7 как можно найти приведенную массу кривошипа
Масса вращающихся деталей:
mr=mк +0,725 mш
Рисунок 1 Схема кривошипа коленчатого вала где: тк= + тщ.пр.
т - указанная на рисунке 1 масса кривошипа;
тщпр - приведенная к радиусу r кривошипа масса щек. Она определяется из условия:
.
Отсюда
.
Центробежная сила инерции от массы вращающихся деталей составляет:
(1)
Она легко уравновешивается установкой нащечных противовесов массой тпр при выполнении условия (рисунок 2):
рц.пр=рц, т.е. тпр×R×w2=mr×rw2
тпр= .
(2)
Билет 8
Уравновешивание от центрабежных сил инерции
Масса вращающихся деталей:
mr=mк +0,725 mш
Рисунок 1 Схема кривошипа коленчатого вала | где: тк=тr + тщ.пр. тr - указанная на рисунке масса кривошипа; тщпр - приведенная к радиусу r масса щек. Она определяется из условия: . Отсюда . Центробежная сила инерции от массы вращающихся деталей составляет: | ||
(1) Она легко уравновешивается установкой нащечных противовесов массой тпр при выполнении условия (рисунок 2): рц.пр=рц, т.е. тпр×R×w2=mr×rw2 и тпр= . (2) | |||
Рисунок 2 Расчетная схема
Билет 9 Удельное усилие инерции
Оно определяются массой и ускорением перемещающихся деталей (второй закон механики):
рj=ms×jn
где ms – приведенная к единице площади поршня масса возвратно-поступательно движущихся деталей; ms=mп+0,275mш, где mп и mш – удельные массы комплекта поршня и шатуна (таблица 1);
Jn – ускорение поршня.
Если подставить значение ускорения (выражение 4 лекции 17), то получим:
(3) |
где рjI – силы инерции первого порядка;
рjII – то же второго порядка
Если не предусматривать специальные меры, то силы рjI и рjII передаются фундаменту двигателя (нет как в случае давления газов, уравновешивающих их сил, действующих на головку двигателя).
Билет 11
Мощность – работа, совершаемая за секунду. Измеряется в л.с. или в кВт (1 кВт = 1,36 л.с.)
Крутящий момент – Мкр=716,2×Ne/n кг.м, если Ne – в л.с., n – в мин-1, Мкр=950,0×Ne/n, кг·м, если Ne в кВт и п – в мин-1, Мкр=Ne/6,28×n, кН×м, если Nе – в кВт, n-в c-1.
Совершенствование двигателей идет в направлении снижения Мкр при одновременном повышении Nе. При этом удельная масса двигателя снижается.
Снижение Мкр (как среднего, так и максимального) при сохранении Nе возможно за счет увеличения частоты вращения двигателя.
Билет 14
Тангенциальное удельное усилие и методика
Графического его определения
Мкр=Т×r Рисунок 3 Схема определения тангенциального усилия | Для определения крутящего момента удобно использовать перпендикулярное радиусу кривошипа тангенциальное усилие Т (рисунок 3), легко определяемое графически. Величину тангенциального усилия можно найти, рассматривая заштрихованный треугольник по выражению: (4) Графически его можно найти следующим образом (см. схему рисунка 3). Если на продолжение радиуса кривошипа отложить рд и провести горизонталь, то отрезок ао и будет тангенциальным усилием. Доказать это можно так: |
Т=Т1+Т2=рд×sina+рд×cosa×tgb= sin(a+b).
Конечно, величину Т надо брать с тем же знаком, что и рд.
Билет 15
Для уравновешивания сил инерции первого порядка противовесы устанавливают на шестернях, вращающихся с такой же скоростью, что и коленчатый вал (шестерни 1,2 и 3 должны иметь одинаковое количество зубьев Z) (рисунок 4).
При таком расположении противовесов суммарное усилие от них в горизонтальной плоскости уравнивают друг друга, а в вертикальной плоскости складывается:
В связи с этим, если обеспечить
2 тпр×r×w2×cosa=ms×r×w2×cosa,
т.е. принять , то силы инерции первого порядка не будут передаваться опорам двигателя. С использованием таких парных динамических противовесов уравновешены одноцилиндровые двигатели Д-20 и Д-14.
Рисунок 4 Схема полного уравновешивания одноцилиндрового двигателя; 1,2, 3, 4 и 5 – шестирни; Z – число зубцов
Билет 16
Для уравновешивания сил инерции второго порядка также можно применить парные динамические противовесы с тем отличием, что противовесы должны вращаться со вдвое большей угловой скоростью (см. рисунок 4; шестерни 4 и 5 имеют по 0,5 Z зубьев).
Парные динамические противовесы иногда называют механизмом Ланчестера.
Рисунок 4 Схема полного уравновешивания одноцилиндрового двигателя; 1,2, 3, 4 и 5 – шестирни; Z – число зубцов
Билет 17
Двухцилиндровые двигатели (П-46; ХТЗБ7; Д-28; Д-16) могут уравновешиваться несколько иначе.
В двухцилиндровых двигателях могут применяться коленчатые валы по схемам рисунка 5.
|
|
|
При применении в четырехтактных двигателях схемы «а», как видно из таблицы 1, порядок работы цилиндров может быть: 1 – 2 – 0 – 0 (вариант I) или 1 – 0 – 0 – 2 (вариант II), т.е. при обоих вариантах не обеспечивается равномерное чередование рабочих ходов В этом недостаток этой схемы.
Таблица 1 Порядок чередования рабочих ходов при схеме «а»
1 цилиндр | 2 цилиндр | |
Вариант I | Вариант II | |
РХ | Сжатие | Выхлоп |
Выхлоп | РХ | Всасывание |
Всасывание | Выхлоп | Сжатие |
Сжатие | Всасывание | РХ |
В двухтактных двигателях, наоборот, при этой схеме обеспечивается равномерное чередование рабочих ходов (с порядком работы 1 – 2).
Другое достоинство этой схемы состоит в обеспечении автоматического (естественного) уравновешивания сил инерции 1 порядка одного цилиндра теми же силами другого:
Естественным образом оказываются уравновешенными и центробежные силы инерции. Вместе с тем следует учесть, что из-за плеча «а» (рисунок 6) здесь появляются моменты:
1. ;
2. .
Моменты могут уравновешиваться также парными динамическими противовесами.
Моменты уравновешиваются постановкой нащечных противовесов (вариант I, а рисунка 6) или противовесов на шкиве вентилятора и на маховике (Д-24) (II, б рисунка 6).
Составив таблицу, аналогичную приведенной, можно убедиться, что при схеме «б » рисунка 5 обеспечивается равномерное чередование рабочих ходов только в четырехтактных двигателях (1-0-2-0).
Рисунок 6 Центробежные силы инерции и моменты от них и уравновешивание их противовесами нащечными (а) и установленными на маховике и шкиве вентилятора (б)
Схема «б» рисунок 5 представляет удвоенную («зеркально» составленную) схему одноцилиндрового двигателя. В связи с этим все инерционные усилия при ней удваиваются:
;
.
Для их уравновешивания могут применяться все те же способы, что и в одноцилиндровом двигателе - механизм Ланчастера (для уравновешивания рjI и рjII) и нащечные противовесы (рц).
Билет 18
Рисунок 7 Схемы коленчатого вала и действующих усилий и моментов четырехцилиндровых четырехтактных двигателей | Четырехцилиндровые двигатели могут уравновешиваться так же, как и двухцилиндровые. Коленчатые валы их выполняются под углом b =180° (плоскими, рисунок 7). Эту схему можно рассматривать как зеркальносоставленную схему с использованием схемы «а» двухцилиндрового двигателя (рисунок 5). В соответствии с этим и силы инерции будут: . |
Отечественные четырехцилиндровые двигатели уравновешивались только от сил инерции первого порядка (естественным образом). Первым четырехцилиндровым двигателем с уравновешенными силами инерции второго порядка (парными динамическими противовесами) стал двигатель А-41 (трактора ДТ-75М) Алтайского моторного завода.
Моменты от рц также взаимно уравновешиваются. Но они нагружают коренные подшипники двигателя. С целью разгрузки этих подшипников обычно уравновешивают рц каждой половины вала нащечными противовесами. В двухтактных четырехцилиндровых двигателях (ЯАЗ-204) применяют крестообразную схему расположения колен вала (рисунок 8). | Рисунок 8 Схема коленчатого вала двигателя ЯАЗ-204 |
В этом случае , , и .
Появляются неуравновешенные моменты (из-за плеча а – расстояния между коленами):
,
- могут уравновешиваться системой противовесов на специальных валах, а - противовесами на щеках коленчатого вала.
Под действием неуравновешенных сил инерции II порядка двигатель колеблется в вертикальной плоскости, а - неуравновешенных моментов – в горизонтальной.
О влиянии неуравновешенных сил и моментов можно судить по приведенным в таблице 2 данным по амплитудам колебаний деталей и навесных агрегатов двигателя Д-50 и АМ-41.
Таблица 2 Амплитуда колебаний деталей и навесных агрегатов
двигателей Д-50 и АМ-41 (при п =1700 мин-1), в мм
Места замера | Амплитуда колебаний | ||
Д-50 | АМ-41 с уравновешенными рjII | АМ-41 без уравновешенных рjII | |
Картер маховика | 0,05-0,07 | 0,08 | 0,14 |
Головка цилиндра | 0,04-0,08 | 0,08 | 0,14 |
Навесные агрегаты | 0,04-0,30 | 0,11 | 0,23…0,27 |
Из-за таких колебаний в двигателях часто происходят поломки топливопроводов, выхлопных труб, кронштейнов воздухоочистителей и др.
Уравновешиванию двигателей за рубежом давно уже уделяют серьезное внимание. В свое время НАТИ было исследовано 100 моделей дизелей зарубежного производства, близких к нашим тракторным дизелям. Из них только 32 малоразмерных двигателей имели неуравновешенные силы и моменты.
Билет 19
Понятие о неравномерности вращения коленчатого вала двигателя
Неравномерность крутящего момента и, следовательно, тангенциального усилия оценивают коэффициентом:
,
где Тср=r по рисунку 2.
У двигателя Д-21 к=5,52; Д-50 и МЗМА-412 – 3,35; ЯМЗ-236 – 2,88; А-41 и Д-240 – 2,28 и ЗИЛ-130 и ЯМЗ-238 – 1,36.
Неравномерность вращения коленчатого вала, являющуюся следствием неравномерности крутящего момента, оценивают по величине:
, (2)
где wmax, wmin и wср - максимальная, минимальная и средняя (между ними) за рабочий цикл угловые скорости (рисунок 1).
Билет 20-21
Тангенциальные диаграммы одно- и многоцилиндровых двигателей
Рисунок 1 Диаграммы тангенциальных усилий (Т) и угловой скорости (w) коленчатого вала одноцилиндрового двигателя; р – среднее тангенциальное усилие |
Находя для ряда положений КШМ (угла a) тангенциальные усилия графически (или аналитически) можно построить представленную на рисунке 1 развернутую диаграмму тангенциальных усилий Т для рассматриваемого цилиндра двигателя.
Рисунок 2 Схема расположения поршней и диаграммы тангенциальных усилий отдельных цилиндров (Т1, Т2, Т3 и Т4), и суммарной всех цилиндров (SТ); r - среднее тангенциальное усилие |
Для многоцилиндрового двигателя диаграмма усилий Т строится сложением диаграмм всех цилиндров (с учетом угла «заклинки» вала). Для четырехцилиндрового двигателя диаграммы отдельных цилиндров и суммарная диаграмма всех цилиндров приведены на рисунке 2.
На диаграмме r=Тср. По величание r можно найти крутящий момент Мк и мощность Ne двигателя, используя их, проверить правильность построения индикаторной диаграммы:
, (1)
где D – диаметр цилиндра;
r – радиус кривошипа;
п – частота вращения коленчатого вала двигателя;
hм – механический к.п.д. двигателя.
Как видно из диаграммы рисунка 1, тангенциальное усилие и, следовательно, крутящий момент являются переменными величинами.
Билет 23
Аналитическое определение степени неравномерности вращения коленчатого вала двигателя
Для случая абсолютно жесткого вала и работы с постоянной нагрузкой для любого отрезка времени по принципу Даламбера можно записать:
Мк=Мс+J×e, (3)
где Мк – крутящий момент двигателя;
Мс – суммарный момент всех сопротивлений;
J – момент инерции всех движущихся масс двигателя (момент инерции – мера инерции вращающегося тела, а инертность – стремление сохранить ранее приобретенное состояние – покоя или движения);
e - угловое ускорение коленчатого вала в рассматриваемый момент.
На основе этого исходного уравнения можно найти:
, (4)
где Lизб – избыточная площадь (F рисунок 1) в единицах работы;
Это выражение получено следующим образом.
Так как , то ,
Но .
С учетом этого получаем следующее дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными:
Интегрируя это выражение от значения a2 (соответственно wmax по рисунку 1) до a2 (соответственно wmin), находим:
где представляет максимальную избыточную площадь (Fизб) в единицах работы.
Соответствующая этой площади избыточная работа:
,
где mF - масштаб; mF=mр×ma. (mр и ma - масштабы по осям ординат и абцисс).
Тогда: и .
Как видно из этого выражения, чем меньше J (момент инерции всех подвижных деталей двигателя) и wср (средняя угловая скорость вращения коленчатого вала), тем больше d.
Величина момента инерции подвижных деталей двигателя J может определяться из условия обеспечения надежного пуска двигателя или разгона машинно-тракторного агрегата.
Рассмотрим пуск двигателя.
Надежный пуск может быть лишь в случае, когда после первой вспышки начавшийся вращаться коленчатый вал не останавливается к моменту следующей вспышки, т.е. соблюдается условие wmin³0.
Для номинального режима и режима пуска степени неравномерности вращения коленчатого вала можно определить по выражениям:
; .
Разделив первое выражение на второе и считая, что Lизб.н.»Lизб.п., получаем:
, т.е. .
Для крайнего случая wmin=0 находим:
и тогда .
Или введя коэффициент надежности К, получаем:
. (5)
Для автотракторных двигателей:
пп=35…60 мин-1 – в ДсИЗ и 100…250 – в дизелях. Этим оборотом соответствуют средние скорости поршня Стп=0,5-0,8 м/сек.
Для случая пн=2000 мин-1 и ппср=47,5 мин-1 (ДсИЗ)
,
а для ппср=175 мин-1 и пн=2000 мин-1 (дизель) –
.
В современных автотракторных двигателях такой порядок и имеет величина dн:
0,01-0,006 – тракторные двигатели
0,003-0,005 – автомобильные двигатели.