КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА уголовного права (криминологии) – самое раннее направление просвещенного учения о преступности. Использованное в качестве термина слово «классическая», образованное от слова «класс» (степень, уровень чего-либо), означает, таким образом, «выдающаяся», «образцовая», «общепризнанная». Положения, разработанные в раннем правовом учении о преступности, долгое время оставались и в определенной мере остаются и сейчас в теории уголовного права и уголовном законодательстве.
1. Работы Монтескье и Беккариа, что покачнули основания феодального криминального права, были направлены против его жестокости, смертного наказания и истязание, религиозной нетерпимости и сформулировали гуманистические идеи цивилизованного криминального права, положили начало классической школе. Особое место здесь занимает книга итальянского просветителя и юриста Чезаре Беккариа (1738-1794) "О преступлениях и наказании", что вышла в 1764 году. Эта книга за силой своего влияния на современников и на следующие поколения не имеет себе равных в истории науки криминального права. Книгу-памфлет содержала сокрушительную критику жестокости и несправедливости феодального криминального права и вместе с тем формулировала принципы криминального права, основанные на идеях просветительства и гуманизма XVIII ст.
Книга Беккариа приобрела чрезвычайную популярность во всем просвещенном мире, выдержала ряд изданий. В 1765 г. в Швейцарии была вычеканена медаль в честь Беккариа. Католическая церковь, которая отстаивала основания феодализма, занесла книгу Беккариа к Индексу запрещенных книг. Блестящий стиль, страстность изложения, сжатость и ясность мысли, а главное - идеи цивилизованного криминального права, которое в ней сформулированы, делают эту книгу актуальной и в наши дни. Каждый юрист должен прочитать книгу Беккариа (русское издание 1939 г., стало библиографической редкостью, в 1994 г. книга переиздана в России). Сформулируем коротко основные идеи Беккариа. Взгляды на криминальный закон. Беккариа, вслед за Монтескье, провозглашает верховенство закона, причем законодатель не только выдает законы, но и толкует их; судья же не может толковать законы, которые подлежат буквальному применению.
|
Закон должен определять преступность и наказуемость действия. Все граждане должны быть равными перед законом. Беккариа резко выступает против сословной неровности. Ф Взгляды на преступление. Преступление - это только действие, т.е. поступок человека, выраженный извне. Беккариа отвергает ответственность за намерение, за слова, мысли, ереси и колдовство, которое считалось одним из важнейших постулатов феодального права. Беккариа одним из первых дал материальное определение преступления, считая, что им есть лишь действие, которое причиняет тот или другой вред обществу.
Взгляды на наказание. Право на наказание вытекает, как считает Беккариа, не из требований искупления греху перед богом или монархом, а из необходимости защитить "общее благо от посягательств отдельных лиц". Поэтому наказание должно применяться лишь тогда, когда в этом есть "абсолютная необходимость".
Вслед за Монтескье, которого Беккариа считал своим учителем, он требует равновесия преступления и наказание. Он предлагал создать "точную и общую ступеньку преступлений и наказаний", в которой "отбивалась бы их соответствие".
|
Наказание,-писал Беккариа,-должно быть воздержанным, гуманным, а не жестоким. Уверенность в неизбежности, неотвратимости хотя бы и воздержанного наказания создаст, пишет он, "всегда большее впечатление, чем ужас перед другим, более жестоким наказанием, но таким, что сопровождается надеждой на безнаказанность".
Цель наказания - не отплата, а предупреждение совершения виновным нового преступления, причинение нового вреда обществу (то, что мы называем частной превенцією) и содержание других лиц от совершения преступления (общая превенція).
Беккариа считал, что более целесообразным есть предупредить совершение. преступления, чем потом наказывать за него.
Беккариа в принципе был против смертного наказания. Он припускает ее лишь в том случае, когда она является единым средством удержать других от совершения преступления или "когда нации возвращает или теряет свою свободу или во время анархии, когда беспорядок заменяет законы". Интересно, что когда в Конвенте во время Французской революции решался вопрос о казни Людовіка XVI, у обоснование применения ее были положены взгляды Беккариа.