Основные функции парламента.




ЛЕКЦИЯ № 6

Тема: Высшие органы государственной власти.

Цель: раскрыть основновные функции и условия эффективной работы парламента. Охарактеризовать предназначение и основные полномочия правительства. Дать понятие бюрократии. Проанализировать веберовскую типологию бюрократии.

 

Тип занятия: лекция.

 

План

1. Парламент: сущность и роль в жизни общества.

2. Основные функции парламента.

3. Правительство.

4. Бюрократия и бюрократизм.

 

1. Парламент: сущность и роль в жизни общества.

Парламент – высший предатавительный, законодательный орган государства. Впервые однопалатный парламент был образован в Великобритании в 1265г., а с середины XIV в. он стал двухпалатным. Реальное значен ие как законодательное собрание он приобрел после буржуазных революций ХVІІ – ХVІІІст. Парламент под разными названиями существует почти во всех странах мира. В Италии его называют парламентом, в США – Конгрессом, в Израиле —Кнессетом, в Швеции – риксдагом, В России – Федеральным собранием, в Украине – Верховной Радой.

Парламент бывает одно- (Дания, Швеция, Финляндия, Украина) и двухпалатным (США, Канада, Германия, Франция, Россия, Беларусь и др.). Конгресс США состоитиз палаты представителей и сената, парламент Франции - из Национальногои сената. в России – из Совета Федерации (верхняя палата) и Государствен­ной Думы (нижняя палата). Нижняя палата, как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, нежели верхняя (например, в США депутаты палаты представителей избираются на 2 года, в то время как сенаторы — на 6 лет).

Однопалатные парламенты и нижние палаты (двухпа­латных парламентов) всегда формируются путем выборов. Верхние палаты образуются по-разному:

1). По принципу наследования (Великобритания);

2). По принципу назначения главой государства (Кана­да, Иордания);

3). По принципу избрания (США, Италия. Индия, Франция).

В большинстве стран мира при формировании парла­мента существуют численные ограничения. Считается оп­тимальным, если на 1 млн. человек населения представляют от 9 до 17 депутатов. Эти ограничения способствуют деловому обсуждению проблем и эффективному законотвор­ческому процессу. Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко, поэтому для принятия правомочных решений определяется квотум (присутствие достаточно). Так, в Индийском парламенте он составляет 10% от численности парламента, а в палате лордов – 3 человека, хотя общее количество ее членов составляет более 1000 человек.

Условия эффективной работы парламента:

1). Компетентность депутатов – важное, но не единствен­ное условие для эффективной работы парламента.

2). Работа должна быть организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой либо другой деятель­ностью.

3). Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован. Основным элементом в каждой из палат являются комиссии или комитеты, разрабатывающие основы законопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (например, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по международным делам, по парламентской этике, по экономическим вопросам и т.д.).

4). Важную роль в работе парламента играют фракции. Они объединяют в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Если же группа малочисленна, то она формально может примыкать к какой-либо другой фракции. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, участие ее представителей в дебатах, в определении повестки дня.

5). Обсуждение законопроектов, которое предполагает столкновение различных точек, конфликтные ситуации. Внести упорядоченность, координировать действия различных политических сил призван председатель (в англоязычных странах – спикер) парламента. Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты и, кроме функций председательствующего, следит за расходованием финансовых средств палаты, за работой ее административного аппарата. Таким образом, в число руководителей представителъного органа входят спикер, председатели комиссий и комитетов, лидеры партийных фракций.

Члены обеих палат имеют парламентские привилегии: 1) иммунитет, т.е. парламентская неприкосновенность, означающая, что депутат не может быть привлечен к ответ­ственности и вызван в суд в качестве свидетеля без принятия соответствующего решения парламентом; 2) индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в парламенте и те меры, которые он поддерживал голосованием.

 

Основные функции парламента.

Первая функцияпарламента – законотворческая, в которой выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Очень часто законопроект обсуж­дается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения.

Осуждение законорпоекта на пленарном заседании происходит, ак правило, публично, в комиссиях – при акрытых дверях. В большинстве стран вначале законопроект рассматривается нижней палатой, верхняя палата либо его одобряет, либо отклоняет. Принятие закона затруднено, если обе палаты наделе­ны одинаковыми полномочиями. В этом случае законопроект, изменяемый то одной, то другой палатой, может обсуждаться бесконечно (эта практика получила название

«челнока» и с ее помощью можно провалить любой неугодный закон).

Кроме дискуссий, словесной перепалки в ходе работы парламента депутаты используют некоторые тактические прийомы, например «суварикоми», когда часть из них преграждает вход в зал другим депутатам. "Бойкот" — отказ от мандатов, от присутствия на заседаниях. Используются приемы, направленные на то, чтобы не дать слово неугодным ораторам, например "гильотина", т.е., несмотря на желание депутатов продолжить прения, переходят к голосованию. «Флибустьерство» - затягивание прений (в Конгрессе США спикер не имеет права вмешиваться в прения, даже если депутаты начинают читать текст Библии). Обсуждением законопроектов руководит спикер, отбирая по своему усмотрению часть поправок и группируя их по сходству. Этот прийом называется «кенгуру». В Японии популярной среди депутатов является «тактика коровьего шага», когда они всячески стремятся затянуть обсуждение и голосование с тем, чтобы помешать правящей партии довести дебаты до конца сессии. А в японском парламенте если закон не принят сессией, то его рассмотрение может быть отодвинуто на весьма отдаленную перспективу, а то и вовсе повторно не обсуждаться.

Вторая функция парламентапредставительская. Это означает, что избранные в парламент депутаты дол­жны представлять и защищать интересы своих избирате­лей.

Третья функция парламентафункция обратной связи, безкоторой органы государственной власти не могут обеспечить социальную поддер­жку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями: это письма, брифинги, "круглые столы".

Четвертая функция парламента – формирование бюджета, которую образно называют «правом кошелька». Во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюд­жетных средств. В истории США можно найти ряд приме­ров, когда Конгресс, используя "право кошелька", формировал определенные направления политики. Так, в 1972 г. он отказал президенту в выделении средств на со­держание сухопутных войск во Вьетнаме и в итоге выну­дил Белый дом вывести их оттуда.

В деятельности парламента следует выделить и внеш­неполитические функции. К ним относятся:

1. Утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;

2. Ратификация и денонсация международных догово­ров;

3. Объявление, войны, заключение мира и др.

Реализация всех перечисленных функций позволяет предотвращать развитие недемократических, авторитар­ных тенденций.

Глава государства олицетворяет единство нации страны, выполняет представительские функции на международной арене, а во внутриполитической деятельности – высшие государственные акты. Роль, место и функции главы государства определяются разными факторами, среди которых наибольшее влияние оказывают форма правления и политический режим. Как правило, главой государства является монарх, президент, премьер-министр.

Ключевую роль в общественно-политической жизни монархи играют лишь в абсолютних и дуалистических мо­нархиях, а таких в современном мире немного (Саудовская Аравия, Кувейт и некоторые другие). В современных парламентских монархиях институт монарха — это прежде всего дань традиции, и она носит формальный характер. Монарх "царствует, но "не управляет", хотя юридически он может утверждать премьер-министра, быть несменяемым членом правительства, иметь доступ ко всем документам, быть верховным главнокомандующим.

В республике главой государства является, как правило, президент. В отличии от монарха, он избирается на определенный срок. Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. В большинстве стран президента выбирают всенародно (Франция, Ирландия, Россия, Беларусь, Украина); в некоторых — коллегией выборщиков (США), в Германии — особым собранием, в которое входят уполномоченные земель и депутаты бундестага, в Швейцарии — правительством; в Греции, Израиле — парламентом. Неодинаков и срок полномочий президента: в США, России, Колум­бии — 4 года, в Индии, Венесуэле, Беларуси, Украине — 5; во Франции – 7 лет. Кроме того, в ряде стран

Конституции ограничивают срок пребывания в президентской должнос­ти одного и того же лица одним (Мексика, Эквадор) либо двумя (США, Австрия, Германия, Россия, Беларусь) сро­ками; во Франции, Италии, Финляндии ограничения сро­ка не предусмотрены.

В случае невозможности выполнения президентом своих функций, его место занимает либо вице-президент (США), либо председатель правительтва, либо спикер парламента и проводятся досрочные президентские выборы. Такие ситуации возникают, если президент:

- недееспособен по состоянию здоровья;

- совершил измену государству или другое тяжкое преступление, нарушил Конституцию и его отстранили от должности посредством процедуры импичмента.

- уходит в отставку добровольно.

Полномочия главы государства определяются Конститу­цией и зависят от формы правления. В парламен­тской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в руках лица, возглавляющего правительство.

В президентських республиках и в республиках со сме­шанным правлением президент – ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является и главой государства и главой правительства, несмотря на наличие поста премьер-министра, или председателя правительства при смешанной форме правления. Им осуществляются:

формирование правительства и контроль за его дея­тельностью;

решение вопросов использования вооруженных сил, выработка военной политики государства;

прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

• право помилования, амнистии;

• назначение судей (без права вмешательства в про­цесс правосудия);

• обращение к парламенту с посланиями;

• роспуск парламента в случаях, предусмотренных Конституциями (Франция, Россия, Беларусь, Украина);

контроль за исполнением законов;

• ведение переговоров и заключение международных соглашений;

• подписание законов;

• право вето на отдельные законодательные акты;

• введение чрезвычайного положения в случаях, предусмотренных конституцией; и др.

Таким образом, простое перечисление функций главы государства в президентских республиках и республиках со смешанным правлением свидетельствует, что президент фактически единолично определяет все основные направ­ления деятельности исполнительной власти, делегируя министрам ряд своих полномочий.

Правительство.

Правительство – это высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства входят главы министерств и центральных ведомств. Наи­более распространенное название его — совет министров или кабмин. Статус и роль правительства в политической жизни определяются формой правления и политическим режимом. В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства, при парламентских формах правления это высший орган исполнительной власти.

Порядок формирования правительства в разных странах имеет свою специфику, но общая черта - партийная основа. В президентських республиках правительство фор­мируется президентом из представителей партии, побе­дившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента. В странах с парламентарными формами правления пра­вительство формируется по-разному. Если в парламенте имеется партия, располагающая большинством мест, то она и формирует правительство (Великобритания, Канада, Индия). Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или больше партий договарива­ются о том, чтобы сформировать коалиционное правительство, опирающееся на совместное парламентское большинство этих партий.

Иногда правительственную коалицию по той или иной причине создать не удается. И таком случае одна или нес­колько партий формируют правительственное меньшинство, которое обладает властью лишь постольку, поскольку его поддерживают другие партии, не вошедшие в состав правительства. Такие правительств формируются довольно часто в Дании, Норвегии, Швеции.

В странах с парламентарными формами правления правительство ответственно перед парламентом, со смешанными оно несет двойную ответственность — и перед парламентом, и перед президентом.

К числу важнейших полномочий правительства можно отнести отнести:

• формирование государственного аппарата и руко­водство его деятельностью;

• исполнение законов;

• составление и исполнение бюджета;

прогнозирование социально-экономического развития;

• руководство отдельными отраслями хозяйства, ду­ховной и социальной сферами;

• участие в законодательной деятельности (посред­ством права законодательной инициативы разработки за­конопроектов);

• принятие нормативных актов;

• ведение международных переговоров и заключение соглашений.

Для исполнительной власти характерна тенденция узурпации властных, полномочий, потому очень важно, чтобы парламент имел достаточный вес и влияние на поли­тические процессы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: