Ситуация потери работы во многом непривычна для большинства граждан нашей страны, кроме того, она осложнена отсутствием опыта действий при потере работы и вызывает сильные негативные переживания, психическое напряжение, приводящие к депрессии, пассивности, неверию в свои силы, вызывающее состояние фрустрации, агрессии, нежеланию адаптироваться к резко изменившимся социально-экономическим условиям.
Причина того, что безработица воспринимается самим субъектом и его окружением как острая стрессовая ситуация, заключается в том, что работа представляет собой один из главных факторов, определяющих внутреннее самочувствие человека. Естественно, что утрата работы в трудоспособном возрасте воспринимается значительным большинством людей как крушение всего жизненного уклада.
Результаты научных исследований, проведенных в последнее время, документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социально-психологических, финансовых, медицинских последствий безработицы.
Среди эмоциональных последствий безработицы отмечается резкое снижение привычной самооценки, во многих случаях возникновение депрессивного синдрома с суицидальными тенденциями. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени. Стресс, испытанный в период безработицы, может стать причиной сокращения индивидуальной продолжительности жизни.
В ситуации безработицы происходит нарушение функционирования семьи, по причине жесткого обращения с детьми увеличивается вероятность детской смертности в таких семьях, увеличивается вероятность развода. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.
|
Влияние безработицы на финансовое положение семьи неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Зачастую приходится жить на пособие по социальному обеспечению.
При работе с безработными необходимо учитывать все факторы, определяющие положение клиента и проводить работу с «оглядкой» на эмоциональное, психосоциальное состояние безработного, его ожидания, желания и готовность приступить к поиску работы.
По результатам анкетирования, проведенного Фроловой С.А. в с. Кинелъ-Черкассы, Самарской области, по выявлению ценностных ориентаций безработных были сделаны следующие выводы:
1. благополучие семьи (44 человека из 63, 70%),
2. жить ради детей, заботиться о них, воспитывать (36 человек, 57%),
3. работа (26 человек, 41%),
4. быть Человеком с большой буквы (7 человек, 11%),
5. здоровье (6 человек, 9,5%),
6. жить (5 человек, 8%),
7. жить для себя, в свое удовольствие (4 человека, 6%),
8. в деньгах, материальном достатке (3 человека, 5%),
9. найти свое место в жизни (2 человека, 3%),
10. в любви (1 человек, 1,6%).
Таким образом, свой смысл жизни безработные видят, прежде всего, в семье, далее в работе, здоровье, деньгах, в самоопределении и в последнюю очередь, в любви.
|
Австрийская исследовательница Л. Пельцман на основании бесед с безработными, выделила четыре фазы эмоционального состояния. Первая - фаза неопределенности связана со свершением важного события в жизни, порождающего страх. На этом этапе велика вероятность возникновения заболеваний, обострение хронических болезней, осложнение семейных отношений. Отмечается начало изменений образа «Я», спровоцированного обстоятельствами; происходит процесс осмысления себя в новых жизненных обстоятельствах. Рефлексия на фоне страха может привести к усилению тревожности. Клиентам службы занятости в этот период должна быть оказана психологическая помощь в форме бесед, тренингов, направленная на снижение стрессогенности, возвращения веры в себя, вывод человека из состояния панического страха и неизвестности перед завтрашним днем.
Вторая фаза (конструктивного приспособления к ситуации) имеет временные границы до 3 - 4 месяцев после потери работы. Безработные начинают испытывать субъективное облегчение, и даже радость из-за открывшейся возможности свободно проводить время за любимым занятием. У клиентов отмечается улучшение состояния здоровья, самочувствия, появляется удовлетворенность жизнью. Но главное - люди начинают активный поиск работы. Клиентам службы занятости в силу этого обстоятельства должна быть оказана помощь по формированию готовности к предстоящему разговору с работодателем. Возможно прохождение курсов поиска работы, где клиенты кроме методов грамотной организации поиска работы получит навыки самопрезентации, которые включают комплекс организованных мероприятий от манеры одеваться и держаться на собеседовании до умения задавать вопросы, с целью выяснения: подходит ли работа, ее условия клиенту.
|
Третья фаза (утяжеление состояния) имеет временные границы до 6 месяцев после потери работы и бесплодных попыток подыскать новое место. В этой фазе начинают проявляться личностные изменения деструктивного характера: разрушаются жизненные привычки, ценности, цели, интересы и прекращается начатый на предыдущей фазе активный поиск работы. Здесь необходима работа с близким окружением клиента, при активной поддержке семьи эмоциональное состояние клиента улучшается, повышается уровень оптимизма и шансы найти работу. Желательно предложение пройти курсы переквалификации, что расширит возможность трудоустройства клиента.
На четвертой фазе формируется беспомощность и примирение со сложившимися обстоятельствами. Безработные не только не возобновляют поиск нового места работы, но даже боятся найти его. На этом этапе работа с клиентом представляется наиболее сложенной и трудоемкой, требуется помощь квалифицированного психолога для коррекции ожиданий и представлении о собственных возможностях клиента.
Подводя итог, следует подчеркнуть важность проведения специалистами грамотной работы по коррекции смысложизненных ориентаций клиента в сложной жизненной ситуации, т.к. отправной точкой работы является именно желание и готовность человека изменяться и менять ситуацию вокруг себя.