Мощность трения (количество теплоты, выделяющейся в подшипнике за 1 секунду), кВт,
| 8 сс |
,
где
– сила трения, кН;
=
–окружная скорость, м/с.
После подстановки приведенных выражений для
и
в исходное получим:
.
Коэффициент трения
. Коэффициент
может быть определен из графических зависимостей
для различных отношений
(рис. 3).
Теплота, выделяющаяся в подшипнике, отводится циркулирующим через подшипник маслом, а также передается по валу и вкладышам в окружающую среду.
Количество теплоты, отводимой маслом,
,
где
− теплоемкость масла в кДж/(кг °С);
− количество масла, циркулирующего через подшипник, м3/сек;
− плотность масла, кг/м3;
− соответственно температура масла, входящего в подшипник и выходящего из него, °С.
Для применяемых в двигателях внутреннего сгорания масел плотность при 20 °С можно принимать равной 0,90—0,92, а теплоемкость − 0,45—0,50 ккал/(кг °С).
Количество масла, циркулирующего через подшипник, определяется раздельно для нагруженной и ненагруженной частей масляного слоя.
Объемный расход масла, вытекающего из нагруженной части слоя, м3/с,
,
где
− функция относительного эксцентриситета
и отношения
(определяется по графику).
| 7 сс |
,
, (*)
где А − коэффициент, учитывающий протяженность ненагруженной части слоя;
− коэффициент, учитывающий замену переменной толщины слоя средней постоянной; он является функцией протяженности дуги ненагруженной части слоя и эксцентриситета
.
Для дуги в 240°
; (**)
.
Для дуги в 230°
; (***)
.
В формуле (*) величины имеют следующие размерности:
− в кГ/см2;
и
− в см;
− в кГсек/м2;
− в мкм.
Численные значения
, определенные по формулам (**) и (***), отличаются между собой незначительно; в обоих случаях можно использовать графическую зависимость
, приведенную на рис. 5.
Количество теплоты, которое передается через стенки подшипника и вала в окружающую среду, может быть определено по формуле
,
где коэффициент
определяется по эмпирической формуле
,
в которой
− средняя температура масляного слоя в °C, а
− температура среды, окружающей подшипник, в °С.
| 9 сс |
задается приближенно с учетом конструкции подшипника. Так например, для коренных подшипников тракторных двигателей принимают а = 1, для двигателей грузовых автомобилей большой грузоподъемности а = 2 и для двигателей легковых автомобилей и грузовых малой грузоподъемности а = 3. Для шатунных подшипников при средней скорости поршня 5—8 м/сек а = 12.
На основании имеющихся опытных данных установлено, что количество теплоты, передаваемой через стенки подшипников автотракторных двигателей, составляет не более 10—15% от теплоты, выделяющейся в подшипнике. Поэтому при расчете этих подшипников ориентировочно можно принимать
или даже
0, имея в виду, что последнее приведет только к увеличению действительного запаса надежности работы подшипника.