Примеры используемых упражнений




Основным требованием методики «Гимнастика мозга» является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Перед выполнением комплекса левая рука детей маркируется (банковской резинкой или же любым иным доступным способом), что бы избежать путаницы.

Комплекс включает несколько этапов. И первый из них – ритмирование.

РИТМИРОВАНИЕ – это подготовительная процедура, предваряющая комплекс упражнений в рамках «Гимнастики мозга». Оно включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, которые могут выполняться стоя, сидя, а при необходимости и лежа, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений. Показателями ритмированного состояния тела являются четыре свойства: энергетичность, равновесие в работе левой и правой половины тела и полушарий мозга, активность, положительный настрой (как готовность принять новое обучение) [9].

При выполнении всех упражнений перед ведущим встает задача контроля точности фиксации пальцев, головы, глаз, координации работы рук и ног ребенка.

Ритмирование включает в себя:

  1. Обязательное питье чистой воды, позволяющее повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы.
  2. Упражнение «Кнопки мозга», позволяющее привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливающий его к восприятию сенсорной информации.

Для выполнения процедуры необходимо:

    • одновременное массирование большим и средним пальцами левой руки парных точек в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок;
    • провести стимулирование точек 10 раз;
    • поменять положение и провести стимулирование точек еще 10 раз.

Данное упражнение формирует кинестетическую базу для зрительных навыков, что способствует профилактике дислексии и развивает способность ребенка пересекать центральную среднюю линию тела, что является чрезвычайно важным для его общего психофизического развития.

  1. Упражнение «Перекрестные шаги», способствует развитию интегрированных связей обоих полушарий и формированию причинно – обусловленного уровня мышления.

Упражнение является медленной перекрестной ходьбой на месте под счет ведущего, при выполнении которого ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения «локоть – колено». Упражнение может быть модифицировано: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет ведущего.

  1. Упражнение «Крюки», оказывает влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга, состоит из нескольких частей:

Часть I.

  • скрестить ноги;
  • скрестить выпрямленные вперед руки ладонями друг к другу;
  • соединить пальцы в замок;
  • вывернуть соединенные в замок руки к груди;
  • положение головы прямое, взгляд устремлен вверх;
  • фиксировать положение головы, рук и глаз под счет ведущего до 20.

Часть II.

  • скрестить ноги;
  • соединить кончики пальцев широко раскрытых ладоней (от больших к мизинцам), образовав тем самым «корзиночку» и развернув при этом кисти рук так, чтобы сомкнутые большие пальцы – «ручка корзиночки» были направлены к груди;
  • развести локти в стороны, плечи расправить;
  • держать голову прямо, взгляд опустить на «корзиночку»;
  • фиксировать положение под счет ведущего до 20.

Часть III.

  • соединить стопы и колени;
  • выпрямить руки над головой, плотно соединив ладони (пальцы ладоней прижаты друг к другу и направлены вверх); взгляд обращен вперед;
  • медленно опускать руки до тех пор, пока предплечья не образуют горизонтальную линию; взгляд обращен вперед;
  • зафиксировать положение рук и глаз под счет ведущего до 20 [3].

«Крюки» способствуют усилению межполушарной интеграции, улучшают координацию тонкой моторики и формальное причинно-следственное мышление.

После ритмирования тело и мозг подготовлены к проведению основного комплекса упражнений.

Также на занятиях и в динамических паузах урока проводится пальчиковая гимнастика.

Помните игру для малышей «Сорока-сорока кашу варила»?

Любые психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга и психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, особенно среднего и безымянного. При отставании развития работы пальцев задерживается и речевое развитие ребёнка.

Задержка речевого развития влияет на общее развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально психическое состояние ребёнка. В дальнейшем это сказывается на успешности овладения навыками письма и чтения в процессе обучения в школе. Но, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы активизирующие развитие речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно лепить и мастерить.

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, сведутся к минимуму проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Можно найти литературу, где подробно описаны упражнения пальчиковой гимнастики и различные стихи к ним. Такие стихи очень нравятся моим первоклашкам.

Хотелось бы еще сказать, что при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики стоит обращать внимание не только на правильность движений пальчиков, но и на положение всей руки. Желательно чтобы локти не опирались на стол или колени, а были приподняты и разведены в стороны. Это также важно для развития мышечной системы рук и соответственно для формирования других, зависящих от этого функций.

Так же в ходе занятий используются и многие другие кинезиологические и нейропсихологические методы, влияющие на развитие умственных способностей и физическое здоровье ребенка. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения и тревожности.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Занятия проходят в специально оборудованном помещении и с небольшими группами детей (по 12-15 человек). За время урока происходит отработка точности движений детей при выполнении наиболее сложных упражнений.

Дополнительно ряд упражнений используется педагогами ежедневно в качестве утренней гимнастики (школа работает в одну смену). Кинезиологическими упражнениями заполнены и динамические паузы во время уроков. Для проведения подобных мероприятий учителя прошли предварительное обучение.

Для закрепления мысли человеку необходимо движение!
Неподвижный ребенок – не обучаем!
Дорогие коллеги, помните это!

Сокращения

ООО БЦПК «Профиль» – ООО Богородский Центр Психологического Консультирования «Профиль»

ЦППО АСОУ – Центр практической психологии образования Московской области (структурное подразделение Академии социального управления Министерства образования Московской области)

Список использованной литературы

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред Л.С.Цветковой. – М., 2001.
  2. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М., «Восхождение», 1997.
  3. Зегебард Г.М., Ильичева О.С. Формирование графоматорных навыков. Методическое пособие. – М., 2008.
  4. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М, 2002.
  5. Цветкова Л. С., Цветков А. В. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования. – М., 2008.
  6. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
  7. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.
  8. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.
  9. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: