Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25 с углублённым
Изучением отдельных предметов»
Местонахождение (юридический адрес) школы:
Челябинская область, г. Златоуст, улица Металлургов, дом № 8.
Телефон: 67-65-95, факс: 67-61-11
E-mail: sh25@mail.ru
ИНН 7404012452 КПП 740401001
Рассмотрено на заседании педагогического совета | «Согласовано» | «Утверждено» |
Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №25 Строкач Н.Е / __________/ | Директор МАОУ СОШ №25 Плечева Ю.В. /___________/ | |
Протокол №1 от «30» августа 2019 г. | «30» августа 2019 г. | Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Туризм в школе»
Класс
Составитель программы:
Конова Ольга Александровна,
учитель физической культуры,
первая квалификационная категория;
Вашурин Кирилл Богданович,
учитель физической культуры
Златоуст
2019-2020
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные: интерес к изучению туристко-краеведческой деятельности, его истории; стремление к формирование положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к природе, как основным ценностям в жизни человека, к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям; способность к самооценке на основе наблюдения за собой на туристско-спортивных слетах, сборах, экскурсиях; умение работать в паре, коллективе; формирование туристских умений и навыков.
Метапредметные: умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять, извлекать информацию из различных источников, пользование справочной литературой; самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор о пеших походах, навыках туриста; владение разными техниками вязки узлов, ориентирование на карте и местности; умение определять расстояния простейшим способом.
Предметные:
Ученик научится:
- рассказывать об истории развития туризма в России;
- рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма;
- технически правильно выполнять двигательные действия в туризме;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств, туристических умений и навыков;
- беречь и защищать природу, экологически мыслить;
- следовать традициям старших ребят, участников районных туристических соревнований;
- читать топографические карты;
- ориентироваться на местности без карты (по природным признакам, по компасу);
- рассказывать о режиме дня школьников, о личной гигиене
Ученик получит возможность научиться:
- различать виды туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, в коллективе;
- безопасному поведению во время занятий в спортивном зале, на спортивной площадке, в природной среде;
- участвовать в однодневных походах, туристских слетах, соревнованиях.
Место курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 часа. Количество часов в неделю - 1. Срок реализации - 1 год.
Программа курса составлена на основе программы «Туризм в школе – первые шаги» Патрушиной Л.И., Швед В.А., Магазовой Л.Н.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Содержание курса | Виды деятельности | Формы деятельности |
Туристские путешествияЗнакомство с группой. Туризм, как средство физического совершенствования, познания окружающего мира. Известные путешественники. Путешествия и приключения. Виды туризма. Физическая подготовка туриста. Путешествия по Южному Уралу. | Познавательная | Познавательная беседа, просмотр учебного фильма | |
Личное и групповое туристское снаряжение.Требования личному и групповому снаряжению, его деление. Перечень группового снаряжения для однодневного похода в разные времена года. Костровое и кухонное снаряжение, правила ухода. Перечень личного снаряжения для однодневного похода в зависимости от погодных условий. Требования к обуви, одежде, головному убору. Уход за снаряжением и его ремонт. Укладка рюкзака, подгонка рюкзака по фигуре туриста. Упаковка снаряжения перед походом. | Познавательная Игровая | Просмотр презентации, туристическая игра «Подготовь группу к походу», «У кого гремит рюкзак…» | |
Гигиена туриста.Гигиенические требования к одежде, обуви, личной посуде. Содержание индивидуальной аптечки. Основы первой доврачебной помощи. Причины травм и их предупреждение. Особенности походов зимой, летом, в межсезонье. | Познавательно-аналитическая Практическая | Познавательная беседа, презентация, практические задания | |
Азы ориентирования в походе. Способы ориентирования: по местным признакам, по компасу, по карте, по солнцу и часам, по Полярной звезде, по Луне, по таянию снега, по постройкам. Ориентирование в лесу. Топографическая карта. Условные обозначения | Познавательно-аналитическая Практическая | Познавательная беседа, презентация, учебный фильм, тест, практические задания | |
Компас.Основные принципы работы.Технические параметры и механизм компаса. Виды приборов (магнитный, электронный, радиокомпас, спутниковый, электромагнит-ный, гидрокомпас). Определение сторон света. Ориентирование по карте. Определение азимута. Выбор направления и определение местоположения | Познавательная Практическая | Познавательная беседа, просмотр учебного фильма, тест, практические задания | |
План и карта.Виды планов и карт. Отличия. Условные обозначения. Масштаб. Относительная, абсолютная высота. Азимут. Как составить план местности на основе полярной съемки. Полярная съемка перпендикуляров. Маршрутная (контурная съемка) | Познавательная | Познавательная беседа, учебный фильм, тест, практические задания | |
Определение расстояний простейшим способом.Способы определения расстояний на местности | Познавательная Игровая | Практическое игровое задание | |
Значение узлов в жизни человека. Приметы, связанные с узлами. Узлы в мореплавании. Узлы в альпинизме. Значение узлов в туризме | Познавательно-практическая | Просмотр учебного фильма, беседа | |
Узлы в туризме: простой узел, «восьмерка».Схема, назначение, инструкция вязания. | Познавательно-практическая | Просмотр учебного ролика, схемы, практическое задание | |
Узлы в туризме: «девятка», «проводник». Схема, назначение, инструкция вязания. | Познавательно-практическая | Просмотр учебного ролика, схемы, практическое задание | |
Узлы в туризме: «схватывающий», «прямой узел». Схема, назначение, инструкция вязания. | Познавательно-практическая | Просмотр учебного ролика, схемы, практическое задание | |
Узлы в быту: «коровий узел», «ведерный узел», «мельничный узел». Схема, назначение, инструкция вязания. | Познавательно-практическая | Просмотр учебного ролика, схемы, практическое задание | |
Вязка узлов. Контрольное занятие.Схема, назначение, инструкция вязания. | Познавательная Практическая | Просмотр учебного ролика, схемы, практическое задание | |
Игры с веревками.Завязывание узла вслепую. Узлы по кругу. Пять узлов. Лассо. Охота на дикого слона. Швартовка. Не промахнись. Мешочек. | Игровая | Игровые задания | |
Общая физическая подготовка. ОФП, СФП | Спортивно-оздоровительная | Занятия ОФП, СФП | |
Однодневный поход.Движение по пересеченной местности, организация бивака, сбор дров, разжигание костров, приготовление пищи на костре, фотосъемка, видеосъемка, наблюдение за растительным, животным миром, работа с картой на местности, туристская игротека (игры в дороге и на местности), туристская песня | Туристическо-краеведческая | Туристический поход |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
5 класс:
№ п/п | Тема | Количество часов | Срок проведения | Примечания |
Вводное занятие. Туристские путешествия. | ||||
Личное и групповое туристское снаряжение. | ||||
Гигиена туриста. | ||||
Азы ориентирования в походе. Топографическая карта. | ||||
Азы ориентирования. Топографическая карта. Компас. | ||||
План и карта. | ||||
Определение расстояний простейшим способом. | ||||
Значение узлов в жизни человека. Приметы, связанные с узлами. Узлы в мореплавании. Узлы в альпинизме. Значение узлов в туризме. | ||||
Узлы в туризме: простой узел, «восьмерка», «девятка». | ||||
Узлы в туризме: «проводник», «схватывающий», «прямой узел». | ||||
Вязка узлов. Контрольное занятие. | ||||
Игры с веревками. Завязывание узла вслепую. Узлы по кругу. Пять узлов. Лассо. | ||||
Общая физическая подготовка. | ||||
Однодневный поход. | ||||
Всего: |
6 класс:
№ п/п | Тема | Количество часов | Срок проведения | Примечания |
Вводное занятие. Туристские путешествия. | ||||
Личное и групповое туристское снаряжение. | ||||
Гигиена туриста. | ||||
Азы ориентирования в походе. Топографическая карта. | ||||
Азы ориентирования. Топографическая карта. Компас. | ||||
План и карта. | ||||
Определение расстояний простейшим способом. | ||||
Значение узлов в жизни человека. Приметы, связанные с узлами. Узлы в мореплавании. Узлы в альпинизме. Значение узлов в туризме | ||||
Узлы в туризме: простой узел, «восьмерка», «девятка» | ||||
Узлы в туризме: «проводник», «схватывающий», «прямой узел». | ||||
Вязка узлов. Контрольное занятие. | ||||
Игры с веревками. Завязывание узла вслепую. Узлы по кругу. Пять узлов. Лассо. | ||||
Общая физическая подготовка. | ||||
Однодневный поход. | ||||
Всего: |
7 класс:
№ п/п | Тема | Количество часов | Срок проведения | Примечания |
Вводное занятие. Туристские путешествия. | ||||
Личное и групповое туристское снаряжение. | ||||
Гигиена туриста. | ||||
Азы ориентирования в походе. Топографическая карта. | ||||
Азы ориентирования. Топографическая карта. Компас. | ||||
План и карта. | ||||
Определение расстояний простейшим способом. | ||||
Значение узлов в жизни человека. Приметы, связанные с узлами. Узлы в мореплавании. Узлы в альпинизме. Значение узлов в туризме | ||||
Узлы в туризме: простой узел, «восьмерка», «девятка». | ||||
Узлы в туризме: «проводник», «схватывающий», «прямой узел». | ||||
Вязка узлов. Контрольное занятие. | ||||
Игры с веревками. Завязывание узла вслепую. Узлы по кругу. Пять узлов. Лассо. | ||||
Общая физическая подготовка. | ||||
Однодневные походы. | ||||
Подведение итогов похода. | ||||
Всего: |
8 класс:
№ п/п | Тема | Количество часов | Срок проведения | Примечания |
Вводное занятие. Туристские путешествия. | ||||
Личное и групповое туристское снаряжение. | ||||
Гигиена туриста. | ||||
Азы ориентирования в походе. Топографическая карта. | ||||
Азы ориентирования. Топографическая карта. Компас. | ||||
План и карта. | ||||
Определение расстояний простейшим способом. | ||||
Значение узлов в жизни человека. Приметы, связанные с узлами. Узлы в мореплавании. Узлы в альпинизме. Значение узлов в туризме | ||||
Узлы в туризме: простой узел, «восьмерка», «девятка». | ||||
Узлы в туризме: «проводник», «схватывающий», «прямой узел». | ||||
Вязка узлов. Контрольное занятие. | ||||
Игры с веревками. Завязывание узла вслепую. Узлы по кругу. Пять узлов. Лассо. | ||||
Общая физическая подготовка. | ||||
Однодневные походы. | ||||
Подведение итогов похода. | ||||
Всего: |
9 класс:
№ п/п | Тема | Количество часов | Срок проведения | Примечания |
Вводное занятие. Туристские путешествия. | ||||
Личное и групповое туристское снаряжение. | ||||
Гигиена туриста. | ||||
Азы ориентирования в походе. Топографическая карта. | ||||
Азы ориентирования. Топографическая карта. Компас. | ||||
План и карта. | ||||
Определение расстояний простейшим способом. | ||||
Значение узлов в жизни человека. Приметы, связанные с узлами. Узлы в мореплавании. Узлы в альпинизме. Значение узлов в туризме | ||||
Узлы в туризме: простой узел, «восьмерка», «девятка». | ||||
Узлы в туризме: «проводник», «схватывающий», «прямой узел». | ||||
Вязка узлов. Контрольное занятие. | ||||
Игры с веревками. Завязывание узла вслепую. Узлы по кругу. Пять узлов. Лассо. | ||||
Общая физическая подготовка. | ||||
Однодневные походы. | ||||
Подведение итогов похода. | ||||
Всего: |