Мощность трения (количество теплоты, выделяющейся в подшипнике за 1 секунду), кВт,
8 сс |
где – сила трения, кН; = –окружная скорость, м/с.
После подстановки приведенных выражений для и в исходное получим:
.
Коэффициент трения . Коэффициент может быть определен из графических зависимостей для различных отношений (рис. 3).
Теплота, выделяющаяся в подшипнике, отводится циркулирующим через подшипник маслом, а также передается по валу и вкладышам в окружающую среду.
Количество теплоты, отводимой маслом,
,
где − теплоемкость масла в кДж/(кг °С); − количество масла, циркулирующего через подшипник, м3/сек; − плотность масла, кг/м3; − соответственно температура масла, входящего в подшипник и выходящего из него, °С.
Для применяемых в двигателях внутреннего сгорания масел плотность при 20 °С можно принимать равной 0,90—0,92, а теплоемкость − 0,45—0,50 ккал/(кг °С).
Количество масла, циркулирующего через подшипник, определяется раздельно для нагруженной и ненагруженной частей масляного слоя.
Объемный расход масла, вытекающего из нагруженной части слоя, м3/с,
,
где − функция относительного эксцентриситета и отношения (определяется по графику).
7 сс |
где А − коэффициент, учитывающий протяженность ненагруженной части слоя; − коэффициент, учитывающий замену переменной толщины слоя средней постоянной; он является функцией протяженности дуги ненагруженной части слоя и эксцентриситета .
Для дуги в 240°
; (**)
.
Для дуги в 230°
; (***)
.
В формуле (*) величины имеют следующие размерности: − в кГ/см2; и − в см; − в кГсек/м2; − в мкм.
Численные значения , определенные по формулам (**) и (***), отличаются между собой незначительно; в обоих случаях можно использовать графическую зависимость , приведенную на рис. 5.
Количество теплоты, которое передается через стенки подшипника и вала в окружающую среду, может быть определено по формуле
,
где коэффициент определяется по эмпирической формуле
,
в которой − средняя температура масляного слоя в °C, а − температура среды, окружающей подшипник, в °С.
9 сс |
На основании имеющихся опытных данных установлено, что количество теплоты, передаваемой через стенки подшипников автотракторных двигателей, составляет не более 10—15% от теплоты, выделяющейся в подшипнике. Поэтому при расчете этих подшипников ориентировочно можно принимать или даже 0, имея в виду, что последнее приведет только к увеличению действительного запаса надежности работы подшипника.