Методы нейропсихологии и кинезиологии в работе школьного психолога




Лоншакова Ольга Геннадьевна, педагог-психолог

Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба

Несколько лет назад я пришла работать в школу, и надо сказать мне повезло – я попала в коллектив начальной школы МОУ СОШ № 75 г. Черноголовка М.О., где люди не разучились переживать за своих учеников и работой с детьми «болеют». С первых же дней моего появления педагоги проявили заинтересованность к работе психолога. Запросы были разные, но большинство волновал уровень развития детей, поступающих в первый класс, и, конечно же, ежегодное увеличение количества детей с проблемами в обучении.

Результаты диагностики готовности детей к школьному обучению по стандартным методикам меня мало устраивали, т.к. не раскрывали причину не готовности к школьному обучению, а, главное, не показывали пути перехода в готовность к нему. Захотелось не просто констатации факта, а возможности оказания детям реальной помощи по пути следования. Для этого потребовался поиск новейших теоретических разработок и практических методик реабилитации и развития младших школьников массовой общеобразовательной школы. В результате – семинары и курсы одного из ведущих нейропсихологов страны к. псих. н. Цветкова А. В. в ЦППО АСОУ, занятия на курсах в ООО БЦПК «Профиль» под руководством Моксиной С.А., Копыриной А.С. и в дополнении к ним – демонстрационные занятия Зегебарт Г. М. – автора комплексной коррекционно-развивающей методики «Ученье без мученья», в основе которой лежат нейропсихологические процессы.

Полученные знания в области нейропсихологии детского возраста помогли найти разумные объяснения истоков трудностей и проблем, лежащих в основе неуспеваемости детей современной начальной школы и определить возможные и практические пути организации реальной помощи им по этому направлению в рамках школы.

За период 2006/2009 учебных годов мною было проведено психологическое обследование учащихся первых классов с использованием нейропсихологических методик, предложенных Л. С. Цветковой, которые базируются на классическом (по А. Р. Лурия) методе нейропсихологического анализа[4,5]. Результаты исследования позволяют говорить о наличии двух групп первоклассников, вызывающих серьёзные опасения. Практически 50% от общего числа обследованных детей имеют ярко выраженные проблемы в развитии. Для них отмечается отставание в эмоционально-волевой сфере, слухоречевой памяти, слухового восприятия, концентрации внимания. Во второй группе (практически 30% детей) присутствуют эти же проблемы, однако выраженные не столь ярко, как в предыдущей. Кроме того, было установлено, что у 45% обследованных детей выявляется статико-моторная недостаточность, и у 80% – несформированность различных компонентов движений, а именно – динамических характеристик двигательной активности.

Результаты данного обследования подтверждают наличие в обычной общеобразовательной школе детей с отклонениями в психическом развитии. Как указывают многочисленные литературные источники, при работе с такими детьми в рамках общепринятых психолого-педагогических приёмов и методик обучения для усвоения школьной программы им требуется по меньшей мере в два раза больше времени.

Исходя из полученных результатов были выбраны пути комплексной коррекционно-развивающей работы, основанные на методе нейропсихологической коррекции, предложенной А. В. Семенович, одной из составляющих которой является кинезиология.

Авторы кинезиологии – Пол и Гейл Деннисон – в своё время поставили и решили задачу улучшения процесса усвоения информации с помощью простых и доступных каждому двигательных упражнений. Первое упоминание об упражнениях Образовательной кинезиологии США и программе «Гимнастика мозга» Деннисона П. и Деннисона Г. появилось в России, благодаря переводу с английского канд. психол. наук С.К. Масгутовой, сделанного ею в рамках Частного Образовательного Учреждения Психологической Помощи [2].

Сам термин «кинезиология» отражает суть метода – греческое «кінесіс» означает движение, а «логос» – наука. Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга. За внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела. Научно доказано, что с помощью определенных физических упражнений деятельность тела и мозга интегрируются, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной. Более того, могут быть подобраны конкретные упражнения для рук, ног, глаз, языка и пальцев, способствующие как формированию, так и активизации работы конкретных зон коры головного мозга, в частности, чтения, речи и письма.

Данное направление не является чем-то новым – в психологии давно существуют, по крайней мере, несколько течений, акцентирующих внимание на изучении процессов, происходящих именно при движения тела человека и их взаимосвязи с мышлением в рамках целостной системы «интеллект – тело». Благодаря этому можно не только поддерживать себя в активной физической и эмоциональной форме, но и качественно улучшить процесс восстановления после болезни или же травмы.

Работа с комплексами кинезиологических упражнений позволяет, в кратчайшие сроки и устойчиво изменить способность учащегося усваивать и перерабатывать информацию.

Имея ввиду всё вышеизложенное, в психологические коррекционно-развивающие занятия с учащимися нашей школы включены упражнения программы «Гимнастика мозга», которая учитывает единый подход к обучению и коррекции развития – ребенок способен развивать сам себя, используя внутренние механизмы своего двигательного потенциала..

Программа включает следующие виды упражнений: растяжки; дыхательные; глазодвигательные; телесные перекрестные; для развития мелкой моторики рук; релаксационные; для развитие коммуникативной и когнитивной сферы; игры по правилами.

Данные виды упражнений способствуют: развитию мелкой и крупной моторики рук, активизации различных отделов коры больших полушарий, повышению способности к произвольному контролю, активизации нервной системы тела, активизации межполушарных связей, активизации различных отделов мозга, поддержанию и развитию нейрофизиологических связей между телом и мозгом, профилактике дислексии и дисграфии [6, 7, 8].

Развитие и активизация перечисленных функций помогают весьма успешно проводить групповую коррекцию в различных областях психики детей: саморегуляции, концентрации внимания, снижения тревожности, повышения стрессоустойчивости; адаптационных возможностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: