Сегодня нам трудно представить себе жизнь без фотографии. Дети начинают фотографировать порой даже раньше, чем рисовать. Ведь для этого достаточно просто навести фотокамеру на объект, и нажать кнопку. Но так было не всегда.
История фотографии.
Когда – то фотография была очень сложным, трудоемким процессом, сопряженным с риском, она находилась на границе оптики, физики и химии. Сфотографироваться можно было только в особом месте – фотоателье, посещение которого было целым событием. Там фотограф колдовал перед огромной, размером с ящик, фотокамерой, потом долго проявлял пластину или пленку и только после этого печатал фотографию.
Начало истории в фотографиях относится к середине XIX века.
В 1839 г. Во Франции и Англии было почти одновременно объявлено о рождении фотографии. Но технология её получения была в каждой стране своя. Француз Л.Дагер изобрел метод, который позже в его честь назвали дагеротипией. Дагеротип – это изображение на медной пластине, покрытой солью серебра. Оно очень детализировано, но выполняется в единственном экземпляре. «Дагеротипомания» захватила Европу, она стала первым способом фотографии во всем мире. Сначала дагерротипы требовали длительной выдержки. Модель должна была позировать в течение получаса. Но усовершенствование химических процессов сократило время позирования. Первые работы Дагера и его современников – это портреты и снимки памятников архитектуры.
Л. Дагер
Дагеротипия. Первый портрет. Л. Дагер. Парижский бульвар
Так случилось, что Л. Дагер стал считаться изобретателем фотографии, а словом «дагерротип» теперь часто называют просто старый уникальный фотоснимок.
Но Л. Дагер не был единственным. Английский ученый- любитель У. Тальбот назвал свой метод калотипией. Именно ей было суждено стать основой будущей фотографии. Тальбот опубликовал работу «Карандаш природы», проиллюстрировав её фотографиями. Он предложил свой способ: получение негативов и позитивов на бумаге, при этом с одного негатива можно было получить множество одинаковых отпечатков. Негатив – это такое изображение, в котором все светлое выглядит темным, а темное – светлым. Но при печати с него получалось обычное, привычное нам изображение, которое назвали позитив.
|
Негатив У. Тальбот Позитив У. Тальбот
Позже, когда появились пленочные фотоаппараты, негативное изображение получалось на целлулоидной пленке, покрытой светочувствительным слоем. Отсняв, пленку проявляли в специальном составе. С проявленной пленки выполнялись отпечатки на фотобумаге (тоже светочувствительной). Эти отпечатки и называли фотографиями.
Фотография в России.
Знакомство России с искусством фотографии состоялось в том же год, когда она появилась. Член корреспондент Российской Академии наук И. Гамель отправился в Англию для изучения методов калотипии. Оттуда он выслал в Академию подробное описание метода и несколько снимков. Из Англии Гамель поехал во Францию, где познакомился с Л. Дагером и под его руководством выполнил несколько дагерротипов. Для Академии наук Гамель приобрел аппаратуру и принадлежности для фотографии.
Первым русским мастером, овладевшим методами дагеротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. Он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки.
|
Большой вклад в развитие русской фотографии внес Сергей Левицкий. Первые снимки он сделал на Кавказе. Дагеротипы с видами Пятигорска и Кисловодска были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль. Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков. Так в фотоателье появилась еще одна профессия – ретушёр.
Позже появился жанр фоторепортажа. Его основоположником стал Максим Дмитриев, открывший свою мастерскую в Нижнем Новгороде. Наиболее известны его «Волжская коллекция», в которой представлены виды Волги от истоков до устья, и альбом «Неурожайные 1891-92 годы в Нижегородской губернии. Он так же создал фотоальбом Всероссийской промышленной выставки и художественной выставки и фотопортрет М.Горького и ф. Шаляпина.
М. Дмитриев. Чебоксары М. Дмитриев. Дубовка, где жил Пугачев
М. Дмитриев. М.Горький и Ф. Шаляпин.
За эти годы технологии фотографии изменились. От уникальных дорогостоящих дагерротипов фотография перешла к микроколлодионному процессу, позволяющему тиражировать снимки.