Роль акцентологической нормы в формировании речевого поведения современного редактора





Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980) и учебниках русского языка.

Речь современного редактора — письменная и устная — должна вызывать доверие к нему как к профессионалу. Он общается с коллегами, авторами, иногда — с читателями. Выступает на встречах с читателями, книжных форумах, конференциях и т.д. Редактор должен соблюдать все нормы литературного языка, но в устной речи особенно важны нормы произношения, акцентологические и интонационные нормы. Их нарушение сразу же заметно, иногда с первых секунд телефонного разговора или деловой встречи.

Корректное произношение, правильная постановка ударения — важная часть культуры речи. Орфоэпические ошибки влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызывать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответствует орфоэпическим и акцентологическим нормам, значительно облегчает и ускоряет понимание речи. Соответствие речи орфоэпическим и акцентологическим нормам — лакмусовая бумажка культуры речи, уровня образования.

Ударение в русском языке

Ударение в русском языке свободное. Во многих других языках оно закреплено за каким-то определенным слогом. Например, во французском, в армянском ударным всегда бывает последний слог; в немецком, эстонском, латышском, чешском, финском — первый, в польском, грузинском — предпоследний. Разноместность делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова. Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию (мука — мука, хлопок — хлопок, гвоздики — гвоздики).

Ударение бывает подвижным и неподвижным (то есть меняет или не меняет свое положение в различных формах слова). Разноместность и подвижность ударения нередко приводит к речевым ошибкам. Сложность в определении места ударения усугубляется тем, что для некоторых слов существуют варианты ударений.

Важная закономерность изменения ударения: русское ударение в многосложных словах тяготеет к центру слова, а наиболее употребительные слова не имеют более трех неударяемых слогов подряд.

В длинных словах возможно одно или несколько дополнительных ударений.

В потоке речи некоторые слова (чаще всего служебные, но не всегда) могут не иметь ударения. Они называются клитиками. Если такое слово стоит перед ударным (примыкая к нему в отношении ударения), оно называется проклитикой: на столе́, подо мно́й, наш сы́н, но о́н, ты быва́л (проклитики: на, подо, наш, но, ты). Если после — энклитикой: бе́з вести, и́з дому, кто бы ни был (энклитики: вести, бы, был). Клитика и ударное слово образуют единое фонетическое слово.

Литературное ударение

Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт бинта, штрих штриха, зонт зонта. В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне:

· весна — весну, нора нору, стопа стопу;

· гора гору, доска доску, цена цену, щека щёку.

С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: на груди, на двери, в ночи, в сети, в чести.

В родительном падеже множественного числа произносятся:

· с ударением на основе: местностей, почестей, прибылей;

· с ударением на окончании: крепостей, новостей, повестей, скатертей, четвертей.

Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без:

на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, на день, на два, на шесть, на сто;

за: за воду, за ногу, за руку, за спину, за зиму, за нос, за год, за город, за ночь, за два, за сто;

под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по два, по сто, по двое;

из: из лесу, из дому, из носу, из виду;

без: без вести, без толку, без году неделя.

Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала, дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др.

У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взят взята взято взяты; принят принята принято приняты; продан продана продано проданы и т.д.

В разговорной речи часто наблюдаются отступления от литературных ударений в кратких формах прилагательных и причастий. Однако если возникают сомнения, как правильно произнести — правы или правы, вспомните пушкинские слова: Безумец я! Вы правы, правы!..





Читайте также:
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.013 с.