Ход урока
Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья. Сегодня нам предстоит интересная работа – написание рассказа.
Послушайте загадку и отгадайте:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
- Конечно, это бывает весной. Вот сегодня мы и поговорим об этом времени года. Постараемся выяснить, как изменяется весной природа.
- Каким настроением проникнута весна?
- Если бы вам дали кисточку и краски, то какие цвета вы бы выбрали?
Работа по картине.
Вступительное слово учителя:
- Это время года бывает очень разным: солнечным и хмурым, ярким и серым, веселым и грозным. И художники изображают его по-разному. Сегодня мы познакомимся с картинами художника Алексея Никаноровича Комарова.
- Комаров Алексей Никанорович (1879-1977) родился в Тульской губернии. Раннее детство провел в деревне и еще в возрасте четырех-пяти лет рисовал и лепил из хлеба домашних животных. Закончил Школу живописи, ваяния и зодчества. Иллюстрировал детские журналы и книги.
Художник много путешествовал, участвовал в оформлении атласа «Промысловые птицы и звери СССР», проиллюстрировал большой труд «Птицы Советского Союза» и множество научных и популярных книг.
А. Н. Комаров известен как художник-анималист. Изучая животных, их поведение в природе, он делится с нами своими наблюдениями с помощью кисти и холста.
- Какие интересные моменты жизни художника вам запомнились?
- Какое слово вы услышали впервые?
Словарная работа
Комаров - художник-анималист. Кто такой анималист? В словаре дается такое объяснение.
АНИМАЛИСТ— а, м. Художник или скульптор, изображающий в своих произведениях преимущественно животных. [От лат. атта.1 - животное]... (Малый академический словарь)
|
Задание: Выпишите это слово и его лексическое значение в словарик и запомните.
- Алексей Никанорович Комаров не просто изображал животных, а стремился показать, что они тоже, как и люди, испытывают разные чувства. Вот, например, перед вами рисунки художника.
- Что мы на них видим? Лисичка, видимо, пытается добыть себе пропитание, раскапывая снег. Стайка птиц в тревоге вытянула шею, почувствовав какую-то опасность. Картина так и называется «Тревога».
Сегодня мы познакомились с художником Комаровым, запишем главное о нем.
Задание: Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
Беседа по картине
- Нам предстоит составить рассказ по картине Комарова «Наводнение».
- Что такое рассказ?
1. Какое время года изображено на картине? (Ранняя весна)
2. Почему картина так называется?
3. Какие синонимы можно подобрать к слову "наводнение"?
НАВОДНЕНИЕ (ср. род) - затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, обычно являющееся стихийным бедствием.
НАВОДНЕНИЕ - половодье, разлив, паводок.
- Что изображено на переднем плане? На заднем?
- Что находится в центре картины?
Работа в группах (Задания на карточках)
Подумайте над данными вопросами и ответьте устно.
1. Почему зайчик оказался на дереве?
2. Как он туда попал?
- Весна приносит лесным зверушкам не только радость теплых солнечных дней, но и неприятности, и даже настоящую беду.
Весеннее солнышко растопило снег, растаял и лед, сковывающий берега реки. Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни высоких деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка на редких островках холмов, окруженных холодной водой. Но не все успевают добраться туда, не всем хватает места на земле. Вот заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева. Ему очень страшно.
|
Описание животного.
- Каким художник изобразил зайчика? Опишите его: какие у него голова, глаза, уши, шерсть? Подберите полные прилагательные к данным словам и запишите их. Каким художник изобразил зайчика? Подберите полные прилагательные к этим словам и запишите их.
1. Голова у зайчика _______ __, _________. Вокруг глаз - ________ пятна. Глаза ________ _ _________, блестят от испуга. __________ уши торчком, на их кончиках видны _________ пятна. У зайца _________ шерстка. На шее она _____________, сзади - __________. Спинка _________. хвостик поджат
(Голова у зайчика маленькая, коричневатая. Вокруг глаз - белые пятна. Глаза темные круглые, блестят от испуга. Длинные уши торчком, на их кончиках видны черные пятна. У зайца густая шерстка. На шее она желтовато-коричневая, сзади - серо-белая. Спинка темная. Маленький хвостик поджат.)
2. Какое состояние испытывает зайчик?
Из данных прилагательных выберите те, которые описывают состояние зверька. Запишите их в краткой форме, согласуя со словом зайчик.
Грустный, веселый, тревожный, беззаботный, радостный, испуганный, равнодушный, робкий.
3. Как ведет себя зайчик? Подберите и запишите глаголы, описывающие действия зайчика.
(Бедненький зайчонок сидит на толстом сучке дерева, поджал под себя маленькие лапки. Он прижался спиной к стволу и внимательно смотрит на прибывающую воду. Очень жаль зверька, попавшего в беду.)
|
Физкультминутка.
- Подумайте, обсудите в паре и ответьте устно.
1. Что произойдет с зайцем дальше?
2. Как он может спастись?
- Какие чувства вызывает эта картина?
Задание: Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.
Картина А. Н. Комарова «Наводнение» проникнута любовью к животному миру и всей природе.
Задание: Устный рассказ по картине
Подведение итогов урока.
А теперь вспомним все, о чем говорили. Вот вопросы, которые мы с вами обсуждали, рассматривая картину Комарова «Наводнение». Эти вопросы и будут планом сочинения.
План сочинения
1. Кто такой А.Н. Комаров?
2. Какое время года изображено на картине?
3. Почему картина так называется?
4. Как зайчик оказался на дереве?
5. Каким художник изобразил зайчика? (описание)
6. Какое состояние испытывает зверек?
7. Как себя ведет?
8. Как он может спастись?
9. Какие чувства вызывает эта картина?
Домашнее задание
Пользуясь планом, напишите рассказ по картине.