Для определенных из условий прочности и общей компоновки двигателя величин и
шатунных и коренных шеек и принятой схемы допусков на изготовление коленчатого вала и расточки вкладышей устанавливают максимальный и минимальный диаметральные зазоры в подшипнике.
При расчете подшипников проектируемых двигателей можно рекомендовать следующие ориентировочные минимальные зазоры для шеек диаметром 50 – 100 мм:
для подшипников, залитых баббитом,
)·
;
для подшипников, залитых свинцовистой бронзой,
)·
;
Надежность работы подшипников следует проверять для минимального и максимального диаметральных зазоров в следующей последовательности.
I. По построенной на основании данных динамического расчета полярной диаграмме определяют среднюю нагрузку за цикл и в петле максимальных усилий, а по ним значения и
.
2. Задаются давлением и температурой масла на входе. Температуру масла на входе можно принимать равной 70 – 75 °С.
3. Выбирают сорт масла, который в наибольшей степени соответствует условиям работы подшипника. При этом следует ориентироваться на существующие конструкции, аналогичные проектируемому двигателю.
4. Задаются несколькими (практически тремя) значениями средних температур масла в масляном слое и производят тепловой расчет подшипника в последовательности, изложенной выше.
Результаты расчета сводят в таблицу. В итоге для каждого значения средней температуры известны количества теплоты, выделяющейся в подшипнике и отводимого от него
.
По этим данным строят графики зависимостей и
в одной системе координат. Точка пересечения кривых, в которой
, и определит, очевидно, фактическую среднюю температуру масляного слоя.
11 сс |
12 сс |

Зная коэффициент нагруженности, по графику рис. 2 определяют относительный эксцентриситет, а по нему − минимальную толщину масляного слоя и коэффициент надежности жидкостного трения.
Если в результате расчета коэффициент надежности будет достаточным и температурный режим невысоким, то расчет заканчивают. Если в результате расчета коэффициент надежности будет недостаточным или температурный режим слишком высоким, то необходимо задатьсядругими диаметральными зазорами или другим сортом масла и расчет повторить.
0,2 0,4 0,6 χ 0,79 0,83 0,87 0,91 0,95 χ |
Рис. 2.Зависимость относительного эксцентриситета χ от коэффициента нагруженности Ф: а) для средних значений эксцентриситета; б) для больших значений эксцентриситета. |
Рис. 1. Положение вала в подшипнике и распределение гидродинамического давления в масляном слое |
13 сс |
Ф Ф |
а) б)
14 сс |
Рис. 3.Зависимость коэффициента β от относительного эксцентриситета χ: а) для средних значений эксцентриситета; б) для больших значений эксцентриситета. |
Рис. 6. Зависимость среднего условного давления ![]() |
Рис. 7. Зависимость расхода V масла и его средней температуры t ср от частоты вращения коленчатого вала (p нас=6 кГ/см2; t вх=80 °С) |
Рис. 5. Зависимость коэффициента ![]() |
16 сс |

Рис. 4 Зависимость коэффициента ![]() |
15 сс |
1600 2000 2400 n, мин-1 |