Основные понятия: педагог, педагогическая профессия, профессиональная деятельность, педагогическая культура, профессиональная компетентность, педагогическая карьера
Основные вопросы (рассматриваемые на лекции):
1. Педагогическая культура и ее компоненты.
2. Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности специалиста.
3. Компоненты профессиональных компетенций: профессионально-личностные, профессионально-содержательные, профессионально - деятельностные.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.
2. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
3. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.
4. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
Дополнительная:
- Илюшечкин В.И.Понятийно-терминологический справочник по педагогике. – субъект-объектными отношениями:
а. сотрудничество;
б. опека;
в. диалог;
2. г. подавление.
- 4. Выберите одну из предложенных формулировок педагогических ситуаций, которая является отражением демократического стиля педагогической деятельности учителя:
ü а. учитель еди нолично принимае т решение о проведении классного праздника;
б. вместе с ребятами составл яет план воспитательных дел;
в. на уроке, при в с е х ребятах, произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пустоголового Иванова»;
г. отказывает от проведения школьного «огонька» со своим 7-м классом; соглашается только в том случае, если все подготовят и бу дут присутствовать родители;
|
д. учитывает мнения своих учеников, поощряет их самостоятельность.
1. 5. Человек, занимающийся профессио н альной пед агогической деяте;
д. педагог.
z:\Рабочий стол\1 фтэд\врач;
г. режиссер
2. 6. Основными видами стилей педагогической деятельности являются:
а. демократический;
3. б. либерально-попустительский;
в. авторитаро Иванова»;
4. в. педагог соглашается проводить школьный «огонек» только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;
- г. педагог вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;
д. учитывает мнения учеников при выборе школьной команды.
2. 8. Данная педагогическая ситуация является отражением либерально-попустительского стиля педагогической деятельности учителя:
- а. учитель единолично принимает решение о проведении классного праздника;
ü б. на уроке произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пуст оголового Иванов а»;
в. соглашается проводить праздник с классом только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;
г. вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;
9. Д анная педагогическая ситуация является отражением авторитарного стиля педагогической деятельности учителя:
а. учитель единолично принимает решение о проведении клас с ного праздника;
1. б. на уроке произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пустоголового Иванова»;
2. в. педагог соглашается проводить школьный «огонек» только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;
3. г. вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;
д. учитывает мнения своих учеников, поощряет их самостоятельность.
|
10. Главный фактор оформлени я воспитания в специальную, относительно самостоятельную деятельность:
а. усложнение социального опыта;
б. осво е ние новых земель;
в. начало использования огня;
г. изготовление новых орудий труда;
д. развитие речи;
е. разделение труда по половому признаку.
11. Гностическая (иссл е довательская) функция педагогической деятельности реализуется через:
а. отбор и структурирование информации в процессе сообщения ее учащимся;
б. организацию различных видов деятельности учащихся;
в. организацию собственной деятельности в процессе взаимодействия с учащимися;
1. г. диагностику уровня развития, воспита нности, обученнос людей.
z:\Рабочий стол\1 фтэд\учащихся;
д. изучение
2. 12. Организаторская функция педагогической деятельности реализуется через:
3. а. организацию различных видов деятельности учащихся;
б. из
z:\CorvDoc\allref3\возрастныхв. изучение способов воздействия на других людей;
4. г. изучение содержания и способов воздействия на других людей.
- 13. Компетентность харгические задачи на основе знаний, умений, це нностей и опыта;
- б. совокупность психических свойств педагога, обеспечивающих легкость в овладении педагогической деятельностью;
3. в. социальные навыки, позволяющие педагогу адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе;
- г. специальные знания, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности.
15. Соответствие между понятиями и их определениями:
педагогическая специальность;
|
педагогическая специализация;
педагогическая квалификация;
A. род, вид занятия в рамках педагогической профессии;
Б. сосредоточение педагогической деятельности на относительно узких, специальных ее направлениях;
2. B. уровень подготовленн ости, степе н ь професс ионализма в педагогическом труде;
3. Г. хорошее владение своей профессией;
Д. ценностное, личностное отношение к действительности
16. Верное соотношение компонентов гностической деятельности педагога:
а. диагностика >контроль > оценка;
4. б. контроль > оценка > диагностика;
в. оценка > диагностика > контроль;
г. оценка > контроль > диагностика.
5. 17. Соответствие между понятием и его определением:
педагогическая компетентность;
6. педагогическая компетенция;
педагогическая квалификация;
1. А. способность решать педагогические задачи на ос нове знаний, ум ений, ценностей и опыта;
2. Б. социальные обязанности, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе;
3. В. уровень подготовленности, степень профессионализма в педагогическом труде;
Г. чувство меры в действиях учителя, гуманности, уважение достоинства ученика, справедл ивость;
ü Д. стрем ление личности стать, быть и оставаться учителем, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в работе.
18. Последовательность этапов овлад ения педагогической профессией:
адаптация учителя к своей профессии, т. е. первичное усвоение приемов, техноло г ий;
самоактуализация в профессии, т. е. саморазвитие средствами профессии, утверждение индивидуального стиля;
свободное владение профессией на уровне мастерства, гар м онизация учителя с профессией;
1. свободное владе ние профессией на уровне творчества, за счет личного творческого вклада.
2. 19. Характеристиками педагогической диагностики являются:
а. объективность;
б. субъективность;
3. в. направленность на измерение приращения качественных параметров;
г. направленность на измерение внутренних, сущностных параметров;
д. направл енность на измерение приращения количественных параметров;
е. направлен н ость на измерение внешних параметров.
20. Ср е ди перечисленных функций педагогической деятельности выделите но в ую, появившуюся в современной социокультурной ситуации:
а. организация учебного процесса;
б. содействие ученику;
в. мобилизация внутренних ресурсов учащихся;
г. привит и е исследовательских навыков.
7.2.3. Практикоориентированные задания
1.Учитель намеревается повесить таблицу на стену, обращается к детям: «Нам так нужна эта таблица, а я боюсь, что у меня не получится ее повесить». Оцените обращение учителя с точки зрения метода воздействия (ПК 5).
1. Оцените свои педагогиче ские возможности, Т.М. Давыдченко):
2. «4. Какими своими профессиональными умениями Вы не удовлетворены? (укажите):
- 1) организаторскими;
2) конструктивными;
3) комма семинаров, то вы выберете:
1) Психологию обучения учащихся.
2) Психология воспитания учащихся.
3) Формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися.
11) Педагогическая этик а учителя.
12) Аналитическая культура учителя.
13) Другое (укажите свои положения)».
- 3. Проанализируйте свой ученический опыт (ОПК 1). Что, по-Вашему, может стать толчком к пересмотру педагогом привычных способов деятельности? (В каждой строке отметьте свою позицию знаком «+».)
1. В большей степениВ меньшей степениСовсем не повлияли1. Знаком ство с работой воспит ателя-мастера 2. Ощущение неудовлетворенности от «хождения по проторенной тропе»3. Появление среди воспитанников детей, в работе с которыми испытанные методы не дают эффекта4. Участие в работе методического объединения5. Участие в опытно-экспериментальной работе6. Чтение психолого-педагогической и методической литературы7. Что еще, укажите сами: _______________________________________________________
1. 4. Оцените профессиональные качеств а педагога с т. зр. Государственных нормативных документов (ФЗ «Об образовании в РФ» и др. (ОПК 4), своего социального, ученического опыта:
Ординарность - увлеченность.
Зависимость – самостоятельность.
Самоуверенность – самокритичность.
Профессиональная ригидность – профессиональная гибкость.
2. Импровизация – стереотипность.
Профессиональная неуверенность – профессиональное самосознание.
3. Заниженная самооценка – высокая самооценка.
4. Упрощенное понимание детей – глубокое понимание детей.
Односторонний подход – целостный подход к детям.
5. Самообладание – невыдержанность.
ü Недостаточная коммуникат ивность – контак тность.
ü Удовлетворение знаниями – познавательные потребности.
ü Стандартный подход – творческая направленность.
ü 5. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:
1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в лю бых обстоятельствах.