В теории познания Декарт выдвинул важный методологический прием - сомнение. Этот прием опирался на принцип: «Мыслю, следовательно, существую». Принцип преимущественно идеалистический, но в теоретико-познавательном смысле, в процессе формирования современной науки он сыграл революционизирующую роль, поскольку призывал подвергать всё сомнению, не принимая ничего на веру.
Отстаивая познавательный рационализм, Декарт сформулировал несколько правил рационалистического метода:
1) не принимать никакую вещь за истину, если не познал это с очевидностью; избегать поспешности и заинтересованности в истине как полезной для себя.
2) делить каждый изучаемый вопрос на столько составных частей, сколько необходимо, чтобы его познать с очевидностью.
3) начинать с предметов простейших и легче познаваемых, от них идти к сложным и труднее познаваемым.
4) освещать изучаемый вопрос как можно полнее, чтобы быть уверенным, что все учтено, ничто не упущено.
Правильно подчеркивая качественное отличие рациональной ступени познания от чувственной, Декарт в то же время преувеличивал возможности рационального познания, отрывал его от чувственного, эмпирического, не видел, что рациональное познание в конечном счете исходит из данных чувств. Декарт в этом случае неизбежно приходил к идеализму, признавая существование особого, чисто рационального источника знаний - «врожденных идей», к которым он относил в первую очередь математические аксиомы.
Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что:
- обосновал ведущую роль разума в познании;
- разработал свой метод познания – научный метод
- выдвинул учение о субстанции;
- стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
- выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
Он разрабатывает свой метод познания – научный метод. В качестве метода предлагается дедукция – от общего к частному. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.
|
Рене Декарт вывел понятие, которое характеризует сущность бытия - субстанция – это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме себя самого.
Исходя из этого, французский философ выдвигает идею дуализма (двойственности) человека: спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Декарт дуалист, он считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями.
Целями познания, по Декарту,являются:
- расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
- использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;
- изобретение новых технических средств; усовершенствование природы человека.
Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на последующее развитие философской мысли.
|
Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.
Основные сочинения: «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе...» (1637), «Начала философии» (1644).
Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Декарт при этом истолковывал математику не просто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт.
Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.
Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода.
1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.
2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.
3. В вопросе также должно содержаться нечто известное.
Таким образом, дедукция — это определение неизвестного через ранее познанное и известное.
Провозгласив сомнения в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель — помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон), и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания.
Рационалистические мотивы в учении Декарта переплетаются с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом в силу особого расположения - благодати. Согласно Декарту, источником заблуждений не может быть разум сам по себе. Заблуждения есть продукт злоупотребления человеком присущей ему свободной воли. Таким образом, Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии научного познания и дали этой методологии глубокое философское обоснование.