Слайд 15-17 История одного поиска.(рассказ учителя истории)




Ученица-фронтовичка Тараканова Анна Михайловна, вспоминая о Глушкове ИА, своём учителе, плакала. Почему? сама фронтовичка, видела много смертей, лишений. В альбоме «Тонкинцы на войне» мы нашли статью Н Аникина «,,,и всё же выжил» о жителе с Трошково Подсевалове Григории Фёдоровиче.В этой статье мы нашли упоминание о Глушкове Иване Александровиче. Дополнили наш поиск материал с сайта «Память народная» и вот сейчас мы можем рассказать удивительную и печальную историю об учителе нашей школы составленную из воспоминаний его учеников, Подсевалова ГФ и немецких документов.

Глушков Иван Александрович родился 20 октября 1914 года в Кировской области. В 1937 году он работал в Пакалевской средней школе учителем литературы и русского языка. Среднего роста, коренастый, темноволосый. Здесь он встретил свою любовь Наталью Михайловну, учительницу математики.

«До сих пор я восхищаюсь преподавательским гением нашего учителя литературы Ивана Александровича Глушкова. В процессе учёбы он без конца давал нам заучивать наизусть целые отрывки прозы из произведений наших классиков, которых следовало изучать по программе. Это было для нас мучительно тяжело, но тем не менее мы это делали. Считали, что этого требует программа. И уже только позднее я обнаружил, что ни одна школа ни в Москве, ни в Ленинграде, ни в Смоленске, ни в Оренбурге этого от своих учеников не требовала. А я ведь эти отрывки, как обязательные, так и дополнительные, знаю и в соответствующей обстановке с удовольствием цитирую. И представьте себе - всякий раз меня непременно спрашивают: что за учитель у нас был по литературе. А ведь это был наш учитель из Пакалевской средней школы - Иван Александрович Глушков. Учитель, как я сейчас понимаю с большой буквы. Мне кажется, что ни один его урок не проходил без того., чтобы мы наряду с программой, не обсуждали правильность написания вывесок на пакалевских магазинах и учреждениях,смысл вывешенных объявлений или просто услышанные фразы - одним словом всё то, что нас окружает. Он всегда и во всем видел литературу. Боролся за чистоту мыслей, за чистоту слова. А нас воспитывал активными строителями новой жизни, которые на все должны обращать внимание. Но тогда спрашивается, а зачем это бесконечное заучивание отрывков, Да ещё в прозе. Да только потому, что это наша классика. Те образцовая литература. А писатель – классик - это общепризнанный великий писатель. А великий потому, что до сих пор никто лучше его данную мысль не выразил.

Мне до сих пор не забыть того юбилейного вечера, посвященного 100летию гибели А С Пушкина, на котором Иван Александрович говорил о жизни и творчестве великого поэта. Можете себе представить, что после рассказа о дуэли состояние слушателей было таков, что весь зал плакал. А ведь в зале была добрая сотня людей, среди которых половина - взрослые. Уж так он умел и чувствовать и говорить». (Из письма Косолапова Алексея Игнатьевича).

После начала войны Глушков ИА был призван в армию. Провожали его жена и ученики.

Ивана Александровича ждала военная судьба. 5 июля 1941года в Минске младший сержант Глушков ИА попал в плен. Через три месяца из 120 тысяч осталось в живых около 20 тысяч человек. В телячьих вагонах были отправлены в Польшу. Вместе оказались 5 земляков из Тонкинского района –Иосиф Соколов(с. Тонкино), Кузьма Пеунов и Иван Будаков (д М Тонкино), Подсевалов Григорий Федорович (с Трошково) и Глушков ИА (с Пакали). Вот как рассказывал об этом Подсевалов: «Голод косил косой. Кормили такой похлёбкой, которую и скотина бы не стала есть. Мы сами обессиленные таском тащили труп Ивана Будакова в ров с разложившимися и разлагающимися телами людей. Доходило до людоедства. Ещё не окоченевший труп подтаскивали к краю траншеи, разрывали грудь и вытаскивали сердце, печень, легкие. Затем съедали. Все это делали так, чтобы не видела охрана лагеря. Я не осуждаю тех людей, кто ел человечину. Они хотели выжить. И мертвые., как бы невольно помогали им это сделать.

Отбирали пленных тщательно. Даже если ты ещё держишься, но у тебя нет гимнастерки, то оставляли умирать в концлагере. Колонну выстроили по 5 человек в шеренгу. Все крепко брались за руки, придерживая обессилевших. Упавший считался покойником. За целый световой день преодолели до станции 3 км. Вот в каком физическом состоянии были люди. Посадка в вагоны производилась под прикладами охранников и озверелых овчарок. Двое пленных становились на колени. Образовав двухступенчатую лесенку. Так взбирались в вагон. В Варшаве дали буханку хлеба на двоих. Затем выдали кружку баланды и кружку кофе(без хлеба на сутки).Те. кто съедал все сразу, вскоре скончались. В большинстве своём живыми остались те, у кого не было кружек. Много ли жидкости остается в подоле или рукаве гимнастерки. За 3 дня кормили только 2 раза.» Так оказался Глушков ИА в ШТАЛАГЕ!! Д(лагерь для бойцов и младшего командного состава, находящийся в Штеттинском округе) Стал №76949. 19 сентября 1943года была осуществлена попытка массового побега.Охрана в упор расстреляла пытавшихся прорваться через заграждения. Тысячи убитых остались на плацу, среди них был и наш учитель. В его карточке военнопленного написано-погиб в плену и указано место захоронения-Левдун.

Рассказ ученика.

. Нестеров Михаил Николаевич родился в 1922году в семье колхозника Нестерова Николая Ивановича в д МЗубово. Учился в Пакалевской средней школе. С уважением вспоминали эти годы односельчане: пока шли 7 км до школы Михаил учил с ними и таблицу умножения, и стихи, и даже роли для школьных постановок. Михаил был степенный, воспитанный, спокойный, трудолюбивый. Учился очень хорошо и любил учиться, мечтал о высшем образовании.

Был призван в армию в 1941г из Сталинградской области Вязовским РВК. Учился в военном училище и уже в звании мл лейтенанта на должности командира взвода 336 артиллерийского полка начинает воевать. В сентябре 1942года его отец получил извещение о том, что он пропал без вести. 2армия под командованием любимца Сталина генерала Власова оказалась в окружении и сам генерал вместе со своим штабом сдался в плен. Нестеров имел несчастье воевать во 2 армии. Он вернулся домой в 1946 году, когда его уже похоронили и конечно не ждали. Радость была у всех в деревне: ведь возвращение его дало надежду, что могут вернуться и их родственники. Учиться на очном отделении он не мог- графа о том, что находился в плену закрыла ему путь к высшему образованию. Позже заочно получил диплом техникума. Женился на фельдшере Смертиной, родились двое детей. Переехали в Урень.(тяжело было слышать в спину «власовец»).

Две разные судьбы, учитель и его ученик, объединяет их Пакалевская школа и плен. И стало понятно, почему плакала Тараканова АМ, вспоминая горькую военную жизнь своего учителя и своего одноклассника, потому что слово плен до сих пор для многих звучит как приговор в предательстве, трусости. А разве они в этом виноваты?!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: