Учение о познании Р. Декарта. Его значение для философии науки и юридической методологии.




В теории познания Декарт выдвинул важный методологиче­ский прием - сомнение. Этот прием опирался на принцип: «Мыс­лю, следовательно, существую». Принцип пре­имущественно идеалистический, но в теоретико-познавательном смысле, в процессе формирования современной науки он сыграл революционизирующую роль, поскольку призывал подвергать всё сомнению, не принимая ничего на веру.

Отстаивая познавательный рационализм, Декарт сформулиро­вал несколько правил рационалистического метода:

1) не принимать никакую вещь за истину, если не познал это с очевидностью; избегать поспешности и заинтересованности в ис­тине как полезной для себя.

2) делить каждый изучаемый вопрос на столько составных час­тей, сколько необходимо, чтобы его познать с очевидностью.

3) начинать с предметов простейших и легче познаваемых, от них идти к сложным и труднее познаваемым.

4) освещать изучаемый вопрос как можно полнее, чтобы быть уверенным, что все учтено, ничто не упущено.

Правильно подчеркивая качественное отличие рациональной ступени познания от чувственной, Декарт в то же время преуве­личивал возможности рационального познания, отрывал его от чувственного, эмпирического, не видел, что рациональное позна­ние в конечном счете исходит из данных чувств. Декарт в этом случае неизбежно приходил к идеализму, признавая существова­ние особого, чисто рационального источника знаний - «врожден­ных идей», к которым он относил в первую очередь математиче­ские аксиомы.

Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что:

  1. обосновал ведущую роль разума в познании;
  2. разработал свой метод познания – научный метод
  3. выдвинул учение о субстанции;
  4. стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
  5. выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

Он разрабатывает свой метод познания – научный метод. В качестве метода предлагается дедукция – от общего к частному. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

Рене Декарт вывел понятие, которое характеризует сущность бытия - субстанция – это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме себя самого.

Исходя из этого, французский философ выдвигает идею дуализма (двойственности) человека: спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Декарт дуалист, он считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями.

Целями познания, по Декарту,являются:

- расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

- использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

- изобретение новых технических средств; усовершенствование природы человека.

Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на последующее развитие философской мысли.

Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.

Основные сочинения: «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе...» (1637), «Начала философии» (1644).

Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался при­менить ко всем наукам особенности математического метода позна­ния. Декарт при этом истолковывал математику не про­сто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт.

Дедукция — это такое дей­ствие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия. С помощью дедукции мы неизвестное делаем из­вестным.

Декарт сформулировал следующие три основных правила де­дуктивного метода.

1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные осо­бенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

3. В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Таким образом, дедукция — это определение неизвестного че­рез ранее познанное и известное.

Провозгласив сомнения в качестве ис­ходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель — помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон), и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания.

Рационалистические мотивы в учении Декарта переплетают­ся с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Бо­гом в силу особого расположения - благодати. Согласно Декарту, ис­точником заблуждений не может быть разум сам по себе. Заблужде­ния есть продукт злоупотребления человеком присущей ему свободной воли. Таким образом, Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии научного познания и дали этой методологии глубокое философское обоснование.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: