Вопрос№33.Типы и структуры уроков




Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месте уроков в общей системе:
1) комбинированные или смешанные уроки;
2) уроки ознакомления уч-ся с новым мат-лом;
3) уроки закрепления знаний;
4) имеющие основной целью обобщение и систематизация изученного;
5) имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков;
6) имеющие основной целью проверку знаний.
От Коменского и Гербарта берет начало классическая 4-х звенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения:

• подготовка к усвоению новых знаний;
• усвоение новых знаний (умений);
• их закрепление и систематизация;
• применение на практике.
Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного. На нем учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой послед-ти, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-восп.задач.
Кроме своего важного преимущества - возможности достигать на одном уроке
нескольких целей, комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деят-ти.
С целью повышения результ-ти учебных занятий возникли и практикуются типы уроков, на которых уч-ся занимаются преимущ-но каким-либо одним видом деят-ти. Это уроки усвоения новых знаний;формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения ЗУ на практике.
Формула эффек-ти урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).
Диагностика заключается в "проясне-нии" всех обстоятельств проведения урока; возможностей уч-ся, мотивов их деят-ти и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способнос-тей, требуемого уровня обученности, хар-ра уч.материала, его особенностей и практич.значимости, структуры урока.
Прогнозирование - направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.
Проектирование - это завершающая стадия подготовки урока. Она завершается созданием программы управления познавательной деят-тью учащихся. Программа управления - это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.

Вопрос №34. Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.
Субъектами управления выступают Министерство образования РФ, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.
Управление образовательными системами.
Центральным структурным элементом системы образования является образовательное учреждение (ОУ).
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. ОУ является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам ОУ могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными), учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Деятельность государственных и муниципальных ОУ регулируется типовыми положениями о таких учреждениях, утверждаемых Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих учреждений. Для негосударственных ОУ типовые положения выполняют функции примерных. Государственный статус ОУ (тип, вид и категория, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Особенностью управления педагогическими системами является одновременное параллельное управление на разных уровнях профессиональной деятельности. Деятельностью учащегося по формированию его личности управляет не один воспитатель, а несколько преподавателей-предметников, классный руководитель (куратор) и все сотрудники, оказывающие повседневное влияние на учащихся.
Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, в предоставлении учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса, различных типов образовательных учреждений. При этом человек является не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно совершающим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, форм отношений.
Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании»:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития, воспитание гражданственности;
  • единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и традиций в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  • светский характер образования государственных, муниципальных ОУ;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность ОУ.

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления.
Рассмотрим основные принципы управления педагогическими системами, выделенные П.И. Третьяковым и Е.Г. Мартыновым.
Принцип демократизации и гуманизации образования. Демократизация образования позволила перейти от государственной административно-командной системы управления к государственно-общественному управлению, от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.
Реализация данного принципа предполагает развитие активности и инициативы не только руководителей, но и учителей, учащихся, родителей. Одной из форм участия в управлении является коллегиальное принятие управленческих решений. Коллективная форма принятия решений возможна лишь в случае доступности, открытости управленческой информации. С этой целью рекомендуется проводить регулярные отчетные мероприятия администрации перед общешкольным коллективом, предоставлять возможность учителям и учащимся обсуждать вопросы школьной жизни. Развитию демократических начал в управлении способствует также введение конкурсного избрания, контрактной системы при отборе педагогических кадров.
В нашем обществе все больший авторитет приобретают гуманистические ценности. Этот процесс находит свое отражение в управлении педагогическими системами, его гуманизации: управленческое воздействие уступает место сотрудничеству, сотворчеству, утверждению субъект-субъектных отношений.
Соблюдениепринципа научной обоснованности (научности) управления заключается в построении системы управления на новейших достижениях науки управления. Наука познает объективные закономерности процессов, происходящих в обществе, учитывает реальное состояние и конкретные возможности субъекта (объекта) управления.
Реализация принципа научной обоснованности управления в значительной мере определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.
Принцип непрерывности и последовательности управленческих воздействий направлен на обеспечение качественного роста личности, преемственности содержания и методов обучения, воспитания и развития. Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий элементов педагогической системы. В процессе управления формируется его механизм, совершенствуется содержание профессионального образования, складывается оптимальный объем учебной нагрузки, определяются требования к уровню подготовки выпускников.
Принцип обеспечения единства в управлении образованием диктуется необходимостью разработки и применения единых требований к процессам взаимодействия, оптимально соприкасающихся управляющей и управляемой подсистем.
Системность и целостность в управлении. Реализация этого принципа предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении. Именно понимание педагогического процесса как целостного явления, его системной природы создает реальные условия для эффективного управления им.
Принцип оптимальности и эффективности предполагает качественную реализацию управленческой технологии, которая приводит к достижению поставленной цели. Он предполагает также органическое сочетание постоянного управленческого воздействия со стимулирующими мотивами, обеспечивающее моральную и материальную заинтересованность в выполнении принятых решений. Для побуждения к деятельности создается определенная энергетическая атмосфера.
Принцип экономической и экологической целесообразности в управлении предполагает достаточность и разумность расходов финансовых средств на образовательную деятельность. Он предопределяет безопасное взаимодействие человека и природы.
Принцип праксиологичности в управлении формирует взаимосвязь общего и профессионального образования, обеспечивающую органическое единство общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний посредством реализации совокупности педагогических условий, способов, средств, воздействий. Принцип требует выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов из фундаментальных наук для успешного управления образованием.

Вопрос №35.Государственно-общественная система управления образованием.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, в предоставлении учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса, различных типов образовательных учреждений. При этом человек является не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно совершающим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, форм отношений.
Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Законе РФ «Об образовании», принятом в 1992–1996 гг.
В соответствии с законом, сфера образования в РФ провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической и международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение ее материальных, финансовых проблем.
Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти – Федеральным собранием РФ на определенный срок. Федеральная программа – это организационно-управленческий проект, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования.
Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический (освещение состояний и тенденций развития образования); концептуальный (изложение основных целей, задач, этапов программной деятельности) и организационный (определение основных мероприятий и критерии их эффективности).
Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании»:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития, воспитание гражданственности;
  • единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и традиций в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  • светский характер образования государственных, муниципальных ОУ;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность ОУ.

Государственный характер управления образованием проявляется в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан на образование независимо от национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии и убеждений.
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные).
Органы управления на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и создании условий для самоопределения и самореализации личности.
Государственные органы управления образованием – министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают вопросы разработки и реализации целевых федеральных и международных программ; разработки государственных образовательных стандартов (ГОС) и установления эквивалентности документов об образовании; государственной аккредитации ОУ; расширения границ общественной аккредитации; аттестации педагогических кадров; определения перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка, а также осуществляют контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования.
Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при котором федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы занимаются решением конкретных финансовых, кадровых, организационных проблем.

Де мократизация и гуманизация как принципы управления педагогическими системами.
Демократизация образования позволила перейти от государственной административно-командной системы управления к государственно-общественному управлению, от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.
Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров – проявления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый педагог знает о проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации в школе.
В управлении педагогическими системами ограничиться только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, самоуправление. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъект – субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.

Вопрос №36. Развитие нач.проф.образ-я:
1.До революции
Широко известны имена зарубежных педагогов конца 18-нач.19 вв: Руссо, Песталоцци, Оуэна, разработавших идею трудовой школы на основе соединения обуч-я и производит.труда уч-ся (преобраз-е школы за счет введения труда).
Русская пед.мысль шла по другому пути – от труда, от его обогащения знаниями. Татищев первый организовал в России школы для подготовки горнозаводских рабочих (общеобраз-ная подготовка и ремесло).
Во второй половине 19в, русские педагоги стали задумываться над тем, как использовать общеобраз-ную школу в целях развития капиталистич.производ-ва. Общеобраз.школа (Е.Н.Андреев) давала бы уч-ся ПТУ необходимые общеобраз-ные знания, а также ЗУН, необходимые в будущей практич.деят-ти.
Маркс и Энгельс изучали труды по вопросам просвещения. На их основе они сумели построить концепцию ПТО как составную часть учения о капиталистич.способе производ-ва.
2.Советский период
Большой вклад в развитие теории ПТО сделал Ленин:

  1. принцип связи ПТО с жизнью: установление причинно-следственных связей и зависимостей м\у ПТУ, школой и производ-вом;
  2. соединение производит.труда с обуч-ем;
  3. принцип политехнизма всей проф.подготовки способствует формир-ю рабочего-организатора производ-ва, разносторонне развитого;
  4. принцип единства и взаимосвязи профес-го и общего образ-я.

Позиции Ленина определили советскую систему проф. подготовки молодых рабочих и её историч. развитие.
Также большой вклад внесли Крупская, Луначарский и др.: любые вопросы профес.подготовки они связывали с пед.проблемами восп-я и разв-я чел-ка.
В 20-е годы родилась ветвь педагогики, обслуживающая профес. подготовку подростков и юношей. Выделились 2 направления её разработки:

  1. Теоретики и методисты, которые распространяли на всю систему проф. подготовки общие пед. принципы
  2. Создание единой профес-педагог. концепции, акцент на проблемах проф. подготовки рабочих непосредственно на производстве.

В последующие годы А.С.Макаренко сумел воплотить наиболее полно почти все выдвигаемые для профтехсистемы принципы. Он создал «идеал культурного советского рабочего».
Становление и развитие уч. заведений нач.проф.обр-я от горнозаводских школ до современных колледжей.
Первые прф-техн. школы в России появились ещё в начпле 18 в. Это были горнозаводские школы при Кунгурском, Алапаевском и Уктусском заводах на Урале. Готовили в них квалифицированных рабочих и мастеров. Более широкое распространение проф. обр. получило в России лишь со второй половины 19в., что было связано с быстрым развитием капитализма.
В 1988г. были установлены 2 типа прф-техн. уч. заведений: низшие технические и ремесленные училища.
В низших технических училищах имелись механическое, химическое, горнотехническое, строительное и др. отделения, где готовили машинистов, механиков, мастеров, строительных десятников. Ремесленные училища предназначались для подготовки квалифицированных рабочих и ремесленников.
В 1985г. организуются низшие ремесленные школы по подготовке квалиф-ых рабочих для сельск. хоз-ва.
В 1903-1907гг. возникли сельские ремесленные учеб. мастерские, готовившие рабочих по ремонту с/х инвентаря и ремесленников по некоторым видам кустарной промыш-ти.
В 1917-1920гг. происходит ломка старой, дореволюционной системы техн. обр-ия, созданием советской системы проф-техн. учеб заведений в тяжелейших условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, общей хоз-ой разрухи. В этот период существовавшие уч. заведения проф-техн. обр-ия отличались большим разнообразием. Наиболее распространенными были следующие: проф-техн. школы, проф-техн. курсы, учебно-показательные мастерские и школы клубы.
Проф-технические школы были организованы на основе дореволюционных низших технич. и ремесленных училищ, школ ремесленных учеников и низших ремесленных школ.
Прф-технические курсы были одной из самых распространенных форм подготовки кадров квалифицированных рабочих.
Учебно-показательные мастерские существовали в дореволюционной России как сельские ремесленные уч. мастерские по подготовке ремесленников для нужд деревни.
Школы-клубы, возникшие летом и осенью 1918г. яв-сь начальной формой обучения и политического воспитания подростков.
В начале 30-х г. проф-техн. школы упраздняются. Одна часть их реорганизуется в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) а другая в техникумы.
С 1921-1929 происходит укрепление новой советской системы проф-техн. обр-ия, массовым открытием уч. заведений нового типа (школ ФЗУ).
Школы ФЗУ готовили кадры лишь для того предприятия, в состав которого входили. Рабочие обучались на них ограниченному числу профессий, в основном тем, которых было заинтересованно данное предприятие. Создалось такое положение, когда дальнейший рост производства, расширение существующих фабрик и заводов, строительство и освоение новых тормозились из-за недостатка рабочей силы.
С 1930-1940гг. происходит рост проф-техн. обр-ия за счёт расширения сети уч. заведений по подготовке пром-ых кадров. Для этого создаётся новая система подготовки квалифицированных рабочих массовых профессий - государственные трудовые резервы.
СТР использовала все положительные из прошлого опыта (в частности, опыт школ ФЗО); её работа строилась на основе единых гос. планов. Система явилась прочной базой для планомерного пополнения квалифицированными рабочими кадрами ведущих отраслей народного хоз-ва, перераспределения трудовых ресурсов в связи с изменениями в размещении производительных сил страны.
С 1941-1958гг. после окончания Отечественной войны было принято ряд мер, направленных на укрепление учебно-материальной базы и повышение качества подготовки кадров в ремесленных училищах и школ ФЗО. В этот период уч. заведения ТР спец-ся по отдельным отраслям народного хоз-ва; повышаются требования к общеобразов. подготовке молодёжи, поступающей в училища, увеличены сроки обучения. Школы ФЗО преобразуются в горнопромышл-ые и строительные училища.
В 1953 г. школы механизации с/х преобразуются в училища. Их переводят в систему трудовых резервов со сроком обучения от 6 м. до 2 лет.
В связи с дальнейшим развитием среднего обр-ия в системе труд резервов были учреждены технические одногодичные и 2-х годичные училища для молодёжи, окончившие среднюю школу, а так же курсы.
В 1958г. вместо различных форм подготовки рабочих (школы ФЗО, горнопромышленные училища, РУ, ЖУ, СУТЗ и др.) создаётся единый тип уч. заведений – городские и сельские проф-тех. училища на базе 8 л. школы.
Наряду с дневными училищами были созданы вечерние проф-тех. уч., где овладевали новыми проф. и повышали квалиф. и тех. уровень уже занятые на производстве рабочие. Каждое уч-е прикреплялось к одному или нескольким близлежащим пром. предприятиям, совхозам, колхозам, строит, трансп. или др. орг-ям.
С 1958-1970гг. было положено начало новому этапу в развитии проф-тех. обр. и намечен широкий круг мероприятий по повышению кач-ва обучения и улучшению воспитания будущих квалиф. рабочих. Постепенное преобразование ПТУ в уч. заведения со сроком обучения 3-4 г. для подготовки квалиф. рабочих со сред. обр-ем из числа молодёжи, окончившие 8-ие общеобр. школы.
С 1971г. создаются учеб заведения нового типа – профтехучилища, которые дают уч-ся наряду с проф-ией полное сред. обр-ие.
Уч. окончившие ПТУ и получившие ср. обр. и проф. подготовку, яв-ся достоиным пополнением раб класса.

Нач. проф. обр-е в условиях рынка:
Сегодня проф. школа в России находится в стадии реформирования. Это обусловлено формированием в стране рынка труда; становление и развитие в России негосуд. сектора эк-ки, включая частный и обеспечение его соответст. кадрами, изменение професс.-квалифик. стр-ры работающих, рост потребности личности и общества в получении профессий, характерных для рыночной эк-ки; повышение професс. мобильности работающих за счет расширения професс. полей, по кот. осущ-ся професс. обр-е; насушная необх-ть усиления соц. защиты населения через повышение его професс-зма; потребность общ-ва в резком повышении уровня ценностных ориентиров в соответствии с индивид. способностями личности.
Возросла самост-ть субъектов России в вопросах определения нац.-регион. компонентов професс. обр-я, а также объективная необх-ть интеграции экономики нашей страны в мировую эконом. систему, что предусматривает экспорт и импорт технологий, раб. силы, методов орг-ии упр-я про-вом.
В условиях рынка система нач. проф. обр-я выполняет важн. соц. ф-ю защиты молодежи, давая проф. обр-е, а также осущ-яя подготовку и переподготовку незанятого безработного населения, массовую профессионализацию населения России. Расширяется подготовка кадров для предпринимательства, малого и среднего безнеса.

Вопрос №37.Система образования в России представляет собой совокупность компонентов системы образовательных программ и образовательных государственных стандартов в различных учреждениях, организациях в системах управления образованием и подведомственным им учреждениям. Образовательные программы - общеобразовательные и профессиональные.
Тенденции - это основополагающие моменты: 1. Уменьшение количества учебных заведений ПО. Реорганизуется система ПТО; 2. Передача ПО на производства; 3. Более универсальное образование (широкая специализация); 4. Усложняется технология, поэтому усложняется подготовка; 5. Переход к платному образованию. Понятия проф. педагогики:
Производительные силы t (рабочий)работник + Профессия (специальность) i Личностный (трудовой) потенциал + Профессиональное воспитание Профессиональное образование Профессиональное обучение + Профквалификация
Производительные силы - составная часть общественного способа производства, в которые входят субъекты труда (люди) и объекты труда (средства и предметы труда)
Работник - человек, нанявшийся на производство и осуществляющий производительный труд, живущий за счет оплаты.
Рабочий - работник, выполняющий труд, требующий начальное проф. образование. Рабочий и работник представляют производительные силы.
Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки.
Специальность - вид трудовой деятельности в рамках одной профессии.
Личностный потенциал - степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности определенной профессии.
Проф. квалификация - ступени профессиональной подготовленности рабочего к выполнению того или иного вида труда.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) общем образовании.
Среднее профессиональное образование в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углуб­лении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) и начального профессионального образования. Необходимость особой подготовки кадров средней квалификации выдвинута процессами специализации труда.
Высшее профессиональное образование
Формирование современного специалиста неотъемлемым образом связано со становлением его как целостной, гуманной, всесторонне развитой личности, а также его профессиональной подготовкой, осуществляемой в системе высшего образования. Повышение социального статуса специалиста в определенной профессиональной сфере требует пересмотра всей системы его подготовки, которая должна ориентироваться на принципы саморегуляции, взаимодействия и развития образовательных, научных и педагогических структур в государственной поддержке нововведений и прогрессивных тенденций.
В качестве исходных сущностных характеристик системы непрерывного образования были определены следующие.
1. Непрерывное образование как педагогическая система – это целостная совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости, эстетического отношения к действительности.
2. Для каждого человека непрерывное образование – это процесс формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития способностей путем обучения в государственно-общественных учебных заведениях и путем самообразования, гарантия сохранения его как личности и профессионала в динамично меняющемся обществе. Для общества в целом непрерывное образование является механизмом расширенного воспроизводства его культурного и профессионального потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны. Для государства непрерывное образование является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий для общего и профессионального развития каждого человека.
В современной системе непрерывного профессионального образования России целесообразно выделить пять основных ступеней квалификации.
Первая ступень квалификации предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в различных формах.
Вторая ступень подразумевает основное общее образование и профессиональное образование по профессиям соответствующей группы в учреждениях начального профессионального образования, на одно-двухгодичных отделениях.
Третья ступень характеризуется сочетанием среднего общего и профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования на двух-трехгодичных отделениях.
Четвертая ступень предполагает среднее общее образование и профессиональное образование в «продвинутых» учебных заведениях, таких, как профессиональные лицеи, техникумы, колледжи.
Пятая ступень соответствует различным уровням высшего образования.
Непрерывное повышение квалификации рабочих на производстве – составная часть непрерывного образования. Систематически повышая свою квалификацию, общую культуру, овладевая прогрессивными формами и методами труда, рабочий оказывает непосредственное влияние на развитие научно-технического прогресса. Это выражается в быстром освоении новых технологий, овладении смежными профессиями.

 

Вопрос №38. Начальное профессиональное образование: цели, функции, типы профессиональных учебных заведений. Учреждение начального профессионального образования является государственным, муниципальным или негосударственным образовательным учреждением и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством РФ.

Главной задачей учреждения начального профессионального образования является создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

К учреждениям начального профессионального образования относятся:

А) Профессиональное училище (строительное, швейное, электротехническое, сельское и т.п.) осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Б) Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования.

В) Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.

 

Вопрос №39. Среднее профессиональное образование: цели, функции, типы профессиональных учебных заведений.

Цель - обеспечение конкурентоспособности на рынке труда выпускников организаций начального и среднего профессиональ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: