Стенограмма онлайн-встречи с Министром экологии Челябинской области Ириной Александровной Гладковой




ПРОЕКТ ОП Челябинской области «Час с региональным министром»

Г.

Стенограмма онлайн-встречи с Министром экологии Челябинской области Ириной Александровной Гладковой

Все вопросы прошли премодерацию.

Общественная палата г. Троицка Челябинской области:

Ранее, т.е. до 1 января 2016 года полномочия по приему расчетов, взысканию и учета плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду было передано муниципальным образованиям Челябинской области. Норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду составлял: 20% в Федеральный бюджет; 40% в бюджет Челябинской области; 40% в местный бюджет Троицкого городского округа. С 1 января 2016 года норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду составляет: 5% в Федеральный бюджет; 40% в бюджет Челябинской области; 55% в местный бюджет Троицкого городского округа.С 1 января 2016 года полномочия по экологическому надзору у местных образований были изъяты.Хотелось бы получить следующую информацию:

1. Как в настоящее время Министерство экологии Челябинской области контролирует плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду? Контролирует ли всех плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду в Челябинской области?

2. Какая проводится работа с организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими задолженность за негативное воздействие на окружающую среду? Где можно получить информацию о плательщиках и недоимщиках за негативное воздействие на окружающую среду?

ОТВЕТ 1. Контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, исключен из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации с 01 января 2015 г. (Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В связи с изменениями федерального законодательства Министерство экологии Челябинской области не осуществляет данный вид контроля. Контроль платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

 

ОТВЕТ 2. Информация о плательщиках и недоимщиках платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть Вам представлена Управлением Росприроднадзора по Челябинской области.

 

Общественная палата Кусинского муниципального района Челябинской области:

1. Планирует ли Министерство в ближайшее время проведение независимого экологического контроля выбросов оксида цинка от стационарных источников ООО «Проминдустрия» (завода по выпуску цинковым белил в поселке Магнитка)?

ОТВЕТ. Предприятие ООО ПКФ «Проминдустрия» с 18 августа 2017г. поставлено на учет в Управлении Росприроднадзора по Челябинской области как объект негативного воздействия на окружающую среду 1 категории, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору. Соответственно экологический контроль выбросов указанного предприятия будет осуществляться указанным органом.

 

Общественная палата г. Южноуральска Челябинской области:

1. Осуществляется ли экологический контроль технологии утилизации отходов предприятий «Ариант» (свинокомлексов), в частности, расположенных в районе рек Кабанка и Увелька, с целью недопущения попадания этих отходов в вышеуказанные реки и далее - в Южноуральское водохранилище?

2. Какие меры принимаются для защиты лесов от гусеницы шелкопряда?

3. Мы знаем, что в настоящее время Росприроднадзор и Минэкологии Челябинской области осуществляют жёсткий контроль за выбросами в атмосферу крупных предприятий городов Челябинска и Магнитогорска. А осуществляется ли контроль за выбросами в атмосферу средних предприятий, расположенных в малых городах области, и будут ли обязаны данные предприятия в дальнейшем устанавливать на трубы и внедрять новые технологии, направленные на снижение выбросов в атмосферу?

4. В каких городах области планируется организация предприятий по переработке твёрдых бытовых отходов и будет ли оказана помощь муниципалитетам в их организации, в том числе материальная. Задействован ли в этой программе г. Южноуральск?

ОТВЕТ 1. Предприятие ООО «Агрофирма Ариант» относится к объектам федерального государственного экологического надзора (объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду 1 категории; добавлен в реестр Управлением Росприроднадзора по Челябинской области 28.12.2016г.). Экологический контроль деятельности предприятия находится в ведении Управления Росприроднадзора по Челябинской области.

ОТВЕТ 2. Вопрос не нашей компетенции.

ОТВЕТ 3 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не предусматривает периодичность контроля за выбросами предприятий вредных (загрязняющих) веществ в зависимости от численности проживающего в городах населения. Согласно ст.30 Федерального закона обязанность внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха установлена для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники, без исключения.

Контроль за выбросами предприятий осуществляется при проведении плановых и внеплановых проверок. Организация и проведение плановых и внеплановых проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Внеплановые выездные проверки могут быть проведены исключительно после согласования с органами прокуратуры.

Региональный государственный экологический контроль на территории Челябинской области осуществляется отделами надзора Министерства (Челябинский, Магнитогорский, Златоустовский, Миасский), с соответствующим распределением зоны территориальной ответственности.

Исключая города Челябинск и Магнитогорск в 2017 г. плановые и внеплановые проверки по вопросам охраны атмосферного воздуха на территории Челябинской области были проведены в отношении 50 малых и средних предприятий области (в т.ч. ООО «ЭнергоМеталлургМонтаж», г.Усть-Катав; ООО «Златоустовский ремонтно-механический завод», г.Златоуст; ООО «Кыштымский коалин», г.Кыштым; ООО «Новые технологии», г. Пласт; ООО «Копейский кирпичный завод», г.Копейск; ООО «Завод ЖБИ» и др.). По результатам проверок выдано 70 предписаний, составлен 21 протокол об административных правонарушениях. Принято участие в 15 проверках прокуратуры с составлением заключений, проведено 20 рейдовых осмотров обследований. В целом в 2017 г. (за исключением городов Челябинск и Магнитогорск) наложено 40 штрафов на сумму 321 тыс.руб., выдано 108 предупреждений

Пример: В г. Копейске проверено предприятие ООО «Оливин» (АБЗ), работающее без специального разрешения. Прокуратурой возбуждено административное дело по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (штрафа от 180,0 до 250,0 тыс. руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток)

Обязанность оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга установлена только для объектов 1 категории (пункт 9 ст.67 Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вступает в силу с 1 января 2018 года

ОТВЕТ 4.

В настоящее время на переработку направляется 40% промышленных отходов и 11% коммунальных отходов Челябинской области. В Челябинской области имеются производственные мощности по сортировке коммунальных отходов в Миассе, Кыштыме, Копейске и других городах, а также предприятия по утилизации различных фракций коммунальных отходов: бумаги, картона, пластика, тканей, например, АО «Втор-Ком».

В Челябинской области система обращения с коммунальными отходами ориентирована на максимальное извлечение из отходов вторичных материальных ресурсов и вовлечение их в повторное использование, с захоронением «хвостов» сортировки на объектах (полигонах), соответствующих требованиям законодательства.

Такой комплекс объектов обращения с коммунальными отходами (мусоросортировочный комплекс с полигоном и 3 мусороперегрузочных станции) уже создается на территории Магнитогорского кластера, включающего 10 муниципальных образований Челябинской области. В настоящее время завершено проектирование объектов. Строительство начнется после получения заключений государственных экспертиз и разрешений на строительство. Ввод в эксплуатацию объектов намечен в 2019 г.

Аналогичные объекты планируется создать к 2020 г. и на территории Челябинского кластера, включающего 14 муниципальных образований. В настоящее время осуществляется определение инвестора на создание этих объектов (мусоросортировочного комплекса с полигоном и 5 мусороперегузочных станций).

В рамках действующей государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды на 2014-2019 гг.» предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидий местным бюджетам на рекультивацию мест размещения твердых коммунальных отходов, включая проектные работы. Планируется включение в государственную программу на период 2018-2025 гг. мероприятия по оснащению и строительству объектов обращения с отходами.

Согласно территориальной схеме обращения с отходами Челябинской области Южноуральский городской округ, включающий г. Южноуральск, включен в состав Челябинского кластера. Конечным объектом размещения ТКО на территории Челябинского кластера является полигон ТКО в районе д. Чишма Сосновского района (планируемого к созданию в 2020 году за счет средств концессионера). Потоки ТКО из Южноуральского округа предварительно должны направляться на мусоросоперегрузочную станцию в п. Увельский, а после — на сортировку и полигон в районе д. Чишма.

С момента реализации территориальной схемы обращения с отходами, потоки ТКО должны быть перенаправлены на объекты в соответствии с территориальной схемой. В результате появления частных инвесторов (индивидуальных предпринимателей) возможно создание новых организаций по переработке ТКО в любом городе, в том числе в г. Южноуральске.

 

Общественная палата Пластовского муниципального района Челябинской области:

1.Как вывести из границ Санарского государственного природного комплексного заказника пахотные земли, чтобы ввести их в оборот?В границы заказника вошли около 5 тыс.гектар земель сельскохозяйственного назначения Степнинского сельского поселения в том числе:

· земельные доли пайщиков с установленными границами и без установленных границ;

· земли государственные неразграниченные по данным государственного фонда данных –муниципальные земли;

· земельные участки, которые являются собственностью Пластовского муниципального района и Степнинского сельского поселения.

· ОТВЕТ. В соответствии с Положением о Санарском государственном природном комплексном заказнике Челябинской области, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 20.03.2008 г. № 65-П площадь Санарского заказника — 33923,9 га и включает земли лесного фонда (26294 га) и земли сельскохозяйственного назначения.

Постановлением Правительства Челябинской области от 26.04.2017 г. № 196-П были внесены изменения в режим особой охраны территории Санарского заказника, позволяющие использовать земли сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственных целях, в том числе, на территории заказника не запрещается распашка земель, применение удобрений, выпас сельскохозяйственных животных, сенокошение, предоставление ранее выданных земельных участков в сельскохозяйственных целях.

Статьей 30-1 Закона Челябинской области «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» предусмотрена процедура изменения границ особо охраняемых природных территорий, согласно которым изменение границ осуществляется на основании материалов, обосновывающих изменение границ, в том числе комплексного экологического обследования. При изменении границы особо охраняемой природной территории уменьшение ее площади не допускается.

Подготовка материалов, обосновывающих изменение границы особо охраняемой природной территории, осуществляется инициаторами за счет собственных средств.

 

Челябинская региональная Общественная экологическая организация «Маяк-57 Наследие» (Р. Н. Хасанов):

1. После переселения жителей с. Муслювово Кунашакского района с берега реки Теча в 2010 г., остались не переселёнными и не вошедшие в программу «Переселение», разработанной ГКО «Маяк» по различным причинам - 8 семей. Также осталось 23 земельных участка жителей с. Муслюмово на берегу реки Теча, которые не отчуждены муниципальными властями. В настоящее время, с разрешения местных властей жители начинают новое строительство жилых домов, что является незаконным.

2. Когда переселят оставшиеся 8 семей из с. (старое) Муслюмово, расположенного на берегу реки Теча? Когда изымут оставшиеся неотчужденными земельные участки, чтобы предотвратить незаконное строительство?

3. Жители д. Карино сетуют, что на их территории незаконно разрабатывается полезные ископаемые – глауконит. Просим сообщить - выдавалось ли Вами разрешение на разработку глауконита на землях сельхозназначения, а также на прежнем месте, где первоначально добывался глауконит?

4. За д. Караболка незаконно сооружена плотина, которая перекрыла реку Темрясь. Вследствие этого обмелела река Караболка. Будут ли Вами приняты меры по демонтажу незаконно сооруженной плотины?

5. По факту загрязнения канализационными сточными водами земель сельхозназначения, земель общего пользования и водоема озера Шугуняк возбуждено уголовное дело следственным комитетом Российской Федерации по ст. 247 УК РФ. Несмотря на данный факт слив сточных и канализационных нечистот продолжается управляющими компаниями с разрешения местных властей.

6. Какие меры принимаются Вами по пресечению загрязнения окружающей среды? Когда начнется строительство очистных сооружений?

ОТВЕТ1. Вопрос не нашей компетенции

ОТВЕТ 2. Вопрос не нашей компетенции.

ОТВЕТ3.. Вопросы разработки полезных ископаемых – глауконита в д.Карино находятся в компетенции Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области. Министерство экологии Челябинской области не уполномочено на выдачу указанных разрешений.

ОТВЕТ 4. Для принятия мер необходимо провести обследование данного участка реки, подтвердить наличие гидротехнического сооружения, выяснить собственника ГТС и наличие разрешительных документов. Если там действительно есть какое-то сооружение, необходимо оценить его влияние на реки Темрясь и Караболка.

В случае обнаружения ГТС, которое имеет собственника, решение о консервации и (или) ликвидации ГТС принимаются собственником. В случае обнаружения ГТС, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, решение о консервации и ликвидации ГТС будет рассматриваться Министерством экологии Челябинской области.

Обследование плотины будет проведено инспекторами регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области 10-13 октября 2017 г.

 

ОТВЕТ 5. В ходе обследования территории Кунашакского сельского поселения по обращению на загрязнения канализационными водами водоема Шугуняк установлен сброс сточных вод с.Кунашак без предварительной очистки с неработающих (недостроенных) очистных сооружений канализации на рельеф местности и далее в болото «Уясык». В отношении администрации Кунашакского муниципального района возбуждено дело об административном правонарушении, по данному делу ведется административное расследование. Решение по делу на настоящий момент не принято.

по ст. 247 УК РФ штраф в размере 200,0 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

ОТВЕТ 6. В 2017 году администрацией Кунашакского муниципального района выполнено технико-экономическое обоснование строительства напорного канализационного коллектора от с. Кунашак до очистных сооружений канализации станции Муслюмово, с модернизацией канализационных очистных сооружений. Разработано техническое задание и выбран способ очистки. Администрация заключила договор с проектной организацией «Водоканалпроект» г.Уфа, срок исполнения договора 20.05.2018г. и в дальнейшем планируется выйти на Правительство Челябинской области с просьбой о выделении финансовых средств, для строительства очистных и включения в федеральную целевую программу «Чистая вода» на территории Челябинской области на 2014-2020 годы.

 

Члены садового товарищества «Янтарь», Челябинск:

Просим принять меры в отношении ПКО «Челси» в связи с сильным загрязнением каменной пылью садовых товариществ «Янтарь», «Полет 2», «Кристалл». Несколько лет назад между садами «Янтарь» и «Полет2» была установлена новая дробилка, от которой мы задыхаемся до сих пор. Помимо загрязнения от самой дробилки, к ней проведена насыпная дорога, по которой «Камазы» перевозят щебень и поднимают в воздух дополнительную пыль, дорогу не поливают. Предприятием не предпринимается никаких мер по предотвращению загрязнения окружающей среды. Уже не первый сезон наносится ущерб нашему урожаю, а главное, нашему здоровью, т. к. вдыхание каменной пыли очень вредно.

ОТВЕТ. ООО «Южуралнеруд-2», эксплуатирующее дробильно-сортировочного комплекса по производству щебня, расположенный по адресу:454901, г. Челябинск, Уфимский тракт, территория до кольца на 4 км, имеет разрешительные документы на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В связи с обращениями граждан на выбросы дробильно-сортировочного комплекса по производству щебня юридическое лицо ООО «Южуралнеруд-2» было включено в план плановых проверок Министерства на 2017 год

Челябинской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Министерства в период с 24 августа по 11 сентября текущего года в отношении ООО «Южуралнеруд-2» проведена внеплановая выездная проверка исполнения юридическим лицом сокращения выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ). В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Южуралнеруд -2» производственный экологический контроль при наступлении НМУ выполняет в неполном объеме. Юридическое и должностное лицо ООО «Южуралнеруд-2» привлечены к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ (штраф в размере 20,0 тыс. руб).

В период с 04 сентября по 29 сентября 2017 года, проведена плановая выездная проверка ООО «Южуралнеруд -2». В ходе проверки установлено, что юридическое лицо допускает нарушение правил эксплуатации пылегазоулавливающих установок. По данному факту в отношении юридического лица ООО «Южуралнеруд-2» составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ (штрафа от 10,0 до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток), выдано предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства. Ведется работа по привлечению юридического лица к административной ответственности.

 

 

Анастасия Буланова, Челябинск:

Почему заводы штрафуют на мизерные для них суммы, а не обязуют установить фильтры?

ОТВЕТ. Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» источником выброса, является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Стационарным источником является источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника, а передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

На основании статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники обязаны: осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

Правила эксплуатации установок очистки газа обязательны для предприятий, учреждений, организаций, эксплуатирующих установки очистки газа, независимо от их ведомственной принадлежности. Паспорт на ГОУ является документом, характеризующим техническое состояние и параметры работы установки (отклонения от оптимального режима, обнаруженные неисправности, случаи отклонения отдельных агрегатов или выход из строя всей установки и т.д.).

Частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры установлен административный штраф на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток через обращение в суд.

Размер назначения административного наказания в виде административного штрафа, зависит от тяжести совершения административного правонарушения.

В случае выявления подобных нарушений обязанность по использованию оборудования для очистки газа предусматривается выдачей инспекторами обязательных для исполнения предписаний.

Ирина Долгова, Челябинск:

Почему в Челябинске увеличили нормы ПДК с 40 до 300 по основным предприятиям-загрязнителям?

ОТВЕТ.

ПДК для города Челябинска не увеличивали.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе – это гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, устанавливаемые Роспотребнадзором. Эти нормативы единые для всей территории Российской Федерации и отдельно для города Челябинска не вводятся и не изменяются.

Любовь Чагаева, Челябинск:

Когда будет налажен постоянный мониторинг атмосферного воздуха по точкам удаленности от крупных предприятий: Мечел, Цинковый завод, ЧЭМК, Коксохим, ЧТПЗ, ЧКПЗ, ФГУП «Завод пластмасс», Завод им Кирова, ЗАО «Карабашмедь» и др. с доступностью для населения в режиме он-лайн в Челябинске, в Копейске, в Карабаше?

ОТВЕТ. Постоянный мониторинг атмосферного воздуха в городах Челябинск, Магнитогорск и Златоуст выполняется на стационарных постах государственной сети наблюдений Росгидромета: 8 постов в Челябинске, 5 – в Магнитогорске и 2 - в Златоусте. Отбор проб осуществлялся на 24 загрязняющих вещества в Челябинске и Магнитогорске, 14 – в Златоусте. Основные измеряемые вещества: взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, фенол, фторид водорода, аммиак, сероводород, формальдегид и другие.

Министерством экологии Челябинской области организована работа передвижной автоматизированной лаборатории ОГКУ «Центр экологического мониторинга Челябинской области». С июня 2016 года лаборатория работает в ежедневном режиме, включая выходные и праздничные дни. Маршрут работы лаборатории определяется ежедневно до 09.00 часов исходя из аэроклиматических условий и жалоб населения, поступивших в Министерство до указанного времени.

Подробная информация о состоянии загрязнения атмосферного воздуха на территории города Челябинска с постов государственной сети наблюдения Росгидромета и по данным передвижной автоматизированной лаборатории ОГКУ «Центр экологического мониторинга Челябинской области» ежедневно в течение рабочей недели размещается на официальном сайте Министерства экологии Челябинской области (https://mineco174.ru/) в разделе: Главная – Охрана окружающей среды – Охрана атмосферного воздуха – Наблюдения за качеством атмосферного воздуха области.

В этом году Министерством будет закуплена вторая передвижная лаборатория, что позволит организовать круглосуточный режим их работы.

Ведутся переговоры с Росгидрометом об увеличении числа стационарных постов в городах Челябинск.

 

Вера Журавская, Челябинск:

С южной стороны Челябинск лишился защитных лесов: город задыхается от смога. Как решается проблема?

ОТВЕТ. Данный вопрос относится к компетенции Главного управления лесами Челябинской области.

 

Ольга Круглова, Копейск:

Проживаем в городе Копейске и жалуемся на регулярное ухудшение здоровья (насморк и кашель), все окружение людей, не имеющие проблем со здоровьем стали жаловаться на такие же симптомы. Каждый вторник и четверг происходят какие-то выбросы, все начинают чихать и кашлять. Предполагаем, что Завод Кирова что-то выбрасывает в окружающую среду. Садики и ближайшие учреждения жалуются на странный запах в воздухе. Прошу Вас помочь разобраться в проблеме.

ОТВЕТ. Прокуратурой г. Копейска с привлечением специалистов Министерства 12.09.2017г. проведена выездная проверка Акционерного общества «Копейский машиностроительный завод» на предмет соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха. В ходе проверки были выявлены нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно: осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения от технологического оборудования, установленного в рамках технологического перевооружения литейного цеха АО «Копейский машзавод»; мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не согласованны с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (с Министерством экологии Челябинской области); контроль нормативов ПДВ на источниках выбросов инструментальным методом осуществляется не аккредитованной лабораторией. Информация о выявленных нарушениях передана в прокуратуру г. Копейска для принятия мер прокурорского реагирования.

 

Эксперт Комиссии Общественной палаты Челябинской области по вопросам здравоохранения и демографической политики, д.м.н. Олег Валентинович Авилов:

1. Не является ли политически близоруким игнорирование протестных настроений в отношении Томинского ГОКа?

2. Каким образом планируется довести до населения информацию о результатах независимой экспертизы безопасности строительства Томинского ГОКа?

3. Каковы гарантии того, что строительство Томинского ГОКа не нанесёт непоправимого вреда окружающей Челябинск среде, и, в частности, реке Миасс и Шершнёвскому водохранилищу?

4. Каким образом предполагается устранять неблагоприятные последствия строительства, если они всё-таки наступят?

5. Как планируется поступать с фактами незаконного возведения жилых домов на берегах Шершнёвского водохранилища, и с возникающим из-за этого загрязнением единственного источника водоснабжения г.Челябинска?

ОТВЕТ 1.

1. Опасения граждан экологическими рисками строительство ГОКа инициировали дополнительные оценки этих рисков, предусмотренные законодательством.

В связи с большим количеством обращений граждан по вопросам строительства Томинского ГОКа, в 2015 году Губернатором Челябинской области было принято решение о проведении экологического аудита документации, связанной со строительством ТГОК, и распоряжением Правительства Челябинской области от 06.08.2015 № 425-рп выделены средства на его проведение.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Основные опасения граждан по экологическим рискам строительства Томиниского ГОК, высказываемые в обращениях и размещенные на сайте движения «СТОП-ГОК»: что «медь будет выделяться из пород с помощью серной кислоты - а это кислотные хвостохранилища, испарения, стоки, которые могут попасть и в Шершнёвское водохранилище - наш основной источник воды», и что хвостохранилище с высотой дамбы 96 метров – это потенциально опасный объект, разрушение которого приведет к загрязнению обширной территории.

Техническое задание на проведение экологического аудита было составлено с учетом вопросов в обращениях граждан и предложений, поступивших после размещения задания на аудит на сайте закупок.

Проектная документация для аудита была предоставлена АО «Томинский ГОК».

Экологический аудит выполнен в период с 05.02.2016 по 21.07.2016 в рамках государственного контракта, заключенного между Министерством экологии Челябинской области и ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет».

По результатам экологического аудита основной вывод экспертов ФГБОУ ВО «УГГУ» заключается в том, что намечаемая проектными решениями деятельность в целом соответствует требованиям, установленным нормативными актами и документами в части полноты и достоверности представленных данных и оценке воздействия на окружающую среду от всех объектов АО «Томинский ГОК».

В целях снятия (уменьшения) рисков, вызывающих наибольшую озабоченность граждан, экспертами ФГБОУ ВО «УГГУ» рекомендовано отказаться от технологии гидрометаллургического производства и рассмотреть альтернативные варианты складирования обезвоженных хвостов обогащения Томинского ГОКа, например, для рекультивации Коркинского разреза.

Полный текст отчета о проведении аудита размещен на сайте Министерства экологии Челябинской области.

По поручению Губернатора Челябинской области создана рабочая группа по вопросам ликвидации отработанной выработки угольного разреза «Коркинский» с использованием песков обогатительной фабрики Томинского ГОКа с целью координации деятельности по реализации рекомендаций экологического аудита в соответствии с требованиями законодательства. В состав рабочей группы вошли представители Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства экологии Челябинской области, Управления Росприроднадзора по Челябинской области, Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, Уральского управления Ростехнадзора по Челябинской области, Уралнедра, ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компания», ЗАО «РМК»,
АО «Томинский ГОК».

По итогам заседания рабочей группы 22 декабря 2016 года Губернатор Челябинской области отметил, что именно мнение общественности позволило прийти к компромиссу в вопросе строительства «Томинского ГОКа». В соответствии с рекомендациями экологического аудита инвестор выразил готовность отказаться от технологии производства с использованием серной кислоты на будущем предприятии, от строительства предусмотренных существующим проектом объектов складирования отходов. Более того, удалось найти решение другой наболевшей проблемы – рекультивации Коркинского разреза.

ЗАО «РМК» не начинала работы по освоению Томинского месторождения, ранее намеченные с 2015 года, до выработки решений по реализации рекомендаций экологического аудита.

11.07.2017 на выставке «ИННОПРОМ-2017» ЗАО «РМК» дан старт освоению Томинского месторождения медно-порфировых руд.

Исходящим от 12.07.2017 ЗАО «РМК» проинформировало Министерство экологии Челябинской области о том, что в соответствии с рекомендациями экологического аудита документации, связанной со строительством Томинского ГОКа, АО «Томинский ГОК» отказалось от переработки окисленных руд с применением технологии гидрометаллургии и ведет работы по включению Коркинского разреза в технологическую цепочку производственной деятельности комбината.

В газете «Южноуральская панорама» от 17.08.2017 опубликовано информационное сообщение о проведении общественных обсуждений проектов технических заданий на проведение оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности объектов: «Цех производства закладочного материала на основе хвостов обогатительной фабрики Томинского ГОКа» и «Цех транспортирования закладочного материала». С 21.08.2017 в течение 30 дней по 9 адресам (в городе Челябинске, Сосновском и Коркинском муниципальных районах) можно было ознакомиться с указанными проектами.

В настоящее время проекты находятся на доработке по предложениям и замечаниям, полученным в период с 21.08.2017 по 19.09.2017.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 09.12.2010 № 544 АО «Томинский ГОК» относится к объектам федерального государственного экологического надзора, который на территории Челябинской области осуществляет Управление Росприроднадзора по Челябинской области.

ОТВЕТ 2.

Полный текст отчета об экологическом аудите размещен на сайте Министерства на следующий день после приемки отчета летом 2016 года.

ОТВЕТ 3.

Гарантии безопасного строительства – в его реализации в точном соответствии с проектом, получившем положительные заключения государственных экспертиз.

ОТВЕТ 4.

АО «Томинский ГОК» относится к объектам федерального государственного экологического надзора, который осуществляет Управление Роприроднадзора по Челябинской области. В функции надзора входит, в том числе, установление виновника и размера вреда, причиненного окружающей среде, принятие предусмотренных законодательством мер принуждения к возмещению нанесенного ущерба

ОТВЕТ 5.

Указанный вопрос относится к компетенции Прокуратуры и Органов местного самоуправления. В случае выявления фактов незаконного строительства в водоохранной зоне Шершнёвского водохранилища все документы будут направляться в вышеуказанные органы для принятия мер в рамках полномочий.

Вахтина Елена Анатольевна, Челябинск:

1. Будет ли учитываться мнение большинства жителей Челябинска п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: