Феноменология как философское течение возникла благодаря творчеству немецкого философа Эдмуна Гуссерля. Феноменология Гуссерля и идеи, которые лежат в ее основе, изложены в трудах «Логические исследования», «Идеи чистой феноменологии и феноменологичной философии», «Философия как строгая наука», где философ описывал понятия логики и философии, научные проблемы и проблемы познания. Считал, что необходимо выработать новый метод. Суть нового метода состояла в том, чтобы вернуться к вещам и понять, что такое вещи. По мнению философа, только описание явлений (феноменов), предстающих сознанию человека, может помочь разобраться в вещах. Так, чтобы понять и разобраться в них, человек должен осуществить «эпохе», заключить в скобки свои воззрения и убеждения, касающиеся естественной установки, которая навязывает людям веру в существование мира вещей. Феноменология Э. Гуссерля помогает понять сущность вещей, но не факты, ее не интересует конкретная норма морали или поведения, ее интересует, почему эта норма является таковой. К примеру, чтобы изучить обряды определенной религии, важно понять, что такое религия вообще, постичь ее сущность. Предметом феноменологии, согласно философу, является царство чистых смыслов и истин. Гуссерль пишет, что феноменология – это первая философия, наука о чистых основах и принципах знания и сознания, универсальное учение. Высказывания философа свидетельствуют о том, что феноменология Гуссерля призвана превратить философию в науку строгую, то есть в теорию познания, которая способна дать четкое представление об окружающем мире. При помощи новой философии можно достичь более глубоких знаний, тогда как старая философия не могла дать такого уровня глубины. Гуссерль считал, что именно недостатки старой философии стали причиной кризиса европейской науки и цивилизации. Кризис науки обуславливался тем, что существующие критерии научности больше не действовали, а миропонимание и мироустройство требовали изменений. Так, философ предлагает включиться в интеллектуальную деятельность, искать нормы, облегчать практику и познание. Именно благодаря философии, считал он, идеи формируют социальность.
|
Феноменология была задумана как строгая наука, типично позитивистская идея. Но феноменология это нечто отличное от позитивизма, это не позитивизм. Такая методология используется в юриспруденции, теории права, правоприменительной деятельности, но не всегда осознанно. В основе лежит своего рода интуиция, феноменологическое умозрение. На основе феноменологии возникли близкие подходы. В частности, экзистенциальная правовая методология.
Системное исследование сущности права, основанное на феноменологии Э. Гуссерля, было проведено В. П. Малаховым в работе «Философия права». По мнению этого автора, основу методологии процесса познания сущности права должны составлять вытекающие из концептуального философского знания принципы предзаданности, калейдоскопичности, парадоксальности, безусловности, самодостаточности, самоценности, неуниверсальности и компенсации.
Во-первых, предлагает отказаться «от поиска оснований идеи права за пределами самого права (например, от попыток найти их в исторической данности исходного момента, в связанности появлений права с какой-то группой факторов и т. п.). Логика, по которой разворачивается познавательный процесс, перестает быть выводной, формальной и начинает пониматься как существенная связанность явлений не в детерминистском, а в системном смысле». Системность же праву придает индивид.
|
Во-вторых, проблему сущности права сводит к проблеме самообоснования права, поскольку оно «в своей безусловности перестает быть предметом, сущность которого является совокупностью связей с другими элементами реальности и преображается в идею как в чистую интенцию нашего познавания реальности». В-третьих, анализируемый автор рекомендует рассматривать право как имманентную характеристику социального бытия. «Право не появляется при некоторых условиях и не исчезает ни при каких условиях, потому что реальность может мыслиться только как бесконечное богатство и одновременность всех своих атрибутов».
Руководствуясь изложенными методологическими принципами, В. П. Малахов приходит к выводу, что право как объективную реальность составляют правовые притязания индивидов (правовых существ). Совокупность ценностных установок и ожиданий, в которых притязания предстают как потребности, должное, честь, идеал, образует объективное право. Соответственно новаторство феноменологии в познании права свелось к изучению правового сознания индивидов, или в определении В. П. Малахова «правовых существ», в котором право понималось не только как аспект социальной реальности, но и как формы внутреннего духовного мира человека.
Углубленное исследование проблем правового сознания индивидов представляет собой позитивное явление в российской юридической литературе, благодаря которому были поставлены и рассмотрены такие малоисследованные проблемы правовой природы и формы притязаний, как целеполагание индивидов, феномен собственного и др.