Культура СССР в середине 60-х – первой половине 80-х годов




 

Система образования в рассматриваемый период являлась, как и прежде, сильно идеологизированной, значительное внимание уделялось «коммунистическому воспитанию», большее место в системе образования стало занимать изучение официального марксизма-ленинизма. При этом потребности экономики и научно-технической сферы требовали повышения общеобразовательного уровня населения. В начале 70-х гг. в СССР было введено всеобщее обязательное десятилетнее среднее образование (раньше в средней школе учились 8 лет). Появились школы с углубленным изучением отдельных предметов. Среднее образование давали также ПТУ и техникумы. Число высших учебных заведений увеличилось в 60-80-е гг. на треть.

Наука в СССР так же, как образование, финансировалась из бюджета, и руководство ее осуществляли государственные органы в соответствии с заранее утверждаемыми пятилетними планами. По инвестициям в науку СССР превосходил некоторые развитые страны Запада, однако большая часть финансирования научных разработок была связана с решением военных задач, и в этой сфере СССР удалось достичь значительных успехов, обеспечив ядерный паритет с державами НАТО. Ряд созданных и усовершенствованных в тот период систем вооружений, например, система залпового огня «Град», продолжает использоваться и в настоящее время.

Большое развитие получили и исследования космического пространства. В 1965 г. советский космонавт А. Леонов впервые вышел из космического корабля в открытый космос. В 1970 г. на Луну была доставлена первая в мире автоматическая станция «Луноход-1».

Гуманитарные и общественные науки были сильно идеологизированы и подчинялись партийному контролю. Целый ряд тем был полностью закрыт для исследователей. Уже во второй половине 60-х гг. развернулась кампания против «очернительства истории», в рамках которой жесткой критики на страницах партийной печати был подвергнут ряд исследователей истории советского общества. Показательный характер носило «дело» историка А. Некрича, получившее известность в 1966 г. Его книга «22 июня 1941 г.» была охарактеризована как клеветническая за то, что в ней говорилось об ошибках сталинского руководства накануне Великой Отечественной войны. Некрич и его единомышленники получили серьезные взыскания, впоследствии автору пришлось эмигрировать из СССР. В начале 70-х гг. за отход от партийных идеологических установок было осуждено «новое направление» в исторической науке (академик П. Волобуев и др.), представители которого стремились по-новому взглянуть на особенности исторического развития России и предпосылки революции 1917 г. Вместе с тем, в 60-80-е годы в СССР продолжалась плодотворная научная деятельность целого ряда выдающихся исследователей-гуманитариев, таких, как историк Б. Рыбаков, философ М. Мамардашвили, экономист А. Кронрод и др.

В период хрущевской «оттепели» роль и влияние творческой интеллигенции существенно возросли. Были опубликованные некоторые запрещенные ранее произведения М. Булгакова, О. Мандельштама и др., которые оказали влияние на деятелей искусства 60-80-х гг., и, несмотря на ужесточение государственной политики в области цензуры, полностью повернуть вспять этот процесс оказалось уже невозможно.

Художественная литература. В ней в описываемый период возникло несколько направлений. Писатели и поэты, считавшиеся «либеральными», группировались вокруг журнала «Новый мир» под руководством А. Твардовского. Среди них следует назвать Ю. Трифонова, А. Битова и др. Вообще в условиях плановой экономики книгоиздание существенно отставало от читательского спроса, и «толстые журналы» позволяли хотя бы частично восполнить такой дефицит. Кроме того, ряд авторов, в частности, поэты обращались непосредственно к читателям, выступая с публичным чтением своих произведений (Е. Евтушенко, А. Вознесенский и др.), что способствовало подъему в обществе интересу к поэзии. Среди писателей выделялась также группа «деревенщиков» (В. Распутин, В. Белов и др.), отстаивавших, насколько это было возможно, традиционные, «почвеннические» ценности. Многие авторы обращались к теме Великой Отечественной войны (Б. Васильев, В. Быков), поднимая такие гуманистические темы, как ценность человеческой жизни.

Некоторые авторы, чье творчество не вписывалось в установленные идеологические рамки, стремясь донести свои произведения до читателей, пытались публиковать их за рубежом (изданные за границей произведения именовались «тамиздатом»). Власть решительно боролась с диссидентами не только в политике, но и в области культуры. В 1966 г. состоялся первый после смерти Сталина политический процесс над писателями Ю. Даниэлем и А. Синявским, которые печатались за рубежом, писатели были приговорены к лишению свободы.

Театр. Несмотря на цензурные ограничения, на театральной сцене заявили о себе режиссеры-новаторы. Наиболее ярким примером стал Театр на Таганке в Москве (режиссеры Ю. Любимов, А. Эфрос), ведущим актером которого был автор-исполнитель Владимир Высоцкий, чьи песни в магнитофонных записях получили широкое распространение в народе.

Кинематограф. В эти годы были осуществлены широкомасштабные экранизации классических произведений русской литературы («Война и мир», «Идиот» и др.). Большой популярностью пользовались комедии режиссера Л. Гайдая. В то же время творчество ряда талантливых режиссеров (в частности, А. Тарковского) из-за идеологических ограничений оказалось недоступно широкой зрительной аудитории.

Изобразительное искусство. В 60-80-е гг. большое внимание уделялось монументальному искусству, ярким примером служит мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде. Художникам, как и писателям, предписывалось руководствоваться принципами социалистического реализма. Те мастера, чье творчество не вписывались в эти жесткие рамки, организовывали свои выставки самостоятельно, но эта деятельность осуждалась властями. Целому ряду художников пришлось эмигрировать (М. Шемякин, Э. Неизвестный).

Опера, балет, музыка. Российский балет заслуженно пользовался известностью и популярностью во всем мире. Однако многие артисты также эмигрировали в стремлении к свободе творчества (артист балета Р. Нуриев, певица Г. Вишневская, музыкант М. Ростропович и др.). В середине 70-х гг. в СССР возникли первые рок-группы, часто им приходилось выступать на частных квартирах, т. к. доступ на концертные площадки был для них закрыт или затруднен («Машина времени», «Аквариум» и др.). Продолжала развиваться авторская песня, интерес к которой также был обусловлен стремлением выйти за партийно-идеологические рамки (В. Высоцкий, Ю. Визбор).

Процесс развития культуры в 60-80-е гг. имел противоречивый характер. Наряду с более широкими возможностями приобщения граждан к достижениям культуры, увеличением финансирования науки и образования, возникновением новых направлений во всех областям художественного творчества, действовал жесткий идеологический диктат, препятствовавший развитию науки (в первую очередь общественной и гуманитарной) и культуры. Усиление идеологического давления вследствие развития консервативных тенденций в партийно-государственной политике вызвало отток из страны части интеллектуальных и творческих сил.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: