Произношение безударных гласных звуков





Речевое поведение современного редактора как научная дисциплина

Речевое поведение редактора: система речевых действий, направленных на эффективное решение коммуникационных задач в соответствии с принятыми в обществе правилами этикета на примере конкретных сфер и ситуаций общения.

Объект: мыслительная деятельность.

Предмет: управляемая мыслительная деятельность: организованная, контролируемая, направленная, концентрируемая на главном деятельность, дающая максимальный результат при минимуме затрат.

Цель: целенаправленное воздействие на мыслительную деятельность для ее эффективного функционирования и развития. Обучение рациональному речевому поведению в различных ситуациях делового и профессионального общения.

Задачи:

● Формирование умения изобретать мысли и действия;

● Облекать их в правильную речевую форму;

● Уметь создавать монолог;

● Создавать и вести диалог;

● Управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.

Методы: эмпирический (наблюдение), теоретический (анализ, синтез).

Актуальность: редактор при соблюдении всех правил речевого поведения способен самореализоваться, находить выход из сложных ситуаций, быть лидером в команде, не только в профессиональной деятельности, но и в личных отношениях.

Практическая значимость: научиться речевому поведению в различных ситуациях (профессиональных, личных).

Роль орфоэпической нормы в формировании речевого поведения редактора

Речь современного редактора — письменная и устная — должна вызывать доверие к нему как к профессионалу. Он общается с коллегами, авторами, иногда — с читателями. Выступает на встречах с читателями, книжных форумах, конференциях и т.д.

Редактор должен соблюдать все нормы литературного языка, но в устной речи особенно важны нормы произношения, акцентологические и интонационные нормы. Их нарушение заметно сразу, иногда с первых же секунд телефонного разговора или деловой встречи.

Корректное произношение, правильная постановка ударения — важная часть культуры речи. Орфоэпические ошибки влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызывать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответствует орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет понимание речи.

Орфоэпические нормы регулируют произношение звуков в разных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов (например, в словах иноязычного происхождения), в отдельных словах.

Важнейшие черты русского литературного произношения сложились в первой половине XVIII века на основе разговорного языка Москвы.

Стили произношения

Различаются полный и неполный стили произношения. При медленном темпе речи полный стиль характеризуется отчетливым произношением звуков, тщательностью артикуляции. В неполном стиле отмечается менее отчетливое произношение и сильное сокращение (редукция) звуков, выпадение звуков и даже целых слогов.

Различаются также высокий(академический) стиль произношения, которому свойственна особая эмоциональность, и разговорный, используемый в общении. Полный стиль произношения можно наблюдать, слушая речь дикторов радио и телевидения. Высокий стиль отличает речь актеров, читающих стихотворный текст. Полный и высокий стиль произношения — неотъемлемое условие ораторского искусства.

В русской орфоэпии принято разграничивать «старшую» и «младшую» нормы. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.

Произношение безударных гласных звуков

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция — изменение тембра звучания гласного; количественная редукция — уменьшение его долготы и силы. Редукция гласных — норма литературного произношения. Исключение — некоторые заимствованные слова (особенно имена собственные). Такие исключения особенно характерны для высокого стиля: Вольтер, Доде, Золя.

Степень редукции зависит от положения гласной относительно ударного слога: гласная в первом предударном слоге изменяется меньше, сильнее редуцируются гласные остальных безударных слогов (особенно заударных).

Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: [а]лень, [а]п[а]здать, с[а]рока. Этот звук отличается от звука [а] под ударением количественно. Например: тр[а]ва, с[а]сна. В остальных безударных слогах на месте букв а и о произносится краткий звук, качественно редуцированный звук, обозначаемый в транскрипции знаком [ъ]. Например: тр[ъ]вяной, з[ъ]лотой, школ[ъ], выз[ъ]в. «Аканье» обязательно для литературного языка, за исключением некоторых заимствованных слов.

После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [и]и [э], например: в[иэ]сна, ч[иэ]сы. В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь], например: в[ь]ликан, вын[ь]сти, п[ь]тачок, выт[ь]нуть. Это явление называется «иканье», оно обязательно для лит

Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]: пединститут – пед[ы]нститут, к Ивану – к[ы]вану, смех и слёзы – смех [ы] слёзы. При наличии паузы [и] не переходит в [ы]: смех и слёзы.

После твердых шипящих [ж]и [ш]гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а], например: ж[а]ргон, ш[а]гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, по качеству средний между [ы] и [э], например: ж[ыэ]леть, лош[ыэ]дей.





Читайте также:
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.014 с.