Пояснительная записка
к творческому проекту
на тему:
«Образ Мери Поппинс»
Выполнила: Шипилова Татьяна
Руководитель творческого проекта: Саттарова Нелли Махмутовна
Тольятти
Содержание
Введение………………………………………………...3
1. Историческая часть………………………………….4
1.1. Шитьё………………………………………...……..4
1.2. Мода в одежде……………………………………..5
1.3. 30-е годы…………………………………………..8
1.4. 50-е годы ХХ века…………………………..……10
1.5. История возникновения нового стиля…………..12
2. Ход работы………………………………………….14
Заключение……………………………………………15
Приложение…………………………………………...16
Введение
Мери Поппинс – центральная героиня сказочных повестей английской детской писательницы Памелы Трэверс, няня-волшебница, воспитывающая детей в одной из лондонских семей. Она совершенство, истинный идеал для всех женщин. И внешний вид, и манеры говорят о ее прекрасном воспитании. Она всегда одета с иголочки, что подчеркивает ее изящество.
Когда мы думаем об изяществе, не приходят ли нам на ум образы женщин прошлого? 50-е годы ХХ века – самое элегантное время, пик высокой моды. Значит, и Мери Поппинс, как нестареющий персонаж, жила в этом времени.
Автору проекта предоставилась возможность запечатлеть свои эстетические предпочтения в данном творческом проекте.
Сочетание идеальной литературной героини и элегантный наряд 50-х годов прошлого века создали прекрасный образ, который и представлен предлагаемым вашему вниманию костюмом.
Историческая часть
Шитьё и пошив одежды
Шитьё — вид ручного труда.
|
Представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и тому подобного. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных.
Обычно шитьё ассоциируется с созданием одежды и домашнего текстиля (например, постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец, занавесей и так далее), однако оно применяется также при изготовлении обуви, игрушек, при пошиве парусов, обивочных и драпировочных работах, переплетных работах, а также при производстве некоторых спортивных товаров (например, мячей). Шитьё — это общее название для нескольких видов рукоделия, включая вышивание, стёганое полотно, аппликацию, лоскутное шитьё.
Пошив одежды – процесс создания новой одежды.
Пошив одежды неразрывно связан с модной индустрией, которая берет свое начало еще в далеком прошлом. Одежда в современном понимании появилась во времена древних цивилизаций, таких как древнеегипетская или древнекитайская. И уже тогда одежда говорила о статусе человека, его жизни и отношении, которое следует к нему проявлять.
Мода в одежде
Мода в одежде — смена форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени. Это словоупотребление (быть одетым «по моде») восходит к XVII веку, когда французская придворная мода стала образцом для всех европейских стран. Мода подразумевает сочетание различных элементов: прическа, элементы одежды, крой, цвет, аксессуары, которые принимают участие в создании модного образа.
|
Мода в одежде связана с визуальным приближением тела к принятым идеалам и образцам. Например, в Китае, Японии и европейском костюме были приняты различные виды деформации. В Японии девочкам изменяли строение ступни, ограничивая ее рост — считалось признаком аристократизма. В Европе корсет корректировал очертания всего тела. Кринолин подчёркивал достоинство и общественное положение. Отчасти большой расход ткани на шлейф или платье являлся показателем принадлежности к тому или иному сословию.
Высокая мода (фр. Haute Couture), что дословно переводится как «высокое искусство пошива», означает индивидуальный пошив одежды высокого уровня качества и соответственной ценовой категории. Так как мастерство швейного искусства претендовало на звание высочайшего, то и Высокая мода стала высшим сегментом фэшн-рынка. Исторически сложилось, что мировой столицей Высокой моды стал Париж, в котором в 1858 году англичанин Чарльз Уорт создал сначала свой первый Дом моды, а потом учредил Синдикат Высокой моды (фр. Chambre syndicale de la haute couture parisienne) — объединение Домов моды, которые обшивали аристократию и финансовую верхушку общества.
Во время работы в швейном ателье одной из парижских мануфактур, Уорт женился на сослуживице — манекенщице Мари Верне. Модели шляпок и платьев, создаваемые Уортом для жены, начали пользоваться спросом среди клиентов, которые просили пошить для них копии. Найдя богатого компаньона-шведа, Уорт организовал собственное дело, которое вскоре оказалось в сфере интересов французской императрицы Евгении, известной законодательницы мод той эпохи. Клиентами первого Дома Высокой моды стали многие аристократки и известные женщины того времени, в том числе княгиня Паулина фон Меттерних и актриса Сара Бернар. Клиентки приезжали к Уорту в Париж даже из Бостона и Нью-Йорка.
|
Уорт известен как законодатель новых женских модных форм, ликвидацией излишних рюшей и оборок. Предлагал своим клиентам огромный ассортимент тканей и тщательную, педантичную подгонку по фигуре. Вместо того, чтобы позволить клиенту диктовать дизайн, Уорт первым распределил коллекции моделей одежды по сезонам, он четыре раза в год устраивал показы мод. Клиентки выбирали модели, которые потом отшивались из тканей по индивидуальному выбору и с учётом размеров и особенностей фигуры. Уорта считают революционером в швейном бизнесе. Он первым увидел в портном художника, а не просто ремесленника, и присвоил ему ранг «кутюрье».
Е годы ХХ века
24 октября 1929 года, в так называемый «черный четверг», начался банковский кризис в Америке. Великая депрессия. Деньги обесценились, вырос уровень безработицы, и это не могло не отразиться на моде. Вместо роковой женщины двадцатых появилась женщина-мать, женщина-патриотка.
В эти времена крой одежды стал сложнее. Качество готовой одежды, выпускаемой массово, заметно повысилось. Голливуд является законодателем моды в США. Но даже здесь стали появляться фирмы, которые торговали при помощи каталогов, пересылаемых по почте. Эти фирмы распространяли новые модные модели миллионными тиражами.
Длинные юбки стали эталоном моды в кризисные времена тридцатых годов. В 1929 году Жан Пату первым предложил длинные платья и юбки, линия талии которых была на своём месте. После этого нововведения все дома моды удлинили свои модели в два этапа. Сначала длина платьев и юбок достигала середины икры, а немного позже опустилась почти до щиколотки. Дамы, следящие за модными тенденциями, самостоятельно удлиняли свою одежду. Они пришивали клинья и различные оборки.
Очень популярной одеждой 30-х годов был женский уличный костюм, существовавший в самых разнообразных вариантах. Верхняя одежда – пальто и жакеты отличались необыкновенной элегантностью и многообразием фасонов.
Для каждого вида одежды, в том числе и для костюма, было характерно большое разнообразие фасонных линий и отделок. Крой костюмов усложнился, стал опираться на геометрию, придающую силуэту четкость.
Широко применялись в костюме декоративные детали, украшения. Шляпка, сумочка, перчатки и обувь — вот что должно было быть в одной цветовой гамме. Аксессуары подбирались очень строго. Как правило, они были чёрного или коричневого цвета, а летом — белого цвета.
Подобранные таким образом аксессуары, легко подходили к любому платью или костюму, что было актуальным в период кризиса. В моде 30-х годов аксессуары играли огромную роль. Ведь большинство женщин тех годов, кроме шляпки или сумочки, ничего другого позволить себе не могли.
Е годы ХХ века
В 50-е в моде наступала новая эпоха. После лаконичной бедной одежды военного времени женщины хотели мягких силуэтов и изобилия тканей. Феминистки, и в частности депутат английского парламента Мэйбл Райдилг, заявили, что новый силуэт не несет никакого прогресса: «Новый облик напоминает птичку в золотой клетке». Но именно это и желали многие женщины после ужасов войны: быть оберегаемыми, изнеженными, не отвечающими ни за что. Через несколько лет направление уже стало само собой разумеющимся. Оно воспринималось как обещание благополучия, жизнерадостности, элегантности, служило стимулом к развитию.
Когда мужчины вернулись с войны домой, женщины также вернулись домой в качестве жен, матерей и домохозяек. Произошла миграция в недавно построенные пригороды, где жизнь предполагалась быть идеальной и традиционной. Общество стало консервативным, благосостояние росло. Расизм и антикоммунизм были безудержными. Была атмосфера соответствия - все хотели действовать и выглядеть «нормально». Даже подростки приняли формальность в течение школьного дня, но предпочитали новую повседневную одежду в выходные.
Мужчина был кормильцем, а женщина - «счастливой домохозяйкой». Вместо того, чтобы скупиться и экономить, женщины стали тратить много денег на одежду. Их появление было связано с успехом их мужа. Даже если она не была богата, поиск одежды стал навязчивым занятием. Радио, телевидение и журналы ежедневно напоминали женщинам о желании быть красивыми для своих мужей.
Иконами того времени стали Мэрилин Монро, Одри Хепберн, Софи Лорен и Элизабет Тейлор. На них равнялись, им подражали. Их считали совершенством, идеалом, к которому следовало стремиться.
История возникновения нового стиля
Не остается в стороне и индустрия моды благодаря французскому кутюрье Кристиану Диору, имя которого впоследствии будет золотыми буквами вписано в историю моды. Именно Диор стал законодателем моды 50-х и подарил миру новый совершенный женский образ: женственный и элегантный.
Он безошибочно сумел понять, в чем нуждались женщины послевоенного времени. Им надоело быть «солдатами в юбках» и хотелось почувствовать себя принцессами. В 1947 году Кристиан Диор представляет свою первую коллекцию Corolle (что означает «венценосная»), которая становится зарождением нового стиля — Нью-лук.
Коллекция состояла из 90 моделей, которые сформировали новый идеал женщины. В представлении Диора женщина — это хрупкий и нежный цветок. Диор очень любил цветы и эта идея женщины-цветка легла в основу создания коллекции. В силуэтах моделей кутюрье подчеркивал женственность, выделяя осиную талию, высокий бюст и округлые бедра.
Такой силуэт сегодня известен нам под названием «песочные часы». Заданному идеалу старались соответствовать все. В 50-е годы эталоном красоты считался образ пышной, статной красавицы с округлыми плечами и тонкой талией. Девушки с худой комплекцией тогда напоминали о голодных временах войны.
Соответствовать заданному идеалу оказалось непросто. Но Нью-лук нашел для модниц подходящее решение — живот утягивался при помощи грации или скрывался под широкими складками многослойных юбок, а линию талии делали завышенной и подчеркивали широким поясом.
Такой подход позволял скорректировать практически любые недостатки фигуры, за что подобный фасон модельеры назвали «совершенным».
На самом деле, все, что применял в создании своей коллекции Кристиан Диор — это хорошо забытый период Рококо XVIII века. Там присутствовали те же пышные юбки, покатые плечи, корсет и глубокое декольте. Наряд в стиле Нью-лук дополнялся перчатками и шляпками. Практически, Диор вернул в современность тех дней моду французских королей.
Стиль Нью-лук — это не только наряд с определенными фасонами. Кроме платьев и костюмов Диор предлагал женщинам готовые решения: головные уборы, туфли, шейные платки, ремни, сумочки, солнцезащитные очки, украшения.
Именно Кристиан Диор задал тренд на подбор аксессуаров в тон костюму. Если наряд был украшен контрастной отделкой, все аксессуары от головного убора до обуви подбирались ей в тон. Только украшения избегали это правило и должны были сочетаться между собой.
Классические фасоны Нью-лук — платье-футляр и юбка-карандаш сегодня не теряют своей актуальности, а модные дома периодически выпускают свои коллекции с элементами знаменитого стиля, возвращая нас в эпоху женственности и элегантности.
Ход работы
Как только тема проекта была определена, возникла потребность в наработке материала: изучались книги, история, история искусств, разные техники и приемы. Интересная информация также была взята и из ресурсов интернета. Потом делались копии работ других модельеров, как полные, так и частичные (только техника, только композиция, только цветовое решение и т.д.) Дальнейшая работа включала в себя поиск эскизов, разработку начальных набросков костюма.
Перед тем как окончательно определиться с техникой, велась работа над изучением разных приемов и особенностей моделирования одежды. Продолжалась работа с копиями.
После анализа первого материала было принято решение остановиться на образе Мэри Поппинс и двигаться в этом направлении. Началась работа над ансамблем костюма.
Была проведена работа по анализу аксессуаров. Было принято решение использовать сумку и зонт, на которых было решено изобразить сцены, отсылающие к литературной основе героини. Также были использованы перчатки, шарф, ремень и шляпа.
Когда композиция была утверждена, велась работа над цветовым решением. Перед переходом к пошиву платья и изготовлению аксессуаров была определена модель, подходящие варианты частей костюма.
Костюм изготавливался на определенного человека, который и представит его.
После оформления работ составлялась и редактировалась пояснительная записка, велись приготовления к защите.
Заключение
В заключение хочется отметить, что исполнение проекта весомо обогатило мой творческий опыт в работе с одеждой и моделированием.
Знания, которые были получены на занятиях, очень пригодились при выполнении творческого проекта. Занятия истории искусства помогли в исследовании, а станковая композиция в разработке образа и воплощении его в жизнь. Работа над проектом помогла лучше узнать историю моды и творчество знаменитых модельеров.
Пусть окружающий мир и меняется, но неизменным остается отношение людей к прекрасному и эстетичному. Каждый день на свете появляется что-то новое, необычное, но человечество всегда будет обращаться к прошлому, ведь все новое – это хорошо забытое старое.
Приложение
Итоговые работы