Эти стихи замечательная петербургская поэтесса Надежда Полякова посвятила самому прекрасному и романтическому месяцу года.




Белые ночи – это уникальное явление природы, когда ночью так же светло, как и днём. Белые ночи есть только на северных широтах, и наш Санкт-Петербург называют не только Северной Венецией, но и городом белых ночей. Белые ночи начинаются в мае и заканчиваются в июле. В Петербурге белые ночи всегда отмечались романтическими гуляниями. Недаром праздник выпускников школ "Алые паруса" отмечается именно в белые ночи, только не в мае, а в июне, после выпускных экзаменов.

Пленительный образ белых ночей запечатлён в полотнах русских живописцев и в стихах русских поэтов А. Пушкина, А. Ахматовой, А. Блока, Б. Пастернака и многих других известных авторов. Именно так – "Белые ночи" – названа повесть великого русского писателя Ф.М. Достоевского.

А что же вы услышите в произведении П.И. Чайковского? Сначала вы услышите музыку, которая напомнит вам о прозрачной тишине белой ночи на улицах Санкт-Петербурга и в его прекрасных живописных окрестностях. В ней и мечтательное раздумье, и умиротворение, и отдых от шумного, суетного дня. Далее вы услышите, как нарастает волнение души, и музыка приобретает восторженный, порывистый характер, а заканчивается пьеса опять образом белой ночи – светлой, романтичной и немного грустной.

Эту прелестную пьесу вы услышите в исполнении знаменитого пианиста, художественного руководителя и главного дирижера Российского Национального Оркестра Михаила Плетнева.

(Прослушивание пьесы)

Вопросы ведущего:

Вы прослушали еще три пьесы из фортепианного цикла П.И. Чайковского "Времена года".

Заметили ли вы, что все пьесы цикла написаны в трехчастной форме?

Что отличает такую трехчастную форму?

Услышали ли вы различия в манере исполнения каждого из пианистов?

Кто из художников, по вашему мнению, наиболее выразительно отразил в своём творчестве тему белых ночей?

(Ответы детей)

 

Часть III. Лето.

Ведущий:

 

Июнь – первый месяц лета, долгожданный, тёплый, наполненный ароматами цветущей природы. Несомненно, июнь неразрывно связан с продолжением белых ночей, с незабываемыми видами многочисленных каналов и рек, на берегах которых расположен наш величественный и прекрасный город. Санкт-Петербург часто называют северной Венецией. А чем же славится итальянская Венеция? Конечно же, многочисленными каналами, по которым плывут знаменитые венецианские лодки – гондолы, или, как их иначе называют, - барки, управляемые гребцами – гондольерами. Гондольеры не только ловко управляли гондолами, но и замечательно пели.

В итальянской народной музыке песню лодочников, гребцов называли баркаролой. Песни эти, как правило, были протяжными, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерный плеск волн.

В XIX веке в России баркаролы получили большое распространение как в музыке, так и в поэзии и живописи. Пьеса П.И. Чайковского наполнена теплом и покоем. Мелодия как бы "раскачивается" на волнах сопровождения, напоминающего гитарные переливы. В середине характер меняется – становится более радостным и беззаботным. Вы даже сможете услышать в музыке быстрые и шумные всплески волн. Затем всё успокаивается, и вы опять будете наслаждаться упоительной по своей красоте мелодией, которая постепенно замирает и как бы растворяется в предутренней дымке. Вот почему Н.М. Бернард дал такое название июньской пьесе Чайковского – «Баркарола».

Множество картин посвящено лету – этому восхитительному времени года и, конечно, вы тоже сможете полюбоваться видами каналов Петербурга и завораживающими пейзажами русской природы, наполненными умиротворением и покоем.

Эту пьесу вы услышите в исполнении М. Плетнёва.

(Прослушивание пьесы)

 

Ведущий:

 

Июль – вершина лета, с его буйным разнотравьем, пахнущим мёдом, жарким солнышком, щедро раздающим своё тепло. Пётр Ильич любил эту летнюю пору в деревне и в одном из писем писал: "Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России в деревне по полям, по лесу вечером по степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе".

Июль – это время, когда косят траву. Косари выходили в поле на покос рано-рано утром, до жаркого солнца, и во время работы пели. Эти песни существовали на Руси с древних времён. Пели дружно, весело, помогая себе в тяжёлой работе.

"Песнь косаря" П.И. Чайковского – это сцена из народной деревенской жизни. В крайних разделах вы услышите мелодию, напоминающую народную песню. А в середине найдёте сходство с звучанием русских народных инструментов.

Косьба – очень популярный сюжет в русском искусстве. Косьбу воспевали в стихах русские поэты, запечатлевали в красках художники. Вы почувствуете зной июльского дня и благоухание скошенной травы, увидите раздолье русских полей, и вам обязательно захочется побывать в этой атмосфере, научиться косить траву и петь народные песни.

 

Вопрос ведущего: "Кто сможет назвать имена русских поэтов или художников, посвятивших своё творчество крестьянской жизни?" (Предполагаемые ответы: поэты

С. Есенин, А. Кольцов, Н. Некрасов, художники А. Венецианов, А. Саврасов)

 

Эту пьесу вы услышите в исполнении В. Ашкенази.

(Прослушивание пьесы)

 

Ведущий:

 

Последний месяц лета – август. В августе начинается уборка урожая – жатва, важнейшая пора в жизни крестьян. Работали в поле семьями от зари до зари, потому что от урожая зависело, как семья будет жить целый год. И, конечно же, в тяжёлой работе помогала песня.

"Жатва" – это большая сцена из крестьянской жизни. П.И. Чайковский в рукописи сделал ещё один подзаголовок – "скерцо". Скерцо (в переводе с итальянского – шутка) – это небольшое музыкальное произведение в оживлённом темпе, которое может быть частью сонаты или симфонии, но может быть и самостоятельным произведением.

"Жатва" – это развёрнутое произведение для фортепиано, которое рисует яркую картину из жизни русского крестьянина-земледельца. В ней вы можете услышать оживление, подъём, характерный для большой, дружной совместной работы крестьян. А в средней части картина меняется на лирический деревенский пейзаж, который мы так любим и на котором и разворачивается сцена жатвы."Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж..." – так говорил сам композитор. А для русских художников сцены жатвы, так же, как и сцены косьбы, были особым источником вдохновения. Воплощение сцен деревенского труда и быта, жанровые зарисовки, пейзажи русской природы всегда были одной из сильнейших сторон русской школы живописи.

Эту пьесу вы услышите в исполнении Д. Мацуева.

(Прослушивание пьесы)

 

Вопросы ведущего:

Почему Санкт-Петербург называют северной Венецией?

От какого слова происходит название пьесы "Баркарола"?

В чем отличие пьес "Песнь косаря" и "Жатва" от "Баркаролы"?

 

Часть IV. Осень.

 

Ведущий:

 

Пришёл сентябрь, но природа ещё не хочет умирать, и только первое золото и багрянец в листве напоминают нам о том, что прекрасная летняя пора уже позади.

Сентябрь – это месяц свадеб после сбора урожая, месяц мёда и яблок, а ещё это пора охоты. Охота – очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы. Л.Н. Толстой,

И.С. Тургенев описывали сцены охоты в своих знаменитых романах, повестях и рассказах, а русские художники, такие как Н.Е. Сверчков и А.С. Степанов посвятили своё творчество воплощению разнообразных сцен охотничьей потехи в многочисленных картинах.

Охота в России была уделом людей страстных, сильных, и проходила очень шумно и азартно, под звуки охотничьих рогов, которые возвещали начало и конец охоты, со множеством заливисто лающих великолепных породистых собак. В дворянском быту охота была забавой, развлечением со своим строгим ритуалом, требовавшим от её участников мужества, силы, ловкости.

Всё это вы услышите в музыке П.И. Чайковского. Начинается пьеса с ярких аккордов, напоминающих звуки охотничьих рогов. В музыке вы ощущаете азарт всадников, нетерпеливый бег коней, возбуждённый лай собак. Как и все пьесы цикла, "Охота" написана в трёхчастной форме, и во второй части характер музыки меняется. Создаётся ощущение затаённости, и наше воображение рисует крадущихся по следу собак и притаившихся охотников… А затем снова весёлая и шумная погоня. И в финале – ловля добычи и конец охоты.

Эту пьесу вы услышите в исполнении Д. Мацуева.

 

(Прослушивание пьесы)

 

Ведущий:

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

 

Так писал об осени великий А.С. Пушкин.

Осень в России всегда была порой, которую воспевали писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русских просторов, одетых в царственный багрянец и золото, и унылый пейзаж постепенного умирания природы, и грусть по уходящему лету как символу жизни.

"Осенняя песнь" (октябрь) – это прощание перед погружением природы в долгий зимний сон, и в чарующей мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В средней части мы услышим просветление, трепетное воодушевление, робкую надежду на продолжение жизни, но музыка возвращает нас к печальным интонациям, и в конце замирает, не оставляя никакой надежды на возрождение. Впереди зима...

Композитор в своей пьесе объединил пейзаж и настроение человека, созерцающего и чувствующего умирание природы. "Каждый день, отправляюсь на далёкую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характерным колоритом, – писал П.И. Чайковский. Не знаю другого времени года, который бы так вдохновлял русских художников. В живописных полотнах запечатлена золотая осень во всём царственном великолепии и картины замирания природы.

Эту пьесу вы услышите в исполнении В. Ашкенази.

 

(Прослушивание пьесы)

 

Ведущий:

 

Самый грустный месяц осени – ноябрь. Уже и листва облетела, и ночи стали совсем длинными, да и днём не увидишь солнышка.

В XIX и XX веке в ноябре уже наступали морозы, и снег выпадал даже в начале ноября. "Стоят морозы, но солнце ещё немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами," – писал композитор.

Почему же пьеса называется "На тройке"?

В России всегда любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен. Тройка – это три коня, запряжённых вместе под одной дугой. К дуге подвешивали колокольчики, которые при езде переливались малиновым звоном.

Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей, лихой ямщик – это своеобразный символ продолжающейся жизни, надежда на возрождение. Недаром следом за печальной "Осенней песнью" П.И. Чайковский написал ноябрьскую пьесу именно такой – в ней мажорное настроение чередуется с минорной грустью.

Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных раздумий. Но затем всё ближе и ближе начинают звучать колокольчики под дугой. Весёлый перезвон на время заглушает грустное настроение, но затем вновь мы слышим песнь ямщика.

А в полотнах русских художников вы увидите грустный пейзаж поздней осени, и первый ранний снег, и русскую тройку на широком русском раздолье.

Эту пьесу вы услышите в исполнении М. Плетнёва.

(Прослушивание пьесы)

 

Ведущий:

 

Мы познакомились с одним из самых значимых инструментальных произведений –

фортепианным циклом П.И. Чайковского "Времена года".

Какие пьесы цикла произвели на вас наибольшее впечатление и почему?

Назовите имена русских художников, с чьим творчеством вы уже были знакомы.

Картины каких современных художников вам запомнились и почему?

Что дало вам знакомство с фортепианным циклом "Времена года"?

Что нового вы узнали о творчестве П.И. Чайковского?

 

Библиография.

 

1. С.Ю. Привалова. Информационные технологии

в музыкальном образовании. www.dissertcat.com

2. Е.А. Лаврентьева. Методическая разработка www.nsportal.ru "Применение современных ИТ на предметах

музыкально-теоретического цикла в ДМШ" 3. М.Л. Селеджиева. Внедрение новых технологий www.podlipki.korolev-culture.ru

в среду детского образования.

4. А.С. Майкапар. Чайковский. "Времена года". https://files.school-collection.edu.ru/

5. П.Е. Вайдман. Чайковский. Жизнь и творчество http:/www.tchaikov.ru/vremena.html

русского композитора.

Фортепианный цикл "Времена года".

6. Аудиозаписи фортепианного цикла "Времена года" в исполнении Д. Мацуева,

В. Ашкенази, М. Плетнева.

7. Репродукции картин русских художников: https://gallerix.ru/

https://liveinternet.ru/

https://bibliotekar.ru/

https://tphv.ru/

https://paintingart.ru/

https://artcyclopedia.ru/

 

 

В мультимедиа проекте использованы картины следующих художников:

 

А.Л. Аврин (1964). Осень в Летнем Саду.

А.В. Адамов (1971). В поле.

А.В. Адамов (1971). Иней.

А.В. Адамов (1971). Осенний парк.

А.В. Адамов (1971). Пейзаж.

А.В. Адамов (1971). Пруд. Осень.

И.К. Айвазовский (1817-1900). Лунная ночь.

И.К. Айвазовский (1817-1900). Гондольер в море ночью.

И.К. Айвазовский (1817-1900). Лунная дорожка.

И.К. Айвазовский (1817-1900). Лунная ночь. Феодосия.

И.К. Айвазовский (1817-1900). Ночь в Венеции.

Н.А. Анохин (1966). Натюрморт с голубой лентой.

Н.А. Анохин (1966). Русская зима.

Н.А. Анохин (1966). В старом доме Ракитиных.

А.П. Афонин (1966). Соловьиная ночь.

Л.А. Афремов (1955). Осенний дождь.

М.Я. Бакаева (1939). Подснежники.

В.Н. Бакшеев (1862-1958). В начале весны.

В.Н. Бакшеев (1862-1958). Голубая весна.

В.Н. Бакшеев (1862-1958). Иней.

В.В. Бахтин (1951). Зов соперника.

А.К. Беггров (1841-1914). Вид на Неву и Адмиралтейскую набережную в лунную ночь.

Д.А. Белюкин (1962). Дорога к храму.

С.Е. Бессонов (1961). Уж небо осенью дышало...

Р.Х. Биляев (современник). Волшебство природы.

А.П. Боголюбов (1824-1896). Ипатьевский монастырь близ Костромы.

С.Ю. Боев (1973). Санкт-Петербург.

С.Ю. Боев (1973). Санкт-Петербург. Морской собор.

Е.П. Бойко (1967). Белые ночи. Мосты.

Е.П. Бойко (1967). Мечта.

А.Б. Болотов (1981). Осенний дождь.

В.Л. Боровиковский (1757-1825). Зима в виде старика.

Л.И. Бродская (1910-1991). Апрель.

К.П. Брюллов (1799-1852). Гадающая Светлана.

П.А. Брюллов (1840-1914). Весна.

В.Н. Бутко (1977). Верба.

В.М. Васнецов (1848-1926). Крестьянин с шестом.

В.М. Васнецов (1848-1926). Савка-охотник.

И.А. Вельц (1866-1926). Весной в окрестностях Петербурга.

И.А. Вельц (1866-1926). Иней.

А.Г. Венецианов (1780-1847). Гадание на суженого.

А.Г. Венецианов (1780-1847). Жнецы.

А.Г. Венецианов (1780-1847). Жница.

А.Г. Венецианов (1780-1847). Крестьянка с косой и граблями.

А.Г. Венецианов (1780-1847). Крестьянка с крынкой молока.

А.Г. Веницианов (1780-1847). Гумно.

А.Г. Веницианов (1780-1847). Крестьянские дети в поле.

А.Г. Веницианов (1780-1847). На жатве. Лето.

А.В. Вилков (1977). Апрель в лесу.

С.А. Виноградов (1869-1938). На гумне.

С.А. Виноградов (1869-1938). Ожидание.

Е.Е. Волков (1844-1920). Тёплый вечер.

Е.Е. Волков (1844-1920). Болото осенью.

Е.Е. Волков (1844-1920). Тёплый вечер.

С.С. Ворошилов (1865-1911). Начало охоты.

С.С. Ворошилов (1865-1911). Охота в берёзовой роще.

С.С. Ворошилов (1865-1911). Охота с гончими.

Н.А. Гаврилова (1955). Осенние сны Летнего сада.

А.Х. Галимов (1958). Беллона в Летнем саду.

А.Х. Галимов (1958). Летний сад. Аллегория Архитектуры.

А.Х. Галимов (1958). Летний сад. Осень.

А.Х. Галимов (1958). Петропавловская крепость.

А.Х. Галимов (1958). По волнам моей памяти. Летний сад. Теплый вечер.

А.М. Герасимов (1861-1963). Летний дождь в полдень.

А.В. Гине (1830-1880). Финляндский пейзаж.

М.А. Гордеева (1970). Осенний парк.

И.С. Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954). Солнце – на лето, зима – на мороз.

И.Э. Грабарь (1871-1960). Березовая аллея.

И.Э. Грабарь (1871-1960). Роскошный иней.

А.М. Грицай (1914-1988). Время песен жаворонка.

П.Н. Грузинский (1837-1892). Масленица.

Н.Н. Дубовской (1859-1918). Морозное утро.

Н.Н. Дубовской (1859-1918). Жатва.

А.С. Егорнов (1858-1903). Летний пейзаж с костром.

А.Е. Емельянов (1951). Святки.

И.И. Ендогуров (1861-1898). Ранняя весна.

Ю.А. Жабин (1958). Русская тройка.

Ф.С. Журавлев (1836-1901). Боярышня.

Ф.С. Журавлёв (1836-1901). Девушка в русском костюме.

С.Ю. Жуковский (1873-1944). Бессонная ночь. Светает.

С.Ю. Жуковский (1873-1944). В старом доме.

С.Ю. Жуковский (1873-1944). Весенний бурлящий ручей.

С.Ю. Жуковский (1873-1944). Весенняя вода.

С.Ю. Жуковский (1873-1944). Весна.

С.Ю. Жуковский (1873-1944). Ранняя весна (Беседка в парке).

С.Ю. Жуковский (1873-1944). Усадьбы. Отблески вечерней зари.

М.А. Зичи (1827-1906). Бал в честь Александра II в Гельсингфорсе.

А.В. Зайцев (1959). Зима.

Я.И. Зяблов (1977). Колвица. Белая ночь.

П.В. Еськов (1981). Белая ночь. Крюков канал.

М.Б. Ефремова (1961). Борзые в осеннем поле.

Л.Л. Каменев (1833-1886). Жатва (Пейзаж со стогами).

Н.Н. Каразин (1842-1908). Зимний день.

Д.Н. Кардовский (1866-1943). Бал в Петербургском Дворянском собрании.

А.Д. Кившенко (1851-1895). Жнитво (Дети, несущие в поле обед жницам).

А.Д. Кившенко (1851-1895). По тетеревиным выводкам.

Н. Киреева (1976). Летние цветы.

Н. Киреева (1979). Лето в деревне.

Ю.Ю. Клевер (1850-1924). Закат солнца зимой.

Ю.Ю. Клевер (1850-1924). Зимний пейзаж с избушкой.

Ю.Ю. Клевер (1850-1924). Осень.

С.Л. Кожин (1979). Святочное гадание.

М. Кокорин (1955). Охотничьи трофеи.

Г.П. Кондратенко (1854-1924). Зимний вечер.

Г.П. Кондратенко (1854-1924). Памятник Петру I.

Г.П. Кондратенко (1854-1924). Сельский вид.

Г.П. Кондратенко (1854-1924). Тихая обитель.

С.А. Кондратьевич (1830-1897). Хоровод в селе.

А.А. Коробкин (1974). Кузьминки. Липовая аллея.

А.А. Коробкин (1974). Псовая охота.

Д.В. Коробкина (1980). Деревенское окно.

Д.В. Коробкина (1980). Верба.

Д.В. Коробкина (1980). Вербочка.

Д.В. Коробкина (1980). Весна на Клязьме.

Д.В. Коробкина (1980). Тихое утро.

К.А. Коровин (1861-1939). Зимний пейзаж.

В.Л. Копылов (современник). Зимняя дорога.

К.Я. Крыжицкий (1858-1911). Зимний лес.

К.Я. Крыжицкий (1858-1911). Закат.

К.Я. Крыжицкий (1858-1911). Лес зимой.

К.Я. Крыжицкий (1858-1911). Ранняя весна.

К.Я. Крыжицкий (1858-1911). Солнечный день.

Н.П. Крымов (1884-1958) Уборка сена.

Н.Д. Кузнецов (1850-1929). Охота с борзыми.

А.И. Куинджи (1840-1910). Берёзовая роща.

А.И. Куинджи (1842-1910). Вид Исаакиевского собора при лунном освещении.

А.И. Куинджи (1842-1910). Лунная ночь на море.

А.И. Куинджи (1842-1910). Ночное.

А.И. Куинджи (1842-1910). Ранняя весна.

В.А. Куликов (1970). Белые ночи.

И.С. Куликов (1875-1941). Зимним вечером.

И.С. Куликов (1875-1941). В крестьянской избе.

Б.М. Кустодиев (1878-1927). Масленица 1919.

Б.М. Кустодиев (1878-1927). Масленица 1920.

Б.М. Кустодиев (1878-1927). Масленица.

Б.М. Кустодиев (1878-1927). Балаганы.

Б.М. Кустодиев (1878-1927). Жатва.

Б.М. Кустодиев (1878–1927). Иней, освещённый солнцем.

Б.М. Кустодиев (1878-1927). Летний полдень.

Б.М. Кустодиев (1878-1927). Портрет Шаляпина.

Б.М. Кустодиев (1878-1927). Святочные гадания.

Л.Ф. Лагорио (1827-1905). Белые ночи Петербурга.

Л.Ф. Лагорио (1827-1905). Северный пейзаж.

И.И. Левитан (1860-1900). Белая сирень.

И.И. Левитан (1860-1900). Весна. Белая сирень.

И.И. Левитан (1860-1900). Весна. Большая вода.

И.И. Левитан (1860-1900). Вечерний звон.

И.И. Левитан (1860-1900). Июньский день. (Лето).

И.И. Левитан (1860-1900). Март.

И.И. Левитан (1860-1900). На даче в сумерки.

И.И. Левитан (1860-1900). Осень. Охотник.

И.И. Левитан (1860-1900). Ранняя весна.

И.И. Левитан (1860-1900). Тихая обитель.

И.И. Левитан (1860-1900). Туман над водой.

И.И. Левитан (1860-1900). Последний снег.

Д.И. Лёвин (1955). Дождь в парке.

С.Б. Ляхович (1961). Зимняя канавка.

С.Б. Ляхович (1961). Набережная Мойки.

С.Б. Ляхович (1961). Спас на Крови.

С.Б. Ляхович (1961). Фонарики.

Д.Г. Левицкий (1735-1822). Портрет Александры Петровны Левшиной.

Д.Г. Левицкий (1735-1822). Портрет Е.И. Нелидовой.

Д.Г. Левицкий (1735-1822). Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущевой.

Д.Г. Левицкий (1735-1822). Портрет Натальи Семёновны Борщовой.

В.Е. Маковский (1846-1920). Литературное чтение.

К.Е. Маковский (1839-1915). Боярыня у окна.

К.Е. Маковский (1839-1915). Боярышня.

К.Е. Маковский (1839-1915). Головка.

К.Е. Маковский (1839-1915). Девушка в костюме Флоры.

К.Е. Маковский (1839-1915). Девушка со снопом.

К.Е. Маковский (1839-1915). Женский портрет.

К.Е. Маковский (1839-1915). Женский портрет.

К.Е. Маковский (1839-1915). Женский портрет.

К.Е. Маковский (1839-1915). Крестьянский обед в поле.

К.Е. Маковский (1839-1915). Охотники на привале.

К.Е. Маковский (1839-1915). Портрет графини Е.П.Шереметьевой.

К.Е. Маковский (1839-1915). Портрет девочки.

К.Е. Маковский (1839-1915). Портрет жены художника Ю.П.Маковской.

К.Е. Маковский (1839-1915). Портрет З.Н.Юсуповой.

К.Е. Маковский (1839-1915). Русская красавица в кокошнике.

К.Е. Маковский (1839-1915). Русская красавица.

К.Е. Маковский (1839-1915). Чаепитие.

К.Е. Маковский (1839-1915). Ямщик.

К.Е. Маковский (1839-1915). Кокетка.

К.Е. Маковский (1839-1915). Портрет боярышни.

К.Е. Маковский (1839-1915). Русская красавица.

А.М. Максимов (1810-1865). Девушка со снопом.

В.М. Максимов (1844-1911). Бабушкины сказки.

В.М. Максимов (1844-1911). Добредёт ли...

В.М. Максимов (1844-1911). После обедни.

Г.М. Манизер (1891-1966). Рождественская ярмарка.

В.Н. Марков (1949). Деревенская улица.

В.Н. Марков (1949). Зима.

И.В. Медведев (1913-1998). Зимний дворик в Чашниково.

И.В. Медведев (1913-1998). Два снегиря.

И.В. Медведев (1913-1998). Ночь на Святки.

А.И. Мещерский (1834-1902). У лесного озера.

Р.А. Миф (1966). Белая ночь на Мойке.

Р.А. Миф (1966). Вид на Певческий мост и Исаакиевский собор.

Р.А. Миф (1966). Канал Грибоедова.

Р.А. Миф (1966). Крыши Петербурга.

Р.А. Миф (1966). На Мойке.

Р.А. Миф (1966). У Большого Конюшенного моста.

А.В. Моравов (1878-1951) Косцы.

И.Х. Муртазин (1964). Золотая листва.

М.В. Нестеров (1862-1942). Соловки.

М.В. Нестеров (1862-1942). Осень. В день ангела.

П.А. Нилус (1869-1943). Осень.

В.Д. Орловский (1842-1914). Косари.

И.С. Остроухов (1858-1929). Золотая осень.

И.С. Остроухов (1858-1929). Первая зелень.

И.С. Остроухов (1858-1929). Ранней весной.

О.А. Панов (1962). Ростральные колонны.

Э.П. Панов (1948). Осенняя рапсодия.

Э.П. Панов (1948). Деревенская весна.

Э.П. Панов (1948). Вечернее умиротворение.

В.С. Первунинский (1957). Бал.

В.С. Первунинский (1957). Великосветский бал.

В.С. Первунинский (1957). Венский бал.

В.С. Первунинский (1957). Выезд с борзыми.

В.С. Первунинский (1957). Приглашение на бал.

В.С. Первунинский (1957). Светский раут.

К.С. Первухин (1885-1968).Осень на исходе.

В.Г. Перов (1833-1882). Крестьянин в поле.

В.Г. Перов (1833-1882). Охотники на привале.

В.Г. Перов (1833-1882). Птицелов.

Н.К. Пимоненко (1862-1912). Жатва на Украине.

Н.К. Пимоненко (1862-1912). Святочное гадание.

Н.К. Пимоненко (1862-1912). Сенокос.

А.А. Пластов (1893-1972). Жатва.

А.А. Пластов (1893-1972). На колхозном току.

А.А. Пластов (1893-1972). Сенокос.

Н.В. Плисюк (1977). Первые подснежники.

В.В. Плотников (1971). Весна. Суздаль.

В.В. Плотников (1971). Вечер у реки.

В.В. Плотников (1971). Воскресенский монастырь.

В.Д. Поленов (1844-1927). Бабушкин сад.

В.Е. Попков (1932-1974). Осенние дожди. Пушкин.

А.А. Попов (1852-1919). В отсутствии господ.

Ю.Ю. Прядко (1980) Зима. Дорога. Вечер.

Ю.Ю. Прядко (1980). Вечер.

Ю.Ю. Прядко (1980). Ноябрьский вечер.

Ю.Ю. Прядко (1980). Осенний мотив.

К.А. Прохоров (1961). Зимняя тройка.

Н.Е. Рачков (1825-1895). Девочка с ягодами.

Н.К. Рерих (1874-1947). Княжья охота. Олень

Р.Г. Романов (1966). Суздаль. Покровский собор.

А.А. Рылов (1870-1939). Белая ночь. Ночная заря.

А.П. Рябушкин (1861-1904). Зимнее утро.

А.П. Рябушкин (1861-1904). Зимнее утро.

А.П. Рябушкин (1861-1904). Прогулка боярышни.

А.К. Саврасов (1830-1897). Сжатое поле.

А.К. Саврасов (1830-1897). Весенний день.

А.К. Саврасов (1830-1897). Грачи прилетели.

А.К. Саврасов (1830-1897). Зима.

А.К. Саврасов (1830-1897). Зимний пейзаж.

А.К. Саврасов (1830-1897). Зимний пейзаж. (Оттепель).

А.К. Саврасов (1830-1897). Зимняя дорога.

А.К. Саврасов (1830-1897). Печерский монастырь под Нижним Новгородом.

А.К. Саврасов (1830-1897). Распутица.

А.К. Саврасов (1830-1897). Рожь.

Е.М. Самарская (1968). Звенящая музыка русской глубинки.

Е.М. Самарская (1968). Русская тройка с ямщиком.

Е.М. Самарская (1968). Русская тройка.

Е.М. Самарская (1968). Эх, залётные!

Н.Е. Сверчков (1817-1898) отдых на охоте.

Н.Е. Сверчков (1817-1898) Охота.

Н.Е. Сверчков (1817-1898) Охотники.

Н.Е. Сверчков (1817-1898) Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы.

Н.Е. Сверчков (1817-1898). На Масленице.

Н.Е. Сверчков (1817-1898). Охота в Ропше.

Н.Е. Сверчков (1817-1898). Охота на волка.

Н.Е. Сверчков (1817-1898). Охота с борзыми.

Н.Е. Сверчков (1817-1898). С обеда на покос.

Н.Е. Сверчков (1817-1898). Тройка зимой.

Н.Е. Сверчков (1817-1898). Тройка. 1848.

С.Н. Сергеев (1982). По следу.

Ю.А. Сергеев (1961). Гадание на суженого. Святки.

Ю.А. Сергеев (1961). Тройка.

Ю.В. Сергеев (1961). Масленица. Красное село.

Ю.В. Сергеев (1961). Ночное гадание. Святки.

Ю.В. Сергеев (1961). Русь зачарованная.

Ю.В. Сергеев (1961). Русь зачарованная. Снеговики.

Ю.В. Сергеев (1961). Февральская метель.

З.Е. Серебрякова (1884-1967). Жатва.

З.Е. Серебрякова (1884-1967). Крестьяне.

З.Е. Серебрякова (1884-1967). Крестьянка с квасником.

В.А. Серов (1865-1911). Зимой.

В.А. Серов (1865-1911). Мика Морозов.

Л.И. Соломаткин (1837-1883). Зима. Метель.

Л.И. Соломаткин (1837-1883). Масленица.

К.А. Сомов (1869-1939). Осень.

Т.М. Сонец (1973). Весна. Апрель.

А.Н. Степанов (1860-1911). По волку с гончими.

А.С. Степанов (1858-1923). Журавли летят.

А.С. Степанов (1858-1923). Катание на Масленицу.

А.С. Степанов (1858-1923). Осень.

А.С. Степанов (1858-1923). Сбор на охоту.

В.Ф. Стожаров (1926-1973). Натюрморт с расписной дугой.

В.Ф. Стожаров (1926-1973). Натюрморт с яблоками.

В.Ф. Стожаров (1926-1973). Натюрморт.

В.Ф. Стожаров (1926-1973). Натюрморт. Лён.

В.Ф. Стожаров (1926-1973). У самовара.

Е.И. Столица (1870-1929). Осень.

Н.В. Стрельцова (1973). Белая ночь.

Н.В. Стрельцова (1973). Белая ночь над городом.

Н.В. Стрельцова (1973). Осень в летнем саду.

Р.Г. Судовский (1850-1885). На берегу моря.

В.И. Суриков (1848-1916). Взятие снежного городка.

Н.Е. Тимков (1912-1993). Зимой.

О.П. Токарев (1967). Осенняя ностальгия.

В.А. Тропинин (1776-1857). Девушка со свечой.

В.А. Тропинин (1776-1857). Пряха.

Л.В. Туржанский (1875-1945). Последний снег.

В.Г. Худяков (1826-1871) Косарь.

Е. Хомутова (1964). Снежный танец.

В.В. Филиппов (1956). Подснежники.

Р.Ф. Френц (1831-1918). Егерь с двумя борзыми.

Р.Ф. Френц (1831-1918). Егерь с тремя борзыми.

О.А. Ческидова (1943). Белые ночи.

А.Н. Шильдер (1861-1919). Овраг.

И.И. Шишкин (1832-1898). Белун. Древнерусский бог жатвы.

И.И. Шишкин (1832-1898). Женщина под зонтиком на цветущем лугу.

И.И. Шишкин (1832-1898). Золотая осень.

И.И. Шишкин (1832-1898). Лесная заводь. Осень.

И.И. Шишкин (1832-1898). Мальчик в поле.

И.И. Шишкин (1832-1898). Пейзаж полесья.

И.И. Шишкин (1832-1898). Прогулка в лесу.

И.И. Шишкин (1832-1898). Рожь.

Б.В. Щербаков (1916-1995). Журчат ручьи весенние.

К.Ф. Юон (1875-1958). Мартовское солнце.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: