(Уч.Зарецкий ИМЮН)
В современной западной философии проблема роста и развития знания является центральной. Особенно активно проблему разрабатывали сторонники постпозитивизма – Поппер, Кун, Лакатос и другие.
Томас Кун («Структура научных революций») считал науку – социальным институтом, в котором действуют социальные группы и организации. Главным объединяющим началом общества ученых является единый стиль мышления, признание данным обществом определенных фундаментальных теорий и методов. Эти положения, объединяющие сообщество ученых Кун назвал парадигмой. По Куну, развитие науки – это скачкообразный, революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм. Развитие науки подобно развитию биологического мира – однонаправленный и необратимый процесс.Научная парадигма – это совокупность знаний, методов, образцов решения задач, ценностей, разделяемых научным сообществом.
Парадигма выполняет две функции: «познавательную»(средство получения новых знаний) и «нормативную»(парадигма устанавливает новые нормы для научного сообщества).
Следующий уровень научного познания после парадигмы – это научная теория. Парадигма базируется на прошлых достижениях – теориях. Эти достижения, считаются образцом решения научных проблем. Теории, существующие в рамках разных парадигм, не сопоставимы.
В развитии науки Кун выделяет 4 этапа:
I – Допарадигмальный (период соперничества различных школ и направлений в науке. пример, физика до Ньютона); Появление аномалий – необъяснимых фактов. Начинается соперничество разных школ, отсутствуют общепринятые концепции исследования. На определенном этапе эти расхождения исчезают в результате победы одной из школ.
|
II – формирования парадигмы, итог которого – появление учебников, детально раскрывающих парадигмальную теорию;
III – этап нормальной науки. Этот период характеризуется наличием четкой программы деятельности. Предсказание новых видов явлений, которые не вписываются в господствующую парадигму – не является целью нормальной науки. Т.о., на этапе нормальной науки ученый работает в жестких рамках парадигмы, т.е. научной традиции.Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими.
Виды деятельности, характерные для нормальной науки:
1. Выделяются факты, наиболее показательные с точки зрения парадигмы, уточняются теории. Для решения подобных проблем ученые изобретают все более сложную и тонкую аппаратуру.
2. Поиск факторов, подтверждающих парадигму.
3. Третий класс экспериментов и наблюдений связан с устранением существующих неясностей и улучшения решений тех проблем, которые первоначально были разрешены лишь приблизительно. Установление количественных законов.
4. Совершенствование самой парадигмы. Парадигма не может быть сразу совершенна.
IV – экстраординарная наука – кризис старой парадигмы, революция в науке, поиск и оформление новой парадигмы.Кун описывает этот кризис как с содержательной стороны развития науки (несоответствие новых методик старым), так и с эмоционально-волевой (утрата доверия к принципам действующей парадигмы со стороны научного сообщества).
Научная революция начинается с того, что группа ученых отказывается от старой парадигмы и принимает за основу совокупность других теорий, гипотез и стандартов. Появляется новая парадигма, и научное сообщество вновь обретает единство.
|
Пример смены научных парадигм:Первая научная революция – разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи КоперникаВторая научная революция – связана с теорией Дарвина, учением о молекулах.Третья революция – теория относительности.
Кун определяет «парадигму» как «дисциплинарную матрицу». Они дисциплинарны, потому что принуждают ученых к определенному поведению, стилю мышления, а матрицы – потому что стоят из упорядоченных элементов разного рода. Она состоит из:
- символических обобщений – формализованные утверждения, общепризнанные учеными (например, закон Ньютона);- философских частей – это концептуальные модели;- ценностных установок;- общепринятых образцов принятия решения в определенных ситуациях.
Кун отверг принцип фундаментализма. при смене парадигм невозможно осуществить преемственность теорий. При изменении парадигмы меняется весь мир ученого.
Таким образом, научная революция как смена парадигм не подлежит рационально-логическому объяснению, т.к. имеет случайно-эвристический характер.
знание– это не то, что существует в нетленном логическом мире, а то, что находится в головах людей определенной исторической эпохи, отягощенных своими предрассудками.
Наибольшая заслуга Куна – в том, что он, в отличие от Поппера вносит в проблему развития науки «человеческий фактор», обращая внимание на социальные и психологические мотивы.
Кун исходит из представления о науке как социальном институте, в котором действуют определенные социальные группы и организации. Главным объединяющим началом общества ученых является единый стиль мышления, признание данным обществом определенных фундаментальных теорий и методов исследования. Недостатки теории Куна: он излишне автоматизирует труд ученых, характер ученых в период формирования науки