Произношение безударных гласных звуков




Речевое поведение современного редактора как научная дисциплина

Речевое поведение редактора: система речевых действий, направленных на эффективное решение коммуникационных задач в соответствии с принятыми в обществе правилами этикета на примере конкретных сфер и ситуаций общения.

Объект: мыслительная деятельность.

Предмет: управляемая мыслительная деятельность: организованная, контролируемая, направленная, концентрируемая на главном деятельность, дающая максимальный результат при минимуме затрат.

Цель: целенаправленное воздействие на мыслительную деятельность для ее эффективного функционирования и развития. Обучение рациональному речевому поведению в различных ситуациях делового и профессионального общения.

Задачи:

● Формирование умения изобретать мысли и действия;

● Облекать их в правильную речевую форму;

● Уметь создавать монолог;

● Создавать и вести диалог;

● Управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.

Методы: эмпирический (наблюдение), теоретический (анализ, синтез).

Актуальность: редактор при соблюдении всех правил речевого поведения способен самореализоваться, находить выход из сложных ситуаций, быть лидером в команде, не только в профессиональной деятельности, но и в личных отношениях.

Практическая значимость: научиться речевому поведению в различных ситуациях (профессиональных, личных).

Роль орфоэпической нормы в формировании речевого поведения редактора

Речь современного редактора — письменная и устная — должна вызывать доверие к нему как к профессионалу. Он общается с коллегами, авторами, иногда — с читателями. Выступает на встречах с читателями, книжных форумах, конференциях и т.д.

Редактор должен соблюдать все нормы литературного языка, но в устной речи особенно важны нормы произношения, акцентологические и интонационные нормы. Их нарушение заметно сразу, иногда с первых же секунд телефонного разговора или деловой встречи.

Корректное произношение, правильная постановка ударения — важная часть культуры речи. Орфоэпические ошибки влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызывать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответствует орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет понимание речи.

Орфоэпические нормы регулируют произношение звуков в разных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов (например, в словах иноязычного происхождения), в отдельных словах.

Важнейшие черты русского литературного произношения сложились в первой половине XVIII века на основе разговорного языка Москвы.

Стили произношения

Различаются полный и неполный стили произношения. При медленном темпе речи полный стиль характеризуется отчетливым произношением звуков, тщательностью артикуляции. В неполном стиле отмечается менее отчетливое произношение и сильное сокращение (редукция) звуков, выпадение звуков и даже целых слогов.

Различаются также высокий (академический) стиль произношения, которому свойственна особая эмоциональность, и разговорный, используемый в общении. Полный стиль произношения можно наблюдать, слушая речь дикторов радио и телевидения. Высокий стиль отличает речь актеров, читающих стихотворный текст. Полный и высокий стиль произношения — неотъемлемое условие ораторского искусства.

В русской орфоэпии принято разграничивать «старшую» и «младшую» нормы. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.

Произношение безударных гласных звуков

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция — изменение тембра звучания гласного; количественная редукция — уменьшение его долготы и силы. Редукция гласных — норма литературного произношения. Исключение — некоторые заимствованные слова (особенно имена собственные). Такие исключения особенно характерны для высокого стиля: Вольтер, Доде, Золя.

Степень редукции зависит от положения гласной относительно ударного слога: гласная в первом предударном слоге изменяется меньше, сильнее редуцируются гласные остальных безударных слогов (особенно заударных).

Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: [а]лень, [а]п[а]здать, с[а]рока. Этот звук отличается от звука [ а ] под ударением количественно. Например: тр [ а ] ва, с [ а ] сна. В остальных безударных слогах на месте букв а и о произносится краткий звук, качественно редуцированный звук, обозначаемый в транскрипции знаком [ ъ ]. Например: тр [ ъ ] вяной, з [ ъ ] лотой, школ [ ъ ], выз [ ъ ] в. «А канье» обязательно для литературного языка, за исключением некоторых заимствованных слов.

После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [ и ] и [ э ], например: в [ и э ] сна, ч [ и э ] сы. В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [ и ], в транскрипции обозначаемый знаком [ ь ], например: в [ ь ] ликан, вын [ ь ] сти, п [ ь ] тачок, выт [ ь ] нуть. Это явление называется «и канье», оно обязательно для лит

Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]: пединститут – пед[ы]нститут, к Ивану – к[ы]вану, смех и слёзы – смех [ы] слёзы. При наличии паузы [и] не переходит в [ы]: смех и слёзы.

После твердых шипящих [ ж ] и [ ш ] гласный [ а ] в первом предударном слоге произносится как [ а ], например: ж [ а ] ргон, ш [ а ] гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, по качеству средний между [ ы ] и [ э ], например: ж [ ы э ] леть, лош [ ы э ] дей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: