хоккеистов высокой квалификации




Техническая подготовка в тренировочном процессе

Хоккеисты высокой квалификации имеют, как правило, достаточно высокий уровень технической подготовленности, позволяющий им решать различные тактические задачи, возникающие в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Вместе с тем у ряда хоккеистов, особенно молодых, можно наблюдать некоторые изъяны при выполнении отдельных технических приемов, низкий уровень устойчивости, что приводит к большому количеству брака и отрицательному результату в соревнованиях. В этой связи процесс дальнейшего совершенствования технической подготовленности (мастерства) в настоящее время приобретает большую значимость.

Основополагающими для организации и построения тренировочного процесса по совершенствованию технического мастерства хоккеистов являются основные категории, характеризующие его на современном этапе развития хоккея.

Техническое мастерство спортсмена характеризуется (по В.М. Зациорскому) двумя основными категориями: во-первых, что умеет делать спортсмен и, во-вторых, как он владеет освоенными действиями (рис. 7.1).

К первой категории можно отнести количественные показатели, объем и разносторонность технических действий, которые умеют выполнять спортсмены; ко второй категории — качественные показатели, т. е. эффективность (освоенность) при выполнении приемов.

Объем технического мастерства спортсмена определяется количеством технических действий, которые он выполняет. Различают общий и соревновательный объем. Общий объем — это суммарное количество действий, которые освоены спортсменом. Соревновательный объем — это количество технических действий, выполняемых в соревнованиях.

Разносторонность технического мастерства — это степень разнообразия выполнения технических приемов. Также подразделяется на общую и соревновательную.

Эффективность технического мастерства хоккеиста — это характеристика степени владения им техническим приемом.

Различают три категории эффективности технического мастерства: абсолютную, сравнительную и реализационную.

Абсолютная эффективность — это мера соответствия идеалу. Определяется она на основе биохимических и психологических критериев. Так, например, при определении эффективности бросков шайбы сопоставляют их с идеальными бросками выдающихся спортсменов с учетом биохимических и психологических характеристик движений (путь, скорость и ускорение движения крюка клюшки, величина развиваемых усилий, скорость вылета шайбы, точность полета шайбы, скрытность, неожиданность).

Сравнительная эффективность — это степень отличия техники выполнения игрового приема хоккеистов от образца на основе различных признаков, которые определяются сравнением показателей техники спортсменов высокой и низкой квалификации, а также расчетом коэффициента корреляции, уравнения регрессии между спортивным результатом и показателями техники.

Реализационная эффективность определяется сопоставлением показанного спортсменом результата с результатом, который он мог бы показать соответственно уровню развития двигательных качеств, лимитирующих этот технический прием. Разность между возможным результатом и истинным и будет являться показателем реализационной эффективности. Возможный результат определяется с помощью уравнений регрессии.

В качестве примера реализационной эффективности можно привести такой. Скорость полета шайбы является важнейшим критерием техники броска. Вместе с тем она во многом зависит от силы кистей рук. Чтобы бросить шайбу со скоростью 50 м/с, надо развить силу на крюке клюшки скручивающими движениями кистей рук, равную 18 кг, и обладать высокой техникой. Если спортсмен развивает силу, равную 18 кг, а шайбу бросает со скоростью 35 м/с, значит, у него отстает техника движений, которая не позволяет реализовать его двигательный потенциал в бросковом движении. Разность между возможным (50 м/с) и истинным (35 м/с) результатом, равная 15 м/с, и является показателем реализационной эффективности.

Освоенность техники — самостоятельная характеристика технического мастерства, не зависящая от эффективности. Она определяется стабильностью, устойчивостью, вариативностью и автоматизи-рованностью выполнения технических приемов.

Высокая стабильность техники является результатом освоенности и характеризуется стабильным выполнением движений в стандартных условиях с незначительными отклонениями некоторых характеристик.

Устойчивость (надежность) техники определяется степенью снижения ее эффективности под влиянием действия различных сбивающих факторов (состояние спортсмена, близость противника, внешние условия и др.).

Автоматизированность технического приема — это навык рационального выполнения приема без концентрации сознания на процессе выполнения (сознание переключается при этом на решение других задач, в том числе тактических).

Вариативность как категория технического мастерства определяется способностью хоккеиста рационально варьировать различными техническими приемами и их разновидностями в соответствии с внезапно меняющимися игровыми ситуациями.

Помимо учета этих категорий, при организации технической подготовки следует также иметь в виду и специфику соревновательной деятельности хоккеиста, где большое разнообразие технических приемов проявляется в тесной взаимосвязи и в органическом единстве с двигательными качествами и тактическими навыками в условиях контактного противоборства с соперником.

В командах высокой квалификации одним из действенных методов совершенствования технического мастерства является организация и проведение (в оптимальном соотношении) командной, групповой и индивидуальной тренировки при рациональном использовании средств комплексного и избирательного воздействия. При этом индивидуальная тренировка направлена прежде всего на устранение недостатков, подтягивание отстающих сторон технической подготовленности и дальнейшее совершенствование сильных сторон подготовленности, свойственных конкретному хоккеисту, с учетом его амплуа в команде. Командная и групповая тренировка, как правило, имеет технико-тактическую направленность, где наряду с совершенствованием технических приемов одновременно совершенствуются и их тактическая направленность, различного рода взаимодействия в связках (2 игрока), звене (3) и команде (5 игроков). В этом случае используют преимущественно средства комплексного воздействия. Соотношение этих форм технической подготовки непостоянно. Оно изменяется в зависимости от задач тренировочного этапа, контингента занимающихся, уровня их технической подготовленности, условий занятий.

Эффективность выполнения технических приемов в соревновательных условиях зависит не только от уровня технического мастерства, но также и от уровня развития физических качеств, тактической целесообразности, психической готовности и др. В этой связи для успешного совершенствования технического мастерства используют такие средства и методы, с помощью которых можно одновременно воздействовать на факторы, лимитирующие техническую подготовленность. Например, для повышения эффективности передвижения хоккеиста на коньках целесообразно применять методы вариативного и сопряженного воздействия, позволяющие одновременно совершенствовать технику движения и развивать скоростные и скоростно-силовые качества. При использовании вариативного метода в беге на коньках чередуют упражнения с отягощением (утяжеленный пояс), в обычной форме и без формы. В первом случае осуществляется воздействие на силовой потенциал хоккеиста, в третьем — на скоростной. Контрастность отягощений способствует повышению эффективности скоростного маневра. Реализация сопряженного метода в беге на коньках производится с помощью отягощений на пояс и на конек.

При совершенствовании ведения и бросков применяют тренировочные утяжеленные шайбы (400—800 г). Важно подобрать оптимальный вес отягощения, так как, с одной стороны, необходимо ощутимо воздействовать на силовой потенциал спортсмена, с другой — не искажать структуру движения, т.е. не повлиять отрицательно на технику выполнения приема. Исследованиями установлено, что использование утяжеленной шайбы (более 800 г) отрицательно отражается на технике броска, искажается структура движения, так как хоккеист вынужденно бросок такой утяжеленной шайбой выполняет за счет более крупных, но медленных мышечных групп.

Добиваясь свободного и экономного выполнения отдельных приемов, их стабильности, надежности и вариативности, следует ориентироваться на критерии оценки их эффективности. Например, основным критерием эффективности передвижения на коньках является скорость и экономичность маневрирования, аккумулирующего в себе высокий уровень стартовой и дистанционной скорости, быстроту выполнения поворотов, стартов, торможений и переключений с одного приема на другой. С их учетом определяется содержание тренировочных заданий и условия их выполнения.

Для повышения дистанционной скорости выполняют упражнения в катании по большому пространству с акцентом на увеличение мощности отталкивающего движения и техники скольжения.

Упражнения для повышения стартовой скорости включают в себя в основном старты и бег короткими шагами. При этом обращают внимание на увеличение силы и совершенствование техники первых толчковых движений, на оптимальный наклон туловища и частоту шагов. Такой же аналитический подход целесообразен и при совершенствовании других технических приемов.

Критерий эффективности бросков и ударов — скорость и точность полетов шайбы, быстрота, скрытность и неожиданность их выполнения.

Повышению скорости полета шайбы способствуют упражнения, сопряженно воздействующие на силу мышц плечевого пояса, кистей рук и технику движения. При их выполнении весьма существенно рациональное использование массы собственного тела для деформа­ции клюшки, захлестывающее, вращательное движение кистей рук в фазе финального усилия. Точность, или меткость, бросков следует совершенствовать с помощью упражнений в бросках, выполняемых в различного вида мишени (в том числе подвижные и внезапно появляющиеся), а также в ворота, защищаемые вратарем.

В первом случае преимущественно развивается зрительно-моторная координация и обеспечивается стабильность в меткости попадания бросков в цель.

Во втором – развивается реакция выбора на действия вратаря, и совершенствуются различные варианты технико-тактических действий по взятию ворот в единоборстве с вратарем.

Быстрота, скрытность и неожиданность бросков совершенствуются в упражнениях комплексного воздействия, где броски выполняются в ходе ведения, обманных действий, приема и передач, «из-под игрока» соперника. При этом важен акцент на сокращение (во времени и пространстве) и завуалирование подготовительной фазы броска. В связи с этим предпочтение отдается кистевым броскам.

Критерием эффективности передач является точность, своевременность, скрытность и неожиданность их выполнения. С целью совершенствования скрытности и неожиданности передачи их следует выполнять коротким кистевым движением, используя обманные действия — финты. Большой эффект дают упражнения в выполнении передач в ходе обводки, имитации броска в ворота, торможения, силового единоборства.

Для совершенствования приема шайбы полезны необычные, трудные для приема передачи: умышленно сильно в ноги, вперед, в стороны, назад, по льду и на разной высоте — верхом.

Финты отрабатываются в упражнениях с единоборствами параллельно с отбором шайбы. При этом отправным можно считать упражнение с партнером (в парах), в котором один игрок упражняется в обводке, другой — в отборе. Затем упражнения усложняют и выполняют уже в условиях игровой деятельности. Тренер должен стимулировать выполнение коронных финтов, творчество и импровизацию занимающихся, обращать внимание на естественность и правдивость выполнения первой фазы финта и быстроту второй.

Что же касается упражнений в отборе, то здесь главное — правильный выбор позиции, умение подкатиться к противнику и опекать его, выбор момента и способа активного отбора шайбы, в том числе с применением силовых приемов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: