика труда» и другие издания по экономической и социальной статистике печатали большой фактический материал об изменениях в социальной структуре общества, о социальной структуре рабочего класса и крестьянства. Велись научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Все это придавало высокий авторитет социологической науке.
5. Развитие отечественной социологии.
белорусская социологическая наука прошла достаточно длинный путь развития, который начался с того, что социологическая мысль в Беларуси формировалось под влиянием представителей русской социологической мысли. К 1917 году социология в России только стала приобретать институциональные формы.
В первые годы советской власти социология получила поддержку со стороны государства, что способствовало развитию системы социологического образования и активизации социологических исследований в разных теоретических и прикладных направлениях.
В дальнейшем история советской социологии становится зеркальным отражением изменений внутриполитической ситуации в СССР. К середине 30-х годов социологические исследования идут на спад, социология попадает в категорию наук, полностью исключенных из официальной научной среды. Только в начале 60-х годов, в период «оттепели», социологию реабилитируют. Временный спад в развитии социологии наблюдался в первой половине 80-х годов, в период «застоя». И только со второй половины 80-х годов, т.е. с началом «перестройки», социология получила новый импульс развития.
Становление и развитие социологической науки в Беларуси в общих чертах воспроизводят историю советской социологии.
Анализируя опыт активной исследовательской работы белорусских социологов в первые послереволюционные годы, а затем в период «оттепели», следует сказать о тематике социологических исследований: это проблемы социальной структуры общества, коллективизации деревни, вопросы культуры и быта, религиозности населения, проблемы социологии труда, социалистического соревнования, идейно-воспитательной работы среди разных категорий населения, проблемы молодежи, в т.ч. и студенческой.
Развитие социологии в Беларуси с середины 60-х годов так же как и советской социологии в целом, носило, в основном, прикладную ориентацию. Долгое время место теоретической социологии занимал исторический материализм как социология марксизма-ленинизма. В начале 80-х годов за белорусской социологией был признан официальный статус не только на прикладном, эмпирическом, но и на фундаментальном, теоретическом уровне. С этого же времени социология в Беларуси приобретает более определенные институциональные формы.
В настоящее время в республике создана многоступенчатая система подготовки высококвалифицированных социологических кадров (социологическое отделение факультета философии и социальных наук БГУ, аспирантура и докторантура по социологическим специальностям). В Национальной академии наук Республики Беларусь функционирует Институт социологии, сотрудники которого проводят научно-исследовательскую работу по разным социологическим направлениям.
Таким образом, белорусская социологическая школа активно заявляет о себе фундаментальными и прикладными исследованиями, участием в международных конференциях, разветвленной сетью социологических служб, подготовкой молодых специалистов высокого класса и вносит существенный вклад в развитие социологии – одной из важнейших наук современного общества.
6. Понятие «общество» в социологии. Классификация обществ.
В узком смысле под обществом понимают:
- определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;
- конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.
В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество».
Для того чтобы правильно понимать такое явление как общество, целесообразно различать три сходных понятия – страна, государство, общество.
Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления. Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.
Общество можно рассматривать под разным углом зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, если говорить о населении. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по объему власти и богатства. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине – средний класс, а внизу – бедное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно все общество разделить на четыре главные сферы – экономическую (сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление.), политическую (включает президента и аппарат президента, правительство и парламент, ее аппарат, местные органы власти, армию, полицию, налоговую и таможенную службы, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него.),
Социальную( охватывает классы, социальные слои, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком. ) и культурную. Разделение общества на четыре сферы условно, но такой подход помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.
Духовная сфера (культура, наука, религия, образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т.д.
Все четыре сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга.
Сегодня понятие «общество» стало более широким, чем просто определенная группа людей. Действительно, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно – все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.
7. Общественные классы, социальные слои и группы общества.
Общественные классы — «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают
Основной признак различия между классами — отношение к средствам производства. Основные классы, порожденные господствующим способом производства: рабы и рабовладельцы, крепостные крестьяне и помещики, рабочие (пролетарии) и буржуазия. Наряду с ними существуют и неосновные классы и социальные слои, которые либо унаследованы от прошлых формаций (при капитализме — крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, помещики), либо являются выразителями зарождающихся классов новой формации (буржуазия и пролетариат— в недрах феодализма).
При всех различиях классовой структуры антагонистических обществ у них есть общая черта: эксплуатация одного класса другим. Основными классами современного капиталистического общества являются буржуазия и рабочий класс. Современная буржуазия разделяется по размерам капитала на монополистическую, крупную немонополистическую переднюю буржуазию.
Рабочий класс, лишенный средств производства и вынужденный жить за счет продажи своей рабочей силы капиталистам, является классом угнетенным и эксплуатируемым. Помимо основных классов в капиталистических странах существуют крестьяне и помещики. Крестьянство, разоряемое монополиями, численно уменьшается; в силу своего положения беднейшие крестьяне являются прочным союзником и надежной опорой рабочего класса в деревне.
По мере развития капитализма происходит обуржуазивание помещиков, они все более сращиваются с классом буржуазии. Наряду с классами в развитых капиталистических странах существуют социальные прослойки: городская мелкая буржуазия (ремесленники, кустари, мелкие торговцы и др.), интеллигенция и служащие. Вместе с крестьянством они составляют так называемые средние слои, занимающие промежуточное положение между рабочим классом и буржуазией. Служащие и интеллигенция по условиям жизни и труда примыкают к рабочему классу, так как являются представителями армии наемного труда. Вместе с крестьянством они становятся союзниками рабочего класса. Марксизм научно раскрыл не только причины разделения общества на классы, но и пути уничтожения классов, построения бесклассового общества.
Решающим условием уничтожения классов является ликвидация частной собственности на средства производства, эксплуатации человека человеком, утверждение общественной собственности на средства производства. Осуществить эту всемирно-историческую задачу может только рабочий класс, как самый революционный, сознательный и организованный класс в истории, связанный с наиболее передовой формой хозяйства — крупным промышленным производством, руководимый своей политической партией. Опыт Советского Союза, других социалистических стран подтвердил, что коренное преобразование классов и классовых отношений возможно лишь путем социалистической революции и завоевания рабочим классом своей политической власти — диктатуры пролетариата. Политическая власть необходима рабочему классу не только для уничтожения общественной собственности на средства производства, но и для коренного социалистического преобразования экономики, создания необходимых социально-политических, культурных и духовных предпосылок для достижения социальной однородности общества.
В процессе строительства социализма происходит коренное изменение социальной структуры общества: ликвидируется класс эксплуататоров, остаются два дружественных класса — рабочий класс и кооперированное крестьянство и вышедшая из этих классов трудовая интеллигенция. Взаимоотношения классов, а также других социальных групп и слоев обусловлены здесь общественной собственностью на средства производства, единством коренных интересов, общностью марксистско-ленинской идеологии, единой целью — построением коммунизма. В условиях развитого социализма возрастает роль рабочего класса как ведущей силы в жизни общества. Непосредственно связанный с основной формой социалистической собственности, он является главной производительной силой, создает наибольшую долю валового общественного продукта, стоит в авангарде технико-экономического и социально-политического прогресса.
В СССР рабочий класс составляет самую многочисленную часть населения — 61,8 %. Под влиянием научно-технической революции в рабочем классе происходят профессиональные и культурно-технические изменения: растет уровень образования и культуры рабочих, увеличивается доля рабочих с высокой квалификацией, физический труд все более насыщается интеллектуальным содержанием. Активную роль рабочий класс играет в политической жизни страны, в управлении народным хозяйством, в работе партийных, профсоюзных, комсомольских организаций. Коренным образом изменилась и социальная природа крестьянства. Оно превратилось в новый, социалистический класс и под руководством рабочего класса активно участвует в строительстве коммунистического общества. Социализм избавил трудовое крестьянство от эксплуатации и нищеты.
Союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции при ведущей роли рабочего класса стал прочной, нерушимой основой сложившейся в нашей стране новой исторической общности — советского народа.
Высший-высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства. Их положение столь прочно, что практически не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и других социально-экономических изменений в обществе.
Низший-высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам. Они не могут быть приняты в высший класс, так как либо считаются выскочками, либо не имеют достаточного влияния во всех областях деятельности данного общества. Обычно представители этого класса ведут жесткую борьбу и зависят от политической и экономической ситуации в обществе.
Высший-средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющими фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту. Представители этого класса не претендуют на влияние в масштабах государства, однако в довольно узких областях деятельности их положение достаточно прочно и устойчиво. В своих областях деятельности они обладают высоким престижем. О представителях данного класса обычно говорят как о богатстве нации.
Низший средний класс составляют наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т.д. В настоящее время этот класс в развитых западных странах наиболее многочисленен. Основные его устремления – повышение статуса в рамках данного класса, успех и карьера.
Высший-нисший класс составляют в основном наемные рабочие, которые создаю прибавочную стоимость в данном обществе. Являясь во многих отношениях зависимым от высших классах в отношении в получении средств к существованию, этот класс на протяжении всего времени своего существования боролся за улучшение условий жизни.
Нисший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.
8. Социальная мобильность.
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно).
Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.
Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).
Социальный лифт - понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.
Поколенная мобильность
Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).
Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые.
9. Социальная структура и стратификация.
Структура—построение, расположение, порядок.
Структура общества включает в себя различные социальные общности, группы, взаимодействующие между собой. Положение отдельного человека в структуре общества характеризует такое понятие как социальный статус. Различные социальные статусы подразделяются на два основных типа:
1. предписанные(это такое социальное положение, которое человек занимает независимо от своих собственных усилий, часто оно дается от рождения.)
2. достигаемые(представляет собой социальное положение, которого человек добивается своими усилиями.)
В целом в социологии считается, что в традиционных доиндустриальных обществах важнейшее значение имел предписанный статус и сам факт принадлежности человека определенной социальной группе (например, к какому-либо сословию) определял всю дальнейшую судьбу этого человека.
Что касается современного индустриального общества, то в нем существенно возрастает значение достигаемого статуса и социальное положение людей в большей степени, чем это было в прошлые исторические эпохи, зависит от их собственных усилий и достижений.
Под стратификацией понимается расслоение общества на иерархически расположенные группы. При этом основу подобного расслоения образует неверное распределение между социальными группами богатства, власти и иных ресурсов. Социальная стратификация существовала в том или ином виде в различные исторические эпохи во всех обществах, за исключением простейшего первобытного, хотя формы социального расслоения могли меняться с течением времени.