Роль акцентологической нормы в формировании речевого поведения современного редактора




Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980) и учебниках русского языка.

Речь современного редактора — письменная и устная — должна вызывать доверие к нему как к профессионалу. Он общается с коллегами, авторами, иногда — с читателями. Выступает на встречах с читателями, книжных форумах, конференциях и т.д. Редактор должен соблюдать все нормы литературного языка, но в устной речи особенно важны нормы произношения, акцентологические и интонационные нормы. Их нарушение сразу же заметно, иногда с первых секунд телефонного разговора или деловой встречи.

Корректное произношение, правильная постановка ударения — важная часть культуры речи. Орфоэпические ошибки влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызывать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответствует орфоэпическим и акцентологическим нормам, значительно облегчает и ускоряет понимание речи. Соответствие речи орфоэпическим и акцентологическим нормам — лакмусовая бумажка культуры речи, уровня образования.

Ударение в русском языке

Ударение в русском языке свободное. Во многих других языках оно закреплено за каким-то определенным слогом. Например, во французском, в армянском ударным всегда бывает последний слог; в немецком, эстонском, латышском, чешском, финском — первый, в польском, грузинском — предпоследний. Разноместность делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова. Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию (мук а — м у ка, хл о пок — хлоп о к, гвозд и ки — гв о здики).

Ударение бывает подвижным и неподвижным (то есть меняет или не меняет свое положение в различных формах слова). Разноместность и подвижность ударения нередко приводит к речевым ошибкам. Сложность в определении места ударения усугубляется тем, что для некоторых слов существуют варианты ударений.

Важная закономерность изменения ударения: русское ударение в многосложных словах тяготеет к центру слова, а наиболее употребительные слова не имеют более трех неударяемых слогов подряд.

В длинных словах возможно одно или несколько дополнительных ударений.

В потоке речи некоторые слова (чаще всего служебные, но не всегда) могут не иметь ударения. Они называются клитиками. Если такое слово стоит перед ударным (примыкая к нему в отношении ударения), оно называется проклитикой: на столе́, подо мно́й, наш сы́н, но о́н, ты быва́л (проклитики: на, подо, наш, но, ты). Если после — энклитикой: б е́ з вести, и́ з дому, кт о бы н и был (энклитики: вести, бы, был). Клитика и ударное слово образуют единое фонетическое слово.

Литературное ударение

Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинтбинт а, штрихштрих а, зонтзонт а. В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне:

· весн а — весн у, нор анор у, стопастоп у;

· гор аг о ру, доск ад о ску, цен ац е ну, щек ащ ё ку.

С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: на груд и, на двер и, в ноч и, в сет и, в чест и.

В родительном падеже множественного числа произносятся:

· с ударением на основе: м е стностей, п о честей, пр и былей;

· с ударением на окончании: крепост е й, новост е й, повест е й, скатерт е й, четверт е й.

Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без:

на: н а воду, н а ногу, н а руку, н а спину, н а зиму, н а душу, н а стену, н а голову, н а сторону, н а берег, н а год, н а дом, н а нос, н а ухо, н а день, н а два, н а шесть, н а сто;

за: з а воду, з а ногу, з а руку, з а спину, з а зиму, з а нос, з а год, з а город, з а ночь, з а два, з а сто;

под: п о д ноги, п о д руки, п о д гору, п о д нос, п о д вечер;

по: п о морю, п о полю, п о лесу, п о полу, п о два, п о сто, п о двое;

из: и з лесу, и з дому, и з носу, и з виду;

без: б е з вести, б е з толку, б е з году неделя.

Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: брал а, был а, взял а, вил а, внял а, врал а, гнал а, дал а, донял а, драл а, жил а, задал а, занял а, звал а, лил а, нажил а, нанял а, начал а, пил а, плыл а, понял а, прибыл а, принял а, рвал а, раздал а, слыл а, снял а, спал а и др.

У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: вз я твзят авз я товз я ты; пр и нятпринят апр и нятопр и няты; пр о данпродан апр о данопр о даны и т.д.

В разговорной речи часто наблюдаются отступления от литературных ударений в кратких формах прилагательных и причастий. Однако если возникают сомнения, как правильно произнести — пр а вы или прав ы, вспомните пушкинские слова: Безумец я! Вы правы, правы!..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: