IV. Изучение нового материала. Литература




СЦЕНАРИИ УРОКА

Раздел программы: Имидж и этикет современного делового человека

Тема: Секретарь-референт. Его роль в офисе

Класс: 10 класс

Время: 45 минут

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

1. Ознакомиться с ролью секретаря-референта в офисе.

2. Ознакомиться с профессиональными качествами секретаря-референта.

3. Ознакомиться с особенностями этикета телефонных разговоров с имиджем делового человека.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

1. Знать профессиональные качества секретаря-референта.

2. Знать особенности этикета телефонных разговоров с имиджем делового человека.

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:

1. Уметь воспроизводить профессиональные качества секретаря-референта.

2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия и плакаты

Литература:

1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.

2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель: Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя). Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II. Мотивационный этап

Учитель: Секретарь-референт — это лицо фирмы. От его про­фессионализма зависит во многом эффективность работы руководителя, имидж фирмы, взаимоотношения с контро­лирующими организациями и с партнерами.

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Теперь запишите сегодняшнее число и тему урока: «Секретарь-референт. Его роль в офисе», ознакомимся с ролью секретаря-референта в офисе, выде­лим его профессиональные качества, поговорим об этикете телефонных разговоров,(ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV. Изучение нового материала

Учитель: Пока что у нас нет учебных заведений, которые гото­вили бы специалистов, отвечающих тем требованиям, которые предъявляются к секретарям в цивилизованных странах. В Европе, Америке, Азии есть многоступенчатая подготовка секретарей. Там это престижная женская про­фессия, а значит, и хорошо оплачиваемая.

Учитель: В сложившейся практике труда секретаря можно выде­лить профессиональные качества, которыми он должен об­ладать для успешной работы.

Учитель: Квалифицированность подразумевает умение стеногра­фировать, печатать, пользоваться компьютером, знать ор­фографию и пунктуацию.

Учитель: Что такое инициативность?

Ученики:???

Учитель: Инициативность — самостоятельность в пределах своей компетентности.

Учитель: Что такое инициативность?

Ученики:???

Учитель: Организованность — умение рационально организовать свое рабочее место, планировать распределение обязаннос­тей по времени, обеспечить своевременное выполнение каждодневных операций.

Учитель: Что такое инициативность?

Ученики:???

Учитель: Осведомленность — знание проблем и направление дея­тельности, в котором работает руководитель и организация в целом.

Ответственность — уметь самостоятельно и грамотно оформлять документы, расшифровывать стенограммы, диктограммы и четко выполнять поручения руководителя.

Пунктуальность — способность выполнять свою работу в установленное время, своевременно готовить документы для руководителя. Недопустимы опоздания на работу, на де­ловые встречи, совещания, заседания.

Дипломатичность, умение хранить служебную тайну, использовать только фактическую, строго проверенную информацию при подготовке документов, беседе с посети­телями и по телефону. Недопустимо разглашать не только секретную информацию, но и такую, которая может нане­сти ущерб делу или отдельным лицам. Нужно правильно хранить документы, не допуская свободного доступа к ним других сотрудников.

Хорошая память. Ее можно развить, как и любую свою способность, стараясь запоминать информацию, а также уметь использовать возможности оргтехники.

Секретарь находится в постоянном общении — непо­средственном диалоге со своим руководителем, сослужив­цами, посетителями офиса и опосредованном — с помощью телефона, факса, почтовой связи. И от его умения разгова­ривать зависит эффективность работы офиса. Секретарь должен соблюдать любезность, корректность, вежливость и доброжелательность. В общении он должен всегда прийти на помощь, в случае необходимости — пойти на некоторые личные неудобства ради общего дела. Профессиональный секретарь знает, что обстоятельства управляют поступками. Иногда следует действовать строго по этикету, а бывают случаи, когда здравый смысл - лучший советник. Хороший секретарь обладает чувством такта. Говорят, хорошие секретари умеют выбрать подходящее время и выражения для нейтрализации негативной ситуации. Тактичный сек­ретарь знает, кому из посетителей приемной надо оказать почет, кому любезность, когда «смягчить удары», получен­ные от грубого руководителя...

Учитель: В чем секрет личного обаяния секретаря? В приятной внешности, уме, модной одежде или дорогих украшениях?!

Ученики:???

Учитель: Нет. Люди не любят, когда им демонстрируют свое превос­ходство. Они отдают предпочтение скромным и доброжела­тельным секретарям. Личное обаяние проявляется в манере поведения: в выражении глаз и лица, в позах и жестах, в тембре и тоне голоса. Владение языком жестов и интонаций помогает умному секретарю быстро и легко устанавливать личные контакты, выражать свое отношение, не прибегая к банальным фразам, понять человека, подметить неискрен­ность и хитрость.

Учитель: Манера поведения, стиль, имидж играют решающую роль при формировании первого впечатления, которое складывается у людей быстро и прочно. Руководитель офи­са и его секретарь должны это знать. Человек сначала видит (посетителя, гостя, покупателя...), а затем слышит, как он говорит, и лишь потом понимает, что он говорит. Психоло­ги утверждают, что первое впечатление примерно на 50% за­висит от внешности, одежды и манеры поведения, на 40% — от тона голоса и лишь на 10% — от содержания его сообще­ния. Надо всегда помнить, что у нас не будет второй возможности произвести первое впечатление.

Предприниматели и менеджеры любят повторять, что речь человека — это его судьба. Речь секретаря характеризу­ет уровень его культуры, образованность, компетентность, воспитанность... Секретарь никогда не скажет: «позвонит», «позвонишь», «позвоните», но непременно «позвонит», «позвонишь», «позвоните».

Секретарь, занимающийся текущими делами офиса, ведет переговоры по телефону. Его голос по телефону может быть первым впечатлением людей о фирме. Недооценка психологического фактора этой формы общения может привести к конфликтам, несостоявшемуся сотрудничеству и упущенной прибыли.

Учитель: Этикет телефонных разговоров. Быстро берите трубку звонящего телефона, это свидетельствует о вашей деловито­сти и расторопности.

Сняв трубку, представьтесь или назовите фирму: «Ива­нова слушает», «Фирма слушает Вас» и т.д. Не следует гово­рить «Алло», «Да», «Вас слушают» по служебному телефону.

Вежливо попросите звонящего представиться, если он не сделал этого: «Представьтесь, пожалуйста», или «С кем я говорю», или «Прежде чем ответить Вам, я должна знать, с кем говорю», или «В мои обязанности входит фиксировать, кто и с какой целью звонил». На вопросы: «А Вы кто?», «Кто Вы такой?», сказанные с грубой интонацией, обычно не от­вечают.

Тон голоса секретаря должен сочетать в себе спокойную доброжелательность и деловитую скромность одновременно. Запрещены в его тоне высокомерие, издевательство, крик, а также услужливость, подобострастие, унижение, страх.

Учитель: Если человек, которому звонят, отсутствует, следует спросить: «Что ему передать?», «Могу ли я чем-нибудь по­мочь?», «Позвоните, пожалуйста, в... часов».

Ученики:???

Учитель: Если звонит постоянный клиент или деловой партнер фирмы и вы узнали его по голосу, обязательно покажите это и назовите его по имени и отчеству прежде, чем он предста­вится. Скажите ему что-нибудь приятное: «Рада Вам», «Как поживаете?» и т.д.

Будьте терпеливы и не грубите даже в ответ на грубость или когда не поняли вашего исчерпывающего ответа, или ошиблись номером. Не спешите класть трубку, если звоня­щий не договорил, скорее всего он позвонит снова и в более раздраженном состоянии. Заканчивает разговор тот, кто позвонил. Он же пере­званивает, если разговор был прерван по каким-либо при­чинам.

В заключение разговора также следует тепло попро­щаться: «Рада была слышать Вас», «Всегда Вам рада», «Ус­пехов Вам» и т.д.

Учитель: Если звоните вы, то:

— подготовьтесь к разговору, мысленно «проговорив» возможные его варианты и выбрав наилучший;

— не набирайте номер по памяти, ошибочное попада­ние может испортить вам настроение;

— прежде всего поздоровайтесь, затем уточните, куда вы попали;

— если попали не туда, не спрашивайте: «Какой это но­мер?», а сами назовите номер, какой набрали, и не забудьте извиниться;

— обязательно назовите себя (даже если звоните впер­вые и вас там никто не знает), отношение к вам будет лучше, и вы получите более исчерпывающую информацию;

— не говорите более 3 минут, если хотите пользоваться авторитетом делового человека;

— узнайте, с кем вы говорите: «Как Вас зовут?», «С кем имею честь?», «Как я могу к Вам обращаться?» и т.д.;

— спросите, удобно ли говорить вашему абоненту или лучше обсудить важный вопрос в другое, более подходящее для него время;

— звонить в учреждение по личным делам и домой по служебным можно лишь в исключительных случаях;

— звоните с 9 до 22 часов;

— старайтесь быть приятным собеседником, чтобы вам всегда были рады.

Учитель: В деловом общении неизбежно возникают эмоции, тре­бующие выхода. Что советуют по этому поводу психологи?

Ученики:???

Учитель: Для пользы дела лучше говорить людям приятное, поддер­живать и подбадривать, восхищаться их успехами, чем уни­жать их достоинство.

Деловая культура секретаря. Современный секретарь-референт должен уметь читать быстро, избирательно, осмысленно и надолго запоминать прочитанное. В против­ном случае он не сможет поддерживать свой уровень компе­тентности. На базе достаточно высокого культурного уров­ня он должен знать:

— правовые основы управления: административное, трудовое и хозяйственное право;

— законодательно-нормативные акты, определяющие порядок работы организации того типа, где он работает;

— основы управления;

— отрасль, в которой он работает, ее взаимосвязи;

— функции, задачи, структуру организации, в которой он работает, ее связи по вертикали и горизонтали;

— основы менеджмента, общей и социальной психоло­гии, этику и эстетику, этикет;

— делопроизводство: методы создания и оформления документов, организацию работы с документами, бездоку­ментное обслуживание, архивное дело...

Учитель: Необходимым условием достижения эффективности работы секретаря является организация его рабочего места. Здесь следует иметь в виду следующее:

— рабочее место секретаря в приемной располагается рядом с кабинетом руководителя так, чтобы легко можно было видеть входящих;

— в приемной должны находиться только те предметы, которые непосредственно необходимы секретарю и другим работникам;

— мебель для посетителей должна находиться в зоне, хо­рошо просматриваемой секретарем.

Большую часть рабочего времени секретарь работает сидя, а это утомляет. Поэтому он должен иметь возмож­ность удобно вытянуть ноги, свободно встать, менять позу при работе на компьютере или пишущей машинке, чтении.

В комплект мебели для оборудования рабочего места секретаря обычно входят: канцелярский стол, вспомога­тельный стол или тумба для технических средств, стол для посетителей, стул или кресло подъемно-поворотное на колесиках, стулья для посетителей, шкафы или полки для хранения документов и дел, металлический сейф для хра­нения документов, штампов, бланков.

Учитель: Кроме профессиональных, у секретаря есть обязаннос­ти и светского характера. Успех деловых встреч, приема гостей и культурной программы зависит от умения и знания этикетных норм и имиджа секретаря.

Если в офис пригласили гостей, то секретарь заранее готовит встречу. Он подготавливает документы, образцы рекламной продукции, составляет варианты культурной программы. Встречает гостей, помогает раздеться и приглашает в комнату переговоров. В разговоре он сдер­жан, любезен, обменивается визитными карточками своей фирмы.

Посещая с гостями театр, секретарь должен помнить следующие правила. Если места в ложе, то гости занимают передние места. Передние места всегда предоставляются дамам, как бы ни был почтенен возраст мужчин и их поло­жение. В театре секретарь общается только с гостями.

Учитель: Если в офисе какое-либо торжество, то секретарь гото­вит пригласительные билеты, заранее их рассылает пригла­шенным или обзванивает их. Настаивать на приглашении можно с известным тактом и определенной долей настой­чивости. (Настойчивость в приглашении иногда приятна для человека, так как она доказывает, что его обществом дорожат.)

Для больших собраний и заседаний секретарь также го­товит пригласительные билеты даже тем, кому было сдела­но личное приглашение. Приглашение вежливее рассылать с курьером, чем по почте.

Никогда не посылайте по почте визитные карточки на­чальству или почетному лицу: их относят лично.

Часто на секретаря возлагается обязанность по подбо­ру сувениров для гостей фирмы. В качестве сувениров можно использовать недорогие предметы: записные книжки, календари, авторучки, пепельницы, значки... На эти предметы наносится название фирмы, иногда адрес и телефон. Этикет предполагает, что во время первой встре­чи подарки преподносит хозяин, пригласивший гостей, а не гости. При последующих встречах обмен ими стано­вится обязательным. При выборе подарка нужно по­мнить, кому он будет вручен и что было подарено этому человеку ранее.

Отправляясь по делу, да и в повседневной работе необ­ходимо обратить особое внимание на костюм. Непозволи­тельно являться в старом изношенном платье, но в то же время оно не должно иметь ни малейшего следа роскоши. Секретарь одевается в стиле деловой женщины, только чуть скромнее.

Секретарь должен придерживаться правил светского разговора. Крайне невежливо прерывать собеседников. Если необходимо что-либо сообщить шефу, секретарь пода­ет ему, молча записку и ждет ответа или прерывает беседу словами: «Прошу извинить меня...».

Учитель: В разговоре не следует спорить. Главное — уметь слу­шать и слышать говорящего. Расспрашивать поменьше, рассказывать больше, но еще больше слушать. Иронии и насмешки следует избегать. Разговаривать следует не шепо­том и не крикливо (ибо обе эти крайности вульгарны).

Во многом успех работы секретаря зависит от личных контактов с руководителем. А это возможно только при условии взаимного доверия. Секретарь помогает в планиро­вании рабочего дня руководителя, выполнении намеченных мероприятий, освобождает его от вспомогательных техни­ческих операций, фильтрует потоки корреспонденции, телефонные вызовы посетителей...

Учитель: Профессия секретаря, несмотря на высокий уровень обязанностей, относится к разряду обслуживающих. Выбор личного помощника всегда за руководителем. Он должен доверить ему не только свои секреты, но и секреты фирмы, свои привычки, методы работы, круг общения... Он следит за событиями личной жизни руководителя, например забо­тится о цветах для специальных случаев, поздравлениях. Для оказания помощи руководителю секретарь должен уметь рационально планировать свое рабочее время. Для этого полезно вести специальный календарь-дневник работы руководителя и секретаря, куда вносить данные, которые могут быть интересны руководителю, уточнять во­просы у специалистов... Секретарь должен информировать о текущих вопросах и корреспонденции утром через 2 часа после начала работы и вечером за 2—3 часа до окончания рабочего дня.

Учитель: Конечно, круг обязанностей секретаря гораздо больше того, что перечислено в этой главе. Чтобы быть ассом в этом важном деле, надо многому учиться и много работать над собой, своим культурным уровнем, своей профессиональ­ной квалификацией, изучать и запоминать правила этикета. И, что может стать главным, обладать сильным характером.

Наверное, можно сделать вывод, что основные психо­логические черты секретаря, его умение и способность вести себя с людьми приемлемы для человека любой про­фессии и положения.

V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок .

Учитель: Сегодня вы познакомились с ролью секретаря-референта в офисе, выде­лим его профессиональные качества, поговорим об этикете телефонных разговоров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: