Исторический опыт показывает, что политическая власть может быть сформирована либо в результате свободного демократического выбора, либо — военного переворота или революции. Когда политическая власть устанавливается путем ее узурпации, у граждан данного общества формируется недоверие к этой власти, что незаконно возглавляет государство. Эффективность такой власти слишком ограничена, и ее основным средством достижения целей является насилие.
По-другому к политической власти граждане относятся в случае, когда она сформирована демократическим путем, официально признана самим обществом и заграничными государствами. Такая власть имеет потенциальную возможность установить оптимальные политические отношения в государстве между разными классами и слоями населения и достичь признания обществом, народом ее права на руководящую роль.
Однако законное установление политической власти не является гарантией того, что и в дальнейшем она вполне оправдает доверие своих граждан. То есть власть может быть законной, но не эффективной, не вызывать симпатии народа, который адекватно этому и будет реагировать на любые властные приказы и директивы. Когда власть законна, но опирается лишь на подчинение (физическое, экономическое, психологическое, материальное), то возможности ее крайне ограничены. Авторитет власти, степень доверия к ней граждан определяется не столько подчинением, сколько согласием граждан добровольно ей покориться. Навязывание политической властью своей воли может натолкнуться на стойкое сопротивление подчиненных.
В политологии и правовой науке власть, что принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велением, а не навязывается, называется легитимной. Добровольное согласие покориться власти возможная лишь в случае, если власть опирается на ценностях, традициях, убеждениях и стремлениях большинства населения. Легитимность является самым важным признаком демократической власти.
Понятие «легитимность» в XX ст. было введено социологом Максом Вебером. Оно означало такой порядок, который был значимым для индивидов и которому они подчинялись как рационально признанной ценности. Вебер разработал концепцию о трех типах легитимности власти, что отображает особенности мотивов подчинения или отторжения индивидами определенных типов социального порядка в форме норм, правил, обычаев, законов:
1. Традиционная легитимность – власть приобретает легитимность согласно с традицией, привычкой подчиняться власти, верой в нерушимость существующих порядков. Например, переход власти в наследство в странах с монархическим режимом осуществляется согласно с традицией.
2. Харизматичная легитимность – политическая власть приобретает законность в глазах членов общества в результате особенной популярности государственного деятеля, который достиг масштабности куль-та его лица.
3. Легальная, или рационально-правовая легитимность – люди признают власть, что опирается на целесообразность, добровольно принятые ими законы. Этот тип легитимности основан на доверии граждан не к отдельным личностям, лидерам, а к укладу государства; характерный для демократических государств.
С этой классификацией Вебер связывает и типологию власти: государственная - при ее рациональном укладе та личная – основана на традиционных и харизматичных легитимирующих основах. Эта типология популярная и в современной западной политической науке.
Основные признаки легитимности политической власти:
1. Доверие к ней подавленного большинства населения, которое основано на уверенности, что существующий порядок является наилучшим для данной страны, а власть способна развязать важные для общества и индивидов проблемы.
2. Признание обществом значимости, ценности как самой власти, так и ее организации. Власть воспринимается не как зло, с которым неминуемо нужно уживаться, а как фактор, что обеспечивает порядок в обществе, защищает жизнь людей.
3. Одобрение массами политики, которую проводит политическое и
государственное руководство, что отображается в согласии с их основыми целями, методами и средствами. Этот признак раскрывает субъективное отношение людей к конкретному правительству, лидеру. Массы с пониманием относятся к использованию даже непопулярних средств и методов, в частности насильственных.
Все эти признаки тесно связаны между собой и в реальной жизни нераздельные. Легитимным является тот политический режим, который может обеспечить стабильность и развитие общества, не прибегая к массовому насилию.
Легитимность политической власти связана с противоположным явлением – делигитимацией – потерей доверия, лишением политики и власти общественного кредита. Делегитимация власти может происходить по следующим причинам:
- противоречия между ценностями, доминирующими в обществе, и эгоистичными интересами управляющей элиты, результатом чего имеется отсутствие поддержки власти народом;
- противоречия между демократией и социальной политикой, когда много проблем развязывается не демократическим, а силовым путем, давлением на средства массовой информации, ограничением прав и свобод граждан;
- растущее социальное неравенство, массовое обнищание большинства населения, в результате чего формируется оппозиция власти (как правило, из интеллектуалов);
- усиление бюрократизации и коррумпированности при условии существования нулевого контроля процесса «снизу» и чрезвычайно слабого – «сверху»;
- в многонациональном государстве – национализм, этнический сепаратизм, когда местная власть отклоняет правомочие федеральной власти.
Таким образом, власть, будучи общественным явлением, является отзеркаливанием объктивной потребности развития общества, его организации и регуляции. Власть – это необходимый и незаменимый механизм саморазвития политической системы общества, всех ее элементов. Политическая власть связывает в единую систему все политические структуры, выступает гарантом политического развития, эффективности политики и жизнедеятельности всего общества.