пос. Култук Слюдянского района




Стр. 1

Встретив гостей, проводив отъезжающих, отгуляв праздник по случаю прихода весточки с Большой Земли население возвращалось к своим обычным повседневным делам. Подростки вместе со взрос-лыми занимались обычными бытовыми делами (получали трудовое воспитание). Кто сено косил для скотины на зиму, кто заготавливал дрова, кто неводил вместе с родителями и так далее. Дел надо было сделать немало, чтобы пережить зиму. «Бесхозные» подростки также находили себе дело по душе. Кто-то целые дни проводил на пляже, кто-то на озёрах в сору – купались и удили. А кое-кто на пристани помогали грузчикам разгружать лихтера, с товарами для посёлка (больше продовольственные).

Собиралась кучка подростков (человек 5-6) - часть спускали в трюм, где на поддоны выкладывали ящики с чаем, коробки с конфетами, печеньем, пряниками, компотами и т.д. Раздавалась волшебная команда ВИРА – поддон медленно плыл вверх. Там его другая группа пацанов разгружала на телеги. Раздавалась команда МАЙНА и поддон медленно плыл в обратном направлении – в трюм.

Пацаны ощущали себя в глубинах трюма настоящими морскими волками - МОРЕМАНАМИ.

Лихтер - разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов.

Лихтер Клара Цеткин построен в 1933 году. В процессе послевоенной модернизации и переоборудования судно стало самоходным. На Байкале также работал одно-типный лихтер Роза Люксембург.

В качестве оплаты за труд грузчики разбивали ящик с кон-

Лихтер Клара Цеткин в порту Байкал фетами, с печеньем - списывали на естественную убыль.

А иногда был просто царский подарок – распаковывали ящик с банками компота. Все эти сладости тут же исчезали в карманах и желудках притомившихся помощников. Пацаны были довольны – не зря поработали. Как то в один из дней в середине лета на пирсе появился БАДМАИЧ. Завхоз Нижне-ангарской районной больницы. Был он маленького роста (как Клод Ван Дам), сухонький, но вёрткий. Спросил: “ не хотите пацаны подзаработать? ”....!!!.... В чём вопрос… с радостью. “Приходите завтра в 8 часов утра на пирс”. На утро мама собрала скудный обед (картошка в мундирах, бутылка молока, ломоть хлеба) и я отправился в свой первый в жизни рабочий день на пирс, как было договорено с Бадмаичем. На пирсе собралось довольно приличное количество «рабочих» (человек 15-20). Точно не могу сказать. Видимо Бадмаич накануне успел собрать ещё ни одну группу “бесхозных” пацанов по посёлку. К пирсу была пришвартована деревянная баржа – плашкоут.

Плашкоут (плашкот) плоскодонное плавсредство с малой осадкой для перевозки грузов при помощи буксира. Имеют упрощенные обводы, используются в качестве перегрузочных средств на рейдах, приставок для швартовки к пристаням с малыми глубинами, перевозки грузов на верхней палубе, служат также опорами наплавных мостов...морской словарь / Большой Энциклопедический словарь

На рейде стояли ещё две баржи: одна такая же деревянная, вторая побольше - металлическая. Погрузившись на баржу, отчалили от пирса, объединились со стоявшими на рейде плашкоутами в караван и тронулись в направлении посёлка Горемыка. Кто был во главе каравана и буксировал эту вереницу барж сейчас сказать не могу – не помню. Транспортировка прошла как то незаметно. Народу много - как в стихотворении “Стрекоза и Муравей” – шутки, резвость всякий час, веселье. На корме была будочка – каюта для шкипера – над ней румпель (рычаг для управления рулём). Шкипер иногда разрешал подержаться за румпель (поуправлять баржой). Это было для всякого пацана верх мечтаний. Была и одна неприятность. В носовой части баржи находился туалет – он лежал на палубе в опрокинутом состоянии. Когда надо было его поднимали в вертикальное положение и он на цепях зависал над гладью озера. Был такой прикол: если кому-то сильно приспичило и он заходил в туалет, шутники тут же его опрокидывали на палубу. Страдалец оказывался в этом заведении запертым как в собачьей будке до тех пор пока над ним потешались. По этой причине туалетом старались не пользоваться - терпели.

Стр. 2

Ближе к вечеру на траверсе появилось устье речки Слюдянка. Пришвартовавшись к правому песчаному берегу выгрузились из баржи и разбежались врассыпную по близлежащему лесочку избавиться, ввиду долгого терпения, от накопившейся нужды. Старшие товарищи (а было их двое бригадиров Саня и Миша – парни по 17 лет) наладили, тем временем, заранее приготовленные на берегу мостки. И началась работа. На берегу были выложены поленницы, заготовленных зимой дров. Поленья были тяжёлые – чурка разрублена на две – четыре части. Некоторые “полешки” даже для взрослого человека были непреподъёмные, что уж говорить о детях. Вырубив по два батожка длиной примерно метра два – три вместо носилок, разбившись на пары, взялись за работу. Укладывали поперёк батожков с поленницы по три - четыре “полешка” и по мосткам - к барже. Сваливали груз и обратно без остановки, сновали туда – обратно, как муравьи. Поскольку народу было много к полуночи все три баржи были загружены. К этому времени пальцы рук уже не разгибались и не сгибались. Так и оставались скрюченными, а ладошки покрылись водяными мозолями.

После полуночи импровизированный караван “PQ – cлюдянка” с бесценным грузом (тепло для больных) двинулся в обратный путь. Работникам было уже не до шуток, умостившись кто где – крепко спали. Утром, причалив баржу к пирсу, выгрузили, с грехом пополам, одну баржу на пирс. Этот способ выгрузки оказался неэффективным – поскольку сил не хватало далеко забросить полено оно скатывалось обратно в баржу. Следующую баржу выгружали на берег. Сначала соорудили боновое заграждение – выбрасывали поленья прямо в воду, а уж потом из воды на берег и на телегу. Стало легче. Но опять же незадача. Поленья в песке – подушечки пальцев, как наждаком, стирались до крови. Разгрузив баржи разошлись по домам. На следующий рейс мама сшила нечто вроде хомута – на плечи и на шею, чтобы носилки удерживались не за счёт пальцев рук, а за счёт плеч и снабдила рукавичками для предохранения рук. Стало намного легче с погрузкой – выгрузкой баржи. Как помню всего было три рейса. Сколько по времени эта работа продолжалась тоже не могу сказать. Какой был алгоритм рейсов не помню. Времени прошло немало – целая жизнь. Помню окончание этой истории – выдачу заработной платы. Через какое-то время, после окончания работы, было объявлено прибыть за получением заработанных денег. Выдавал зарплату один из бригадиров в кассе на пристани. В кассе – где обычно продавали билеты на пароход. Заработал я, оказывается, 1рубль 40копеек, что и получил наличными из рук в руки – без всяких ведомостей. Мало это или много даже в голову не приходило. Главное заработал. Сейчас очевидно, что бюджетные денежки, выделенные на доставку дров для больницы, “распилили” между собой Бадмаич с бригадирами. Идя домой с заработанными деньгами зашёл в магазин и купил килограмм “подушечек” – конфетки такие были. Угостил домашних. Они рады угощению. Я рад, что работа закончилась. Родители рады, что делом был занят.

Вот такая история с трудовым воспитанием. Как мне помнится было это в 1954 году. Было мне 12 лет. Всем остальным работникам в этих же временных рамках по 12 -14 лет.

Если кого то заинтересует подробная история и судьба кораблей мной названных – это есть в интернете. Судьба же каравана печальна. Через много лет, приезжая в отпуск, видел в устье Кичеры (там где сейчас стоит стелла) обломки деревянной баржи и ржавые останки железного плашкоута и катера (возможно того самого буксира) засыпанные песком.

Николай Байчурин 17 сентября 2016 г.

 

Стр. 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: