_______________________________________________________________________.
Задание №3.
Обозначь на схеме основные стороны горизонта.
Задание №4.
Обозначь на схеме основные и промежуточные стороны горизонта.
Задание №5.
Заполни пропуски.
А) Если встать лицом к северу, сзади будет__________________________, слева - __________________, справа - ___________________________.
Б) Если встать лицом к югу, то сзади будет______________________, слева - __________________, справа - ___________________________.
В) Если встать лицом к западу, сзади будет__________________________, слева - _________________, справа - ____________________________.
Г) Если встать лицом к востоку, сзади будет_________________________, слева - _________________, справа - ____________________________.
Подобные задания заставляют детей думать логически, что способствует формированию пространственного мышления. Можно использовать задание № 5 в качестве игры - упражнения. Образовать круг, водящий (сначала педагог, позже и сами дети) становится в круг и задаёт вопросы, каждый играющий, образующий круг отвечает. Ответивший неправильно - выбывает из игры, выходит из круга.
Задание №6.
Напиши обозначения противоположных сторон горизонта.
А) С - В – б) СВ - СЗ -
З - Ю - ЮЗ - ЮВ -
Задание №7.
Нарисуй, по каким природным признакам можно определить стороны горизонта.
Рисунки могут быть самыми разнообразными: деревья, которые стоят отдельно; муравейники около дерева; пень, годовые кольца спиленного дерева.
Задание №8.
Посмотри на план-схему похода ребят.
Ребята пошли из школы сначала на северо-восток, затем на север, затем на восток и дошли до домика лесника.
Подумай, как будет меняться направление движения ребят на обратном пути. Составь схему обратного пути.
|
Задания по теме «Компас»
Задание №9.
Укажи стрелками части компаса
МАГНИТНАЯ СТРЕЛКА
КОРПУС
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ
Задание №10.
Обозначь на компасе основные и промежуточные стороны горизонта.
Список литературы
1. Катюшин, В. А. Мосин С. И. Охотнику, рыбаку, туристу [Текст]/ В.А.Катюшин, С.И. Мосин.– Кемерово: изд-во «Притомское», 1997.-56 с.
2. Краткий справочник туриста [Текст]/ Автор - сост. Ю. А. Штюрмер. 3-е изд., с изм. И доп. – М.: Профиздат, 1985.- 272с.
3. Мельчаков, Л.Ф. Скаткин М. Н. Природоведение [Текст]: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. / Авторы-сост. Л.Ф. Мельчаков, М.Н. Скаткин. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992.-186с.
4. Плешаков, А. А. Природа [Текст]: учебное пособие для начальной школы/ Автор-сост. А.А. Плешаков. - Ульяновск.: Изд-во «Вентана – Граф», 1995.- 135с.
5. Плешанов, Е. А. Я + Природа [Текст]: учебно-справочное пособие/ Е.А. Плешанов. – Воронеж, 1997.-206с.
6. Шелегин, Н. Н. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным [Текст]: основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для учащихся начальной школы/ Н.Н. Шелегин.– Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997.-84с.
Приложение 1
Словарь терминов
1. АЗИМУТ - горизонтальный угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана до заданного направления (предмета, ориентира) в пределах от 0 до 360 градусов.
2. ГОРИЗОНТ - видимое вокруг нас пространство.
3. ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА - граница видимого пространства, где небо как бы сходится с поверхностью земли.
|
4.КАРТА – это уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определённом масштабе. Видов карт очень много.
5. КОМПАС – это прибор для определения сторон горизонта.
6. МАСШТАБ - уменьшенная мерка, которую при черчении условно принимают за какую-нибудь большую меру.
7. ПЛАН – это чертёж отдельных предметов, помещений, местности в масштабе. На плане предмет изображают таким, каким он виден, если на него смотреть сверху.
8. СПОРТИВНАЯ КАРТА – карта, использующаяся в соревнованиях по ориентированию, представляющая собой уменьшенное во много раз плоское графическое изображение местности, выполненное при помощи специальных условных знаков. Отличительная черта современных спортивных карт - высокая точность и подробность. На них отображены все дорожки, тропинки, отдельные строения, т. е. все предметы и естественные образования, имеющиеся на местности.
9. Топографическая карта - точное уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определённом масштабе и с помощью условных знаков.
10. Условные топографические знаки – специальные знаки, обозначающие на топографических картах объекты живой и неживой природы. Для туриста - это азбука, знание которой необходимо для чтения карты. Различают три вида знаков: масштабные, внемасштабные, пояснительные.
Масштабные условные знаки – знаки, изображающие местные предметы (населенные пункты, участки леса, пашни, озера, болота, крупные реки), которые по своим размерам могут быть выражены в масштабе карты. Внешние границы таких местных предметов показывают на карте сплошными линиями (озера, реки) или точками (контуры леса, луга, болота) в точном соответствии с действительными очертаниями на местности. Площадь внутри контура на карте покрывается краской соответствующего цвета или заполняется условными знаками.
|
Внемасштабные условные знаки – знаки, изображающие местные предметы, которые не могут быть выражены в масштабе карты, но имеют важное значение: колодцы в пустыне, зимовка в тайге и др. Эти местные предметы изображаются на картах увеличенными.
Пояснительные условные знаки – знаки, дающие дополнительную характеристику местным предметам с помощью цифр, собственных наименований объектов и подписей. Например, если в контуре леса имеется изображение лиственного дерева, то это показывает, что лес лиственный. Порода, высота, диаметр и густота деревьев указывается записью (береза, высота —25 м, диаметр —0,28 м, расстояние между деревьями — 5 м). Буквенно-цифровые обозначения и подписи применяются для количественной и качественной характеристики местных предметов.
Приложение 2