Основным требованием методики «Гимнастика мозга» является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Перед выполнением комплекса левая рука детей маркируется (банковской резинкой или же любым иным доступным способом), что бы избежать путаницы.
Комплекс включает несколько этапов. И первый из них – ритмирование.
РИТМИРОВАНИЕ – это подготовительная процедура, предваряющая комплекс упражнений в рамках «Гимнастики мозга». Оно включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, которые могут выполняться стоя, сидя, а при необходимости и лежа, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений. Показателями ритмированного состояния тела являются четыре свойства: энергетичность, равновесие в работе левой и правой половины тела и полушарий мозга, активность, положительный настрой (как готовность принять новое обучение) [9].
При выполнении всех упражнений перед ведущим встает задача контроля точности фиксации пальцев, головы, глаз, координации работы рук и ног ребенка.
Ритмирование включает в себя:
- Обязательное питье чистой воды, позволяющее повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы.
- Упражнение «Кнопки мозга», позволяющее привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливающий его к восприятию сенсорной информации.
Для выполнения процедуры необходимо:
- одновременное массирование большим и средним пальцами левой руки парных точек в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок;
- провести стимулирование точек 10 раз;
- поменять положение и провести стимулирование точек еще 10 раз.
Данное упражнение формирует кинестетическую базу для зрительных навыков, что способствует профилактике дислексии и развивает способность ребенка пересекать центральную среднюю линию тела, что является чрезвычайно важным для его общего психофизического развития.
|
- Упражнение «Перекрестные шаги», способствует развитию интегрированных связей обоих полушарий и формированию причинно – обусловленного уровня мышления.
Упражнение является медленной перекрестной ходьбой на месте под счет ведущего, при выполнении которого ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения «локоть – колено». Упражнение может быть модифицировано: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет ведущего.
- Упражнение «Крюки», оказывает влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга, состоит из нескольких частей:
Часть I.
- скрестить ноги;
- скрестить выпрямленные вперед руки ладонями друг к другу;
- соединить пальцы в замок;
- вывернуть соединенные в замок руки к груди;
- положение головы прямое, взгляд устремлен вверх;
- фиксировать положение головы, рук и глаз под счет ведущего до 20.
Часть II.
- скрестить ноги;
- соединить кончики пальцев широко раскрытых ладоней (от больших к мизинцам), образовав тем самым «корзиночку» и развернув при этом кисти рук так, чтобы сомкнутые большие пальцы – «ручка корзиночки» были направлены к груди;
- развести локти в стороны, плечи расправить;
- держать голову прямо, взгляд опустить на «корзиночку»;
- фиксировать положение под счет ведущего до 20.
Часть III.
|
- соединить стопы и колени;
- выпрямить руки над головой, плотно соединив ладони (пальцы ладоней прижаты друг к другу и направлены вверх); взгляд обращен вперед;
- медленно опускать руки до тех пор, пока предплечья не образуют горизонтальную линию; взгляд обращен вперед;
- зафиксировать положение рук и глаз под счет ведущего до 20 [3].
«Крюки» способствуют усилению межполушарной интеграции, улучшают координацию тонкой моторики и формальное причинно-следственное мышление.
После ритмирования тело и мозг подготовлены к проведению основного комплекса упражнений.
Также на занятиях и в динамических паузах урока проводится пальчиковая гимнастика.
Помните игру для малышей «Сорока-сорока кашу варила»?
Любые психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга и психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, особенно среднего и безымянного. При отставании развития работы пальцев задерживается и речевое развитие ребёнка.
Задержка речевого развития влияет на общее развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально психическое состояние ребёнка. В дальнейшем это сказывается на успешности овладения навыками письма и чтения в процессе обучения в школе. Но, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы активизирующие развитие речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
|
Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно лепить и мастерить.
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, сведутся к минимуму проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Можно найти литературу, где подробно описаны упражнения пальчиковой гимнастики и различные стихи к ним. Такие стихи очень нравятся моим первоклашкам.
Хотелось бы еще сказать, что при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики стоит обращать внимание не только на правильность движений пальчиков, но и на положение всей руки. Желательно чтобы локти не опирались на стол или колени, а были приподняты и разведены в стороны. Это также важно для развития мышечной системы рук и соответственно для формирования других, зависящих от этого функций.
Так же в ходе занятий используются и многие другие кинезиологические и нейропсихологические методы, влияющие на развитие умственных способностей и физическое здоровье ребенка. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения и тревожности.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Занятия проходят в специально оборудованном помещении и с небольшими группами детей (по 12-15 человек). За время урока происходит отработка точности движений детей при выполнении наиболее сложных упражнений.
Дополнительно ряд упражнений используется педагогами ежедневно в качестве утренней гимнастики (школа работает в одну смену). Кинезиологическими упражнениями заполнены и динамические паузы во время уроков. Для проведения подобных мероприятий учителя прошли предварительное обучение.
Для закрепления мысли человеку необходимо движение!
Неподвижный ребенок – не обучаем!
Дорогие коллеги, помните это!
Сокращения
ООО БЦПК «Профиль» – ООО Богородский Центр Психологического Консультирования «Профиль»
ЦППО АСОУ – Центр практической психологии образования Московской области (структурное подразделение Академии социального управления Министерства образования Московской области)
Список использованной литературы
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред Л.С.Цветковой. – М., 2001.
- Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М., «Восхождение», 1997.
- Зегебард Г.М., Ильичева О.С. Формирование графоматорных навыков. Методическое пособие. – М., 2008.
- Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М, 2002.
- Цветкова Л. С., Цветков А. В. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования. – М., 2008.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.
- Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.
- Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998.