Проблема проекта.
В современном мире интерактивности стало все сложнее родителям заниматься воспитанием детей. Это, в первую очередь, связано с их возрастом и образовательным статусом, во- вторых с загруженностью рабочего дня родителей, и в-третьих, с семейным положением (неполная семья, гражданский брак). В результате, на начальном этапе формирования личности ребенка, в семьях не достаточное внимание уделяется выстраиванию правильного взаимопонимания между ребёнком и матерью, хотя это имеет очень большое значение для развития личности ребёнка. Детям в силу возраста, трудно понять, что мама, так же как и они сами, нуждается во внимании и заботе, благодарности и помощи. В результате обозначенных причин в процессе роста, ребенок всё чаще любовь к маме связывает с материальными ценностями, а не духовными. И поэтому необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, маме, с первых лет жизни. Ребенок должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и матери – главной хранительницы семейного очага.
Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме, является главным в его нравственном воспитании.
Актуальность проекта.
В России, отмечать «День Матери» стали сравнительно недавно. Хотя невозможно поспорить с тем, что этот праздник - праздник вечности: из поколения в поколения для каждого человека мама – самый главный человек в жизни.
Новый праздник – День Матери основан Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года и празднуется в последнее воскресенье ноября.
Праздник «День матери» служит, напоминаем необходимости уважительного отношения не только в обществе, но и в семье. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.
А в условиях образовательно-воспитательной системы дошкольного учреждения, помочь семьям правильно организовывать взаимоотношения с ребенком, может организация совместной проектной деятельности, направленной на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме. В атмосфере творческого взаимодействия детей с родителями в проекте, они смогут лучше узнать, понять и принять друг друга, проявляя уважение и любовь, чувство сопереживания и взаимопомощи, что и будет способствовать обогащению нравственных культурных практик ребенка, формирующих его личность.
Цель проекта.
Организация культурных практик старших дошкольников, способствующих формированию социально-нравственных культурных умений, обеспечивающих эмоционально-ценностные взаимоотношения ребенка с мамой; формирующих целостное представление образа матери-хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.
Задачи проекта:
- обобщить знания детей дошкольного возраста о международном празднике «День матери»; познакомить с историей возникновения праздника «День матери»;
- дать представление о значимости матери для каждого человека, и не только ребенка, но и взрослого; углубить знания детей о роли мамы в их жизни;
- способствовать созданию и сохранению семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье;
- учить детей проявлять внимание и выражать благодарность своим матерям за заботу посредством разнообразных видов деятельности;
- способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме развитию эмоциональной отзывчивости у детей, терпимости, понимания взаимопомощи; проявлять уважение к ее труду;
- воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к женщине.
Вид проекта: информационно-творческий.
Тип проекта: групповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).
Прогнозируемый результат.
Участие детей в совместной проектной деятельности посредством организации с ними особых культурных практик:
- обогатятся знания о празднике «День матери» в России, его традиции;
- пополнятся знания о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе, воспевающих образ женщины;
- расширятся коммуникативные навыки детей, способствующие развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказа о маме;
- сформируется уважительное отношение к маме, стремление заботится о ней;
- активизируется познавательная, творческая деятельность детей через исполнительскую (пение, танцы), художественно-продуктивную деятельность, участие в празднике;
- появится стремление к доброжелательному общению в играх и других видах совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- проявится стремление к выполнению значимых заданий, добрых дел для семьи, детского сада.
- совершенствуется уровень накопленных культурных навыков взаимоотношений детей и родителей;
Участие родителей в совместной проектной деятельности с детьми, посредством организации особых культурных практик:
- активизирует заинтересованность участия в творческой и информационно-поисковой деятельности;
- позволит познакомить с произведениями поэтов, писателей и художников на тематику о матери для детей;
- повысит компетенции, посредством консультаций, бесед, разнообразной информационно-методических материалов и совместной творческой, продуктивной деятельности со всеми участниками проекта;
- стимулирует к проявлению своей коммуникабельности, доброжелательности и дипломатичности;
- повысит заинтересованность в продолжительном взаимодействии и сотрудничестве;
- активизирует участие в создании предметно – развивающей среды: пополнении уголка театрализованной деятельности (одежда для сюжетно-ролевой игры «Семья»), книжном уголке (стихотворения, рассказы о маме). Оказании помощи в изготовлении дидактической игры «Составь портрет мамы».
Педагоги в процессе разработки содержания культурных практик для детей в проектной деятельности:
- будут способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контактов между родителями и работниками детского сада, совершенствуют стиль партнёрских отношений;
-повысят профессиональную компетентность.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- иллюстрации о матерях;
- художественная литература о маме;
- видеофильмы;
- аудиокассеты;
- магнитофон;
- компьютер;
- альбом, цветная бумага, кисти, карандаши, восковые мелки, ножницы, клей.
Основной раздел программы - социально-коммуникативное развитие.